Исторические этапы возникновения и развития столицы автономного района Внутренней Монголии КНР - г. Хух-Хото

Бесплатный доступ

В предложенной статье освещается история возникновения одной из столиц Внутренней Азии, г. Хух-Хото. Рассматриваются предпосылки к созданию на территории современной Внутренней Монголии оседлого поселения Дабаньшэн...., ина основе анализа некоторых фактов из истории Внутренней Монголии представлены этапы становления современной столицы АРВМ.

Внутренняя азия, внутренняя монголия, история возникновения столицы внутренней азии, алтан-хан, хух-хото

Короткий адрес: https://sciup.org/148315754

IDR: 148315754   |   DOI: 10.18101/2305-753X-2016-3-62-66

Текст научной статьи Исторические этапы возникновения и развития столицы автономного района Внутренней Монголии КНР - г. Хух-Хото

Как известно, предпосылками возникновения городов является переход от кочевого к оседлому образу жизни, от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, периоду первого крупного разделения труда в человеческом обществе на сельскохозяйственный и ремесленный труд. Разделение труда привело к появлению обмена продукцией и развитию торговли, в связи с этим, первые города чаще всего возникали на перекрестках торговых путей. Столица Автономного района Внутренней Монголии г. Хух-Хото также не является исключением.

Город Хух-Хото, основанный Алтан-ханом в 1575 г., на сегодняшний день является развитым и современным городом, политическим, экономическим, образовательным, культурным, и в целом, административным центром АРВМ КНР. Территорию Внутренней Монголии на протяжении долгого времени населяли кочевые народы, которые только в 17 веке вошли в состав императорского Китая (Цинской империи).

Целью данной статьи не ставится рассмотреть исторические события, приведшие к присоединению данной территории с населявшим ее народом к Цин-ской империи, мы постараемся проследить предпосылки и историю возникновения столицы АРВМ г. Хух-Хото, рассмотрев лишь некоторые важные факты из истории Внутренней Монголии.

По мнению китайских исследователей, описание региона Внутренней Монголии началось достаточно поздно, в сравнении с исследованием и описанием внутреннего Китая, и, в связи с этим, материалов хроники о данном регионе сравнительно мало. Китайские исследователи объясняют данную ситуацию большой разницей между кочевой и оседлой культурами, потому что традиция ведения хроник и записей о природе и обществе – это результат оседлой культуры, занимающейся сельским хозяйством, то есть изобретение ханьцев. Для правящего двора краеведческие описания были очень важны, так как политические деятели на основе изучения географического положения, природных условий, характеристики населения и природных богатств территории определяли земельный налог, трудовую и военную повинности.

Район Внутренней Монголии уникален наличием нагорий и степей, холодным климатом с малым количеством осадков. Данная территория является колыбелью кочевых народов, таких как хунну, сянбийцы, монголы и т.п. культура которых кардинально отличалась от оседлой культуры земледельцев-китайцев.

Процесс становления урбанизации является результатом политического, экономического и социального развития общества, для каждого типа общества он своеобразен и уникален.

С.А. Плетнева в книге «Кочевники Средневековья. Поиски исторических закономерностей» (1982) на основе большого фактического материала выделила три стадии, через которые проходили кочевые сообщества Евразии: таборная, полукочевая, полуоседлая. На третьей, наивысшей стадии у кочевников возникали оседлость и оседлые поселения, сооружались города. Схема возникновения города, когда вокруг замка богатого скотовода, удачно выбравшего место, образовывались посады, населенные торговцами и ремесленниками, условно названа С.А. Плетневой «от кочевий к городам» [1982, с. 78].

Отечественный исследователь С.В. Данилов отмечает, что «в процессе развития обществ с многоотраслевой экономикой и находящихся на довольно высоком уровне социального развития появляется такой показатель развития общества, как город. Причем процесс возникновения городов наблюдался как в обществах с экономикой, основанной на земледелии, так и в обществах со скотоводческим хозяйством, т.е. определяющим в процессе появления городов являлся не способ производства, а уровень экономического, социального и политического развития общества [Данилов, с. 7].

На протяжении длительного времени правящий двор Китая проводил политику освоения северо-восточных земель, но каждый раз освоенные земли снова отвоевывались кочевниками. Можно сделать вывод о том, что данная территория на протяжении нескольких веков играла ключевую роль в геополитическом противостоянии между кочевыми народами Центральной Азии и китайскими династиями. Во времена Алтан-хана, данный район являлся центром сосредоточения его военных сил, штабом и опорным пунктом при набегах на территорию Китая.

Объединение монгольских кочевых племен, населявших территории Внутренней Монголии в XVI в., появления и развитие производящих форм хозяйствования, вызвали необходимость установления торговых отношений с императорским Китаем, так как китайский рынок являлся единственным местом, куда монголы могли сбывать продукты своего хозяйства и приобретать необходимые продукты земледелия и ремесла.

Е. Н. Афонина в своей статье «К оценке политики тумэтского Алтан-хана», проанализировав китайские официальные источники, делает вывод о том, что Алтын-хан на протяжении длительного времени стремился установить независимые торговые отношения и неоднократно отправлял в Китай посольства с целью открыть пограничную торговлю, так как его территория располагалась на территории Фэнчжоутань, которую в дальнейшем назвали «равниной тумэтов» ( i^^ ), что располагалась вдоль границы с Китаем.

Как указано в китайском издании « 呼和浩特市地名志 » (Топонимика города Хух-Хото), в 1566 году в период правления минского императора Чжу Хоуцзуна, девиз которого был «чудесное умиротворение», Алтан-хан на территории Фэн-чжоутань основал город Дабаньшэн ( 大板升城 ) (про город почти ничего не известно). Е.Н. Афонина пишет о том, что в «Материалах о монгольских кочевьях» «…говориться, что первоначально он назывался Байшэнь, что восходит к монгольскому байшин - здание» [Афонина, с. 43].

Анализ статьи Е.Н. Афониной «К оценке политики тумэтского Алтан-хана» позволяет сделать вывод о том, что Е.Н. Афонина считает Дабаньшен не городом, а оседлым поселением и разделяет точку зрения П. Хьера в том, что в дальнейшем Дабайшэн был переименован Алтан-ханом в г. Хух-Хото «в переводе с монгольского данное название значит «Голубой город», он символически перекликается с идеей священного вечного неба, которое испокон веков почиталось монголами» [Афонина, с. 43]. Е.Н. Афонина считает ошибочной точку зрения Ш. Нацагдорджа о том, что был еще один город, основанный Алтын-ханом, который в итоге переименовали в город Гуйхуа [Афонина, с. 46].

Китайские исследователи пишут о том, что город Хух-Хото создавался Алтан-ханом с 1572 по 1575 года. Необходимо отметить, что в монографии « ^ЭЙ^^ЙЙЙ^^ » (Историко-географическое описание Внутренней Монголии в догосударственный период) указано, что в 1575 году Алтын хан, монгольского племени тумэтов, основал город Кукухэтунь ( 库库和屯 ) (который на сегодняшний день является старой частью г. Хух-Хото ^^^Й^^ ) в династию Мин город был назван Гуйхуа ( ^^^ ) [ ^ЭЙ^^ЙЙЙ#^ , с. 99].

В 1575 году после того как Алтын-хан заключил договор с правящей династией Мин, императорский двор переименовал город в Гуйхуа ( 归化城 ). Данное название, согласно « ^ЭЙ^^ЙЙЙ^^ » (топонимика г. Хух-Хото) имело оскорбительный для монголов смысл « ^Ж#^,^##^Й » [с. 10] - покориться и перевоспитаться. На монгольском языке город сохранял свое прежнее название Хух-Хото «Голубой город».

Династия Цин после установления своей власти для стабилизации ситуации на территории северных границ постепенно по всей территории ввела военный режим, разместив восемь гарнизонов с войсками, где располагались генералы, военные губернаторы, министры, начальники знаменных гарнизонов и другие служащие гарнизонов с целью усилить сдерживание монгольской части территории.

В 1737 году для того чтобы закрепить свое господство на территории Тумэт-ской равнины и обширной территории Монголии, император Цянь Лун ( 乾隆 1737) принял решение недалеко от города Гуйхуа в северо-восточном направлении построить специальное укрепление - знаменный гарнизон для войск «Восьми знамен». В 1739 году укрепление было построено и ему было дано название Суйюань ( 绥远 ), что означало «установить мир в далеких краях и стабилизировать границу». После создания укрепления Суйюань, жители по-привычке называли город Гуйхуа - старый город, а Суйюань - новый город, что сохранилось до сих пор.

Во время правления династии Цин в г. Гуйхуа процветала торговля. При императоре Кан Си торговцы национальности хуэй из разных раегионов страны (Синьцзяна, Ганьсу, Нинся и т.д.) временно проживали в г. Гуйхуа, помимо этого, хуэцы из близнаходящихся городов Датуна и Ювэя также приезжали в Гуйхуа на постоянное место жительства, что постепенно изменило данный город и сформировало новую культуру, где синтезированы уклады южных крестьян – ханьцев, торговцев - хуэй и северных кочевников монголов и маньчжуров.

После Синьхайской революции, в 1927 г. Чан Кайши начал продвигать политику национального давления, всеобщий китаизм и создал провинцию Суй-юань и объединил город Гуйхуа с гарнизоном Суйюань в один город Гуйсуй, сделав его, центром провинции. В этот период, название Внутренняя Монголия исчезло с карт Китая [ ^^^#Д^^^ , с. 59].

На время создания Китайской народной республики 1949 г., как отмечает исследователь Вэй До, в городе Гуйсуй проживало 118000 человек, в данный период город был не развитым, не было хороших дорог, страдало освещение, велосипеды были роскошью, было много мусора и диких собак, производство отсутствовало и все предметы жизненной необходимости были привозными [ ^^^#X^W# , с. 62]. В 1951 году началось оживленное восстановление города: открылись заводы: сельхозмашин, кирпично-черепичный и т.п.; открылись больницы, школы, спортивные площадки и галереи. В 1954 году Госсовет упразднил провинцию Суйюань и восстановил прежнее название Внутренняя Монголия, а город Гуйсуй был переименован в Хух-Хото и назначен административным центром АРВМ.

Город Хух-Хото, основанный Алтан-ханом, по мнению отечественных исследователей, являлся первым крупным оседлым поселением, созданным монголами после крушения династии Юань. Его строительство свидетельствовало о серьезном изменении в экономике страны, социальном и политическом развитии. Город рос и быстро превратился в центр ремесла и торговли и в дальнейшем стал центром культурного обмена с Китаем.

Помимо экономического, политического и социального развития, город не был обделен и духовной составляющей. Как отмечает Е. Н. Афонина, «ряд исследователей полагают, что Алтан-хан претендовал на роль объединителя монголов и в связи с этим обратился к буддизму», возможно считая, что религиозное единство преобразуется в политическое. Поэтому в 1580 году Алтан-хан построил буддийский храм Дачжао, в последствии количество буддийских монастырей в городе возрасло.

На сегодняшний день город, как и прежде, представляет собой полиэтнический город, что определяет его социокультурное пространство, а именно, определяет его культурно-национальную специфику, которая выражается в материальной и духовной культурах.

Список литературы Исторические этапы возникновения и развития столицы автономного района Внутренней Монголии КНР - г. Хух-Хото

  • Афонина Е. Н. К оценке политики тумэтского Алтан-хана (1507-1581) // Mongolica-VI: сб.ст. - Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2003. - С. 3947.
  • Данилов С. В. Города в кочевых обществах Центральной Азии. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. - 202 с.
  • Плетнева С. А. Кочевники средневековья. - Москва, 1982.
  • Тепкеев В. Т. Ойраты в начале 17 в. - Элиста: Книги РАН, 2015. - 198 с.
  • Wei Duo. Huhehaote fengqing baihua. Neimenggu renmin chubanshe,2006.
  • Huhehaoteshi dimingzhi. Huhehaoteshi renminzhengfu. 1985.5 с. 9-10.
  • Te Moqin. Jianguoqian Neimenggu fangzhikaoshu. Neimenggu daxue chubanshe 1998. - С. 99-110.
  • Christopher P.Atwood. Encyclopedia of Mongolia and the Mongol empire. Library of Congress Cataloging-in-Publication Data, 2004.
Статья научная