История формирования профессионального музыкального образования Монголии в ХХ в

Автор: Минхэн Л.

Журнал: Восточный вектор: история, общество, государство @eurasia-world

Рубрика: История

Статья в выпуске: 3, 2023 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена краткому историческому обзору особенностей развития музыкального образования в Монголии в ХХ в. в фокусе исследования - система профессионального музыкального образования. Автор приходит к выводу, что в процесс становления системы профессионального музыкального образования Монголии значительный вклад внесли советские специалисты, которые познакомили монгольских коллег с классической музыкой, раскрыли особенности советской школы, методические основы которой послужили фундаментом развития собственно монгольской школы музыкального образования. В рамках статьи автор представил этапы развития музыкального образования в Монголии

Еще

Музыкальное образование, монголия, советский союз, история, консерватория, учащиеся, преподаватели

Короткий адрес: https://sciup.org/148328085

IDR: 148328085   |   DOI: 10.18101/2949-1657-2023-3-83-90

Текст научной статьи История формирования профессионального музыкального образования Монголии в ХХ в

Лян Минхэн. История формирования профессионального музыкального образования Монголии в ХХ в. // Восточный вектор: история, общество, государство. 2023. Вып. 3. С. 83–90.

История профессионального музыкального образования Монголии берет свое начало в 1937 г., когда в Улан-Баторе открылась музыкальная школа и было принято 28 первых учеников. На начальном этапе в школе не было ни одного профессионального педагога, были назначены только директор и трое сотрудников. Сегодня учебное заведение имеет уже 86-летнюю историю, в 2017 г. получило статус учреждения высшего образования и официально именуется Монгольской государственной консерваторией.

История профессионального музыкального образования Монголии неразрывно связана с деятельностью педагогов из СССР, которые были приглашены для обучения монгольской молодежи игре на фортепиано, струнных и духовых инструментах.

С 1940 г. правительство Монголии начало реализацию комплекса мер, направленных на повышение благосостояния граждан. В сфере культуры и искусства была создана благоприятная атмосфера и условия для приобщения к мировому музыкальному наследию.

В процесс становления профессионального музыкального образования Монголии неоценимый вклад внесли педагоги из Советского Союза, в том числе А. А. Рабинович, Г. А. Уварова, В. Я. Романовский, Ф. И. Клейшко, Б. Ф. Смир- нов, И. Я. Белоусов, Н. Бельский, И. Я. Исполнев, И. Кузнецова и др. Советские специалисты делились профессиональным опытом, преподавали свои дисциплины учащимся. Например, Б. Смирнов преподавал нотную грамоту взрослым и детям, Ф. Клейшко работал хормейстером и вел уроки пения, И. Кузнецова и В. Романовский — уроки хореографии, А. Рабинович — курс драматического искусства [13].

Заслуженный артист Бурятской АССР Б. Болдыров был одним из основателей симфонического оркестра в Монголии. Следует отметить, что симфонический оркестр является особым коллективом, сохраняющим, развивающим и транслирующим все богатство классической музыки. Поэтому сложно переоценить вклад, который внесли советские специалисты в развитие классической музыки в МНР.

В 1943 г. музыканты Центрального театра Монголии начали выступать на концертах в двух форматах — исполняли народную музыку и симфоническую, это являлось свидетельством универсальных качеств исполнителей. Музыкант Ж. Чулуун играл на хуучире и на европейских смычковых инструментах, Ц. Намсрайжав — хуучире и духовых инструментах, Г. Жамьян — национальном инструменте моринхуур и виолончели, Ц. Дашдулам — шанзе и альте, Д. Цэрэндолгор — хуучире и альте, С. Цэвэлмаа — хучире и скрипке.

Профессональная танцевальная группа также формировалась при участии педагогов из СССР. С 1944 г. в программе Школы искусств появился учебный курс хореографии. Выпускники впоследствии заменили участвовавших в театральных постановках исполнителей монгольских народных танцев и приглашенных артистов. Первыми педагогами хореографии в Монголии были И. Кузнецова и В. Романовский. Под их руководством Ч. Дашдулам, Д. Цэнд, М. Цэнд, Х. Алимаахүү, Гомбо и Хандсурэн стали профессиональными танцорами. Одна из ведущих танцовщиц Монголии Г. Долгорсурэн вспоминает, что И. Кузнецова и В. Романовский преподавали курс хореографии при Центральном театре, который впоследствии перевели в новую Школу искусств.

Ранее говорилось о том, что становление профессиональной школы классической музыки было заложено в 1930-е гг., в это время в МНР впервые были представлены русская и европейская классическая музыка. В 1940-е гг. музыкальное образование получило большое развитие, начали открываться музыкальные классы, создавались отделения струнных, духовых и ударных инструментов, а также хореографии.

В 1945 г. Школу искусств переименовали в Музыкально-драматическую школу при Центральном театре. В это же время открылась кафедра по фортепиано и состоялся первый набор учащихся. Известные музыканты Н. Жамсран и Б. Шаг-дарсүрэн обучались игре на народных инструментах и получали уроки на фортепиано у педагогов И. Бадмаевой и О. Билибиной. Отделение струнных инструментов развивали педагоги А. Бронин и ассистент Б. Даш [1].

Согласно совместному постановлению Монгольской народно-революционной партии и Совета Министров СССР структуры школы в 1957 г. изменили по образцу Центральной музыкальной школы в Москве. С целью совершенствования обучения музыкантов срок обучения был доведен до 11 лет. Тридцать детей от восьми лет и старше были приняты на обучение по классу фортепиано и струнных инструментов. Десятилетняя музыкально-хореографическая школа была открыта в 1963 г. и была призвана реализовать задачу подготовки специалистов для развития искусства и культуры страны.

С начала 1970-х по 1989 г. преподавателями по курсу фортепиано, струнных и духовых инструментов являлись Г. Хачатуров, Р. Погасян, Н. Жаркова, В. Софранов, Н. Мамедов, К. Угаров, Я. Чорнак, В. Демидов, А. Чернов, А. Чи-куль, М. Версталь, М. Горсетман, А. Огонезов, Н. Савва, Н. Диакнов, Э. Руколь, Ю. Сорокина, Е. Югов, А. Никишин, Г. Гран, Л. Канторович, Т. Ульянова, Л. Понамарев, В. Миронов, М. Едигарян и другие.

Становление и развитие профессионального музыкального образования Монголии шло в русле мировых тенденций — основой современной системы профессионального музыкального образования является национальный фольклор со своими традиционными канонами. Национальный фольклор развивался на протяжении веков и был неразрывно связан с кочевым укладом жизни монгольского народа, который определял мировоззренческие установки людей по отношению к природе, обществу, прошлому и настоящему. Традиционное ведение хозяйства сформировало у монголов любовь к природе, почитание старших, трудолюбие и честность. Указанные качества нашли отражение в песнях, сказаниях и национальных играх, передающихся из поколения в поколение.

Один из первых выпускников московской консерватории С. Жадамба, основываясь на опыте советской школы, разработал программу музыкального образования, которая широко использовалась в Монголии в 1960–1970 гг. Он обновил содержание занятий по музыкальному образованию, его новая программа стала основой музыкального образования детей [2, с. 41].

В 1971 г. было принято решение правительства Монголии о необходимости реформирования направления подготовки «Музыка и пение». В соответствии с этим педагоги Ч. Батсух, П. Отгонбаатар и Д. Чагнаа разработали новые учебные программы. Эти учителя учились в Иркустке и Москве и сумели переложить свои навыки и умения, полученные в Советском Союзе, на свою систему образования.

Научно-педагогические разработки специалистов во главе с С. Жадамба, П. Отгонбаатар, Д. Даш, Д. Чагнаа и Д. Пурэвсурэн велись с 1983 по 1988 г., впоследствии были продолжены П. Отгонбаатаром.

Можно выделить основные преимущества данной программы:

  • V    Были конкретизированы цель и задачи.

  • V    Осуществлялось широкое тиражирование.

  • V    Было систематизировано содержание программы.

  • V    В приложении была предложена система внеклассных музыкальных занятий.

  • V    Разработана система оценок способностей и уровня знаний учеников.

  • V    Создана система управления программой и разработаны рекомендации для преподавателей.

Принятый в 1995 г. новый «Закон об образовании» закрепил некоторые особенности системы музыкального образования. В период МНР в программе музыкального образования были сильны идеологические аспекты, например, уделялось большое внимание партии, личности Ленина, пионерскому движению, со- циалистическому обществу. Многие исследователи отмечают излишнее теоретизирование обучения, отрыв от практики и реальной жизни. По мнению современных специалистов, в программе не уделялось должного внимания развитию творческого мышления и самостоятельности детей, а также традиционной культуре и фольклору.

По мнению Д. Пурэвсурэна, современное поколение отдаляется от своих традиций, что оказывает негативное влияние на культуру и воспитание. В связи с этим предлагается новая система музыкального образования Монголии [10, с. 42].

Поэтапное формирование системы музыкального воспитания учитывало возрастные особенности детей. Первый этап — это музыкальное образование в дошкольных учреждениях и в начальной школе. Программа для учащихся начальных и средних классов общеобразовательных школ предусматривает определенные требования: учащиеся должны овладеть умением слушать и понимать народную и классическую музыку, формировать вокально-хоровые навыки, знать монгольские фольклорные произведения.

После распада Советского Союза Монголия стала расширять международные связи. В 1992 г. в рамках реализации монгольско-датского проекта «Данида» был создан новый педагогический стандарт музыкального образования, соответствующего мировому уровню [10, с. 51].

Следующий этап реформ был связан с нововведениями в русле Кембриджской системы, которая внедрялась с 2006 по 2012 г. Особенностью новой программы образования является двенадцатилетнее обучение. Образовательные реформы в Монголии завершаются к концу в 2013–2016 гг., и начинается внедрение программы «Дети Монголии», в которой особое внимание было уделено проекту «Талант», предусматривающему обучение игре на традиционных инструментах, овладению навыками исполнения национальных песен и танцев. Указанный проект призван способствовать развитию музыкальной и творческой одаренности школьников. В результате была сформирована новая модель музыкально-эстетического школьного образования. Наряду с введением нового в содержание образования особое внимание по-прежнему уделяется соблюдению преемственности между музыкально-эстетическим образованием в школе и профессиональным музыкальным образованием.

Система дошкольного и школьного музыкального образования Монголии непосредственно связана с развитием профессионального музыкального образования. В современных условиях актуальным является исторический анализ этапов развития профессионального музыкального образования в Монголии. Можно условно выделить основные этапы развития музыкального образования.

Первый этап — это общее музыкальное образование в структуре художественной школы и музыкально-драматической школы в 1930 гг. XX в.;

Второй этап — среднее профессиональное образование на базе музыкального училища, музыкально-хореографической школы.

Третий этап — реализация образовательной программы высшего образования в музыкально-хореографическом колледже и в Монгольской государственной консерватории.

Консерватория — это ведущая образовательная организация высшего (бакалавриат) и послевузовского (магистратура, докторантура) музыкального образования Монголии, обеспечивающая подготовку профессиональных исполнителей на народных и классических музыкальных инструментах, оперных певцов, преподавателей в области балетного искусства.

Интеграция образования и науки позволяет консерватории развиваться, вносить новое, вместе с тем сохраняется и развивается традиционная монгольская музыка и искусство. Образовательная программа, материальное обеспечение, высококвалифицированные педагоги, проведение научных исследований в области образования, музыки и искусства — все это дает возможность консерватории быть конкурентоспособным высшим учебным заведением.

Рабочие программы формируются таким образом, что в содержании материала сохраняется преемственность обучения народной музыке в сочетании с классическими произведениями. В рамках образовательного процесса композиторы по заказу музыкантов и педагогов пишут музыку для всех музыкальных инструментов, представленных в консерватории.

Реструктуризация консерватории, которая была начата в 2019 г., предусматривала упразднение факультетов и образование отдельных школ. В настоящее время развивается сотрудничество и обмен опытом между консерваториями Болгарии, Армении, Чехии, США, Китая, России. Все это позволяет профессионально совершенствоваться и соответствовать мировым стандартам в области музыкального образования. Преемственность музыкального образования отражается в этапах подготовки учащихся к получению специальности в Монгольской государственной консерватории. Ниже представлены основные ступени:

1-я ступень. Школа при Консерватории с 1-го по 9-й класс. После окончания девятого класса ученики получают аттестат о неполном среднем образовании государственного образца.

2-я ступень. Уровень старшей школы 10–12-е классы. После окончания обучения учащиеся получают государственный аттестат о полном среднем образовании.

3-я ступень. Обучение по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры в консерватории. Помимо консерватории выпускники школ могут продолжить образование в Институте культуры и искусств, на факультете музыки, где представлены классическая музыка, оперное пение, народное пение, подготовка учителей музыки для общеобразовательных школ. Подготовка специалистов в области музыкального образования имеет свои особенности. Абитуриенту, желающему учиться в консерватории или на музыкальном факультете Института культуры и искусств, необходимо иметь базовую музыкальную подготовку, которую он получает на первой и второй ступенях образования.

В настоящее время в консерватории на уровне бакалавриата обучается 230 студентов, в том числе 16 иностранных студентов.

Исследователи и специалисты в Монголии сходятся во мнении, что музыкальное образование следует совершенствовать опираясь на богатое методическое наследие. Вместе с тем следует расширять спектр музыкальной деятельности учащихся и преподавателей. Музыка как универсальный вид творчества по- могает в формировании мышления, способствует интеллектуальному росту обучающихся.

Пианист и педагог из Германии Линда Гроссман считает, что «душой музыкального искусства является игра разумом», когда движения человека и музыкальный инструмент сливаются в единстве.

В последние годы учителя музыки Монголии начали активную работу над внедрением инновационных подходов к обучению детей музыке. Цель инновационного подхода заключается в том, чтобы с учетом возрастных и психологических особенностей обучать детей «чувству музыки», пониманию особенностей монгольской музыки как уникального искусства. Обучающиеся через музыку должны проникаться духом своей истории. Например, революционные и военные песни могут поднять боевой дух солдат во время войны, а песни о патриотизме и труде оказывали влияние на эффективность работы в период социалистических строек. В современных условиях рок, рэп и эстрадная музыка отражают настроения в обществе.

Миссией консерватории является подготовка высокопрофессиональных специалистов в области музыкального образования, способных работать как у себя в стране, так и за рубежом.

В перспективе Консерватория должна стать современным вузом професионального музыкального образования, науки и просветительства, выполняющим функцию ключевого учреждения культуры и образования по подготовке кадров.

Список литературы История формирования профессионального музыкального образования Монголии в ХХ в

  • Бизъяагийн С. Педагогический потенциал монгольских народных игр «Шагай»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01. Улан-Удэ, 1998. 156 с. Текст: непосредственный.
  • Бутова И. А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 9. С. 105–111. Текст: непосредственный.
  • Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии новая образовательная творческая среда // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 1. С. 47–51. Текст: непосредственный.
  • Зеленкова Е. В. Компетентностный подход в высшем музыкально-профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2010. № 11. С. 149–154.Текст: непосредственный.
  • Карачарова Т. И., Барбар Л. Н. Деятельность симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии как критерий качества музыкальной культуры региона // Наука. Искусство. Культура. 2014. № 3. С. 56. Текст: непосредственный.
  • Круглова М. Г. Профессиональная подготовка музыканта широкого профиля как проблема современного музыкального образования // Universum: психология и образование. 2016. № 8(26). С. 8.Текст: непосредственный.
  • Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. Москва: Музыка, 1975. 123 с. Текст: непосредственный.
  • Мансурова А. П. Концептуальные положения модульно-дифференцированной подготовки музыканта-педагога в вузе // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2015. № 3(11). С. 11–24. Текст: непосредственный.
  • Морозова И. Ю. Социальные преобразования в Монголии в 20–40-х гг. XX века: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Москва, 2002. 223 с. Текст: непосредственный.
  • Пүрэвсүрэн Д. Традиции и новая технология монгольского музыкального образования. Улан-Батор, 2007. 140 с. Текст: непосредственный.
  • Сенько Ю. В., Фроловская М. Н. Педагогика понимания: учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. 2-е изд., стер. Москва: Дрофа, 2008. 189 с. Текст: непосредственный.
  • Цэрэндорж М. К 70-летию Музыкально-хореографического колледжа. Улан-Батор, 2007. 24 с. Текст: непосредственный.
  • Цэрэнжигмед Ш. Современные теории российского высшего музыкального образования в концепции создания монгольской государственной консерватории // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2017. Вып. 4. С. 33–36. Текст: непосредственный.
  • Шаует Г. Фортепианная музыка Монголии второй половины XX века: композитор, инструмент, жанр: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Российский институт истории искусств. Санкт-Петербург, 2011. 176 с. Текст: непосредственный.
  • Цыпин Г. М. Музыкальное исполнительское искусство: Теория и практика. Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. 318 с. Текст: непосредственный.
Еще
Статья научная