История изучения комплексов по производству ханива периода Кофун

Бесплатный доступ

Ханива являются особым типом предметов погребального инвентаря, устанавливаемого на курганах периода кофун (III-VII вв. н.э.). Первые ханива, имеющие сходство с погребальными кувшинами на подставках региона Киби, обнаружены на памятниках III в. н.э. юго-западной части преф. Нара. За достаточно короткий срок местные мастера придумали такую форму цилиндрических ханива, которые получили распространение на всей территории бытования культуры кофун. В рамках статьи рассматриваются ключевые этапы изучения производственных площадок японскими исследователями. Целенаправленное исследование мест производства ханива началось в 30-х гг. XX в. с раскопок печей на территории побережья Токийского залива. Во второй половине 1960-х гг. исследования проводились на разновременных производственных площадках региона Канто. Активные раскопки печей и мастерских по производству ханива на территории региона Кинки производились во второй половине 1980-х гг. На сегодняшний день анализ публикаций японских ученых позволяет реконструировать устройство печей и площадок по производству ханива. Печи сооружались на склоне холмов и были двух типов - подземные и полуподземные. Неподалеку располагались мастерские, где изготавливались ханива, а также места для хранения материалов, жилища ремесленников и хозяйственные постройки. На территории архипелага производственные площадки встречаются практически везде, где рядом есть крупные курганы вождей. Но выделялись два района на территории современных преф. Нара и преф. Ибараки, где концентрация производственных площадок выше. Ханива, производимые здесь, отвозили в другие районы для установки на курганах.

Еще

Ханива, керамическое производство, период кофун, японский архипелаг

Короткий адрес: https://sciup.org/145146353

IDR: 145146353   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0474-0478

Текст научной статьи История изучения комплексов по производству ханива периода Кофун

На памятниках периода кофун, особенно крупных курганах элиты, традиционно устанавливались предметы из глины – ханива. Использование ханива связано исключительно с погребальным обрядом. Время бытования традиции ограничено периодом кофун (III–VII вв. н.э.). Самый многочисленный и наиболее часто встречающийся на погребальных комплексах тип ханива – цилиндрические. Появление первых ханива отмечено на памятниках центральной части острова Хонсю. Первые такие предметы (прототипы классического варианта цилиндрической ханива) встречаются на курганах, датируемых концом II в. н.э., а наиболее поздние экземпляры находят на памятниках начала VII в. н.э. Другие типы, такие как ханива в форме дома, птицы (курицы) и колчана получают распространение со второй половины III в. н.э. и продолжают существовать до начала VII в. н.э. Позднее, в IV в., появляются антропоморфные ханива.

Самые ранние цилиндрические ханива были обнаружены на курганах, датируемых второй половиной III в. н.э., расположенных в преф. Нара. Это курганы Ниситонодзука и Накаямао:дзука (г. Тэн-ри). Первые цилиндрические ханива, переходный тип от сосудов яёйского типа, представляли собой большие ритуальные сосуды, устанавливаемые на цилиндрические полые подставки. Затем ханива-подставки с сосудами трансформировались в ха-нива с раструбами. Наиболее ранние ханива с раструбами обнаружены на кургане Хигаситонодзука (г. Тенри, преф. Нара). Здесь также впервые появляются ханива с плавниками [Ниситонодзука…, 2000, с. 57]. Для ранних курганов юго-восточной части преф. Нара ханива были изготовлены на производственных площадках, расположенных неподалеку. В процессе изготовления цилиндрических ханива формирование изделия происходило при помощи отдельных лент, места соединения которых укреплялись защипами. Особенностью ранних цилиндрических ханива является наличие лент в форме узора из дуг и окружностей. Со временем эта традиция утрачивается.

Таким образом, в конце III в. н.э. формируется новое направление в керамическом производстве, и первым районом, где развивалось это направление, стала юго-восточная часть Ямато (юго-восток современной преф. Нара). Цилиндрические ханива, ханива с раструбом и другие виды ранних ханива были изобретены для установки на поверхно сти крупных курганов вождей в юго-восточной части Ямато в результате заимствования формы сосудов с подставками, распространенных в районе Киби. В дальнейшем различные типы цилиндрических ханива распространились по всей территории бытования традиции погребения в кофунах.

Изготовление ханива, размеры которых могли достигать двухметровой высоты, а количество на одном памятнике 200 экз., требовало наличия доступных источников сырья, с одной стороны, с другой, мастеров, специализирующихся на создании такого типа изделий. В рамках данной статьи планируется осветить комплекс научных публикаций, посвященных изучению стоянок, связанных с производством, обжигом и хранением ханива; проанализировать имеющиеся на сегодняшний день данные, позволяющие выделить отдельные районы, где было сконцентрировано производство ханива для погребальных комплексов, и установить, каким образом было организовано производство данного типа изделий.

В истории изучения памятников периода кофун японскими археологами активно разрабатывались вопросы типологии курганов, ханива, керамики типов хадзи и суэ, погребального инвентаря, а также вопросы периодизации и региональных особенностей устройства кофунов. В меньшей степени и позже по времени исследователи приступили к изучению технологии изготовления ханива, устройству производственных площадок и поселений мастеров, а также к археологическим исследованиям самих стоянок производства ханива.

Одним из первых исследовал печи для изготовления ханива Моримото Рокудзи в 30-х гг. XX в. Ученым проводились раскопки на территории современного г. Токио. Изучались производственные площадки ханива, включающие печи для обжига и места производства ханива. На территории региона Канто производственные комплексы появились позднее, чем в регионе Кинки, в V–VI вв. н.э. В своей работе Р. Моримото пришел к выводам, что изготовлением ханива занимались небольшие специализированные группы, возможно, кланового или семейного типа, и, как и строители курганов, они относились к отдельной категории ремесленников [Моримото Рокуд-зи, 1930, с. 239].

В дальнейшем исследования производственных площадок региона Канто продолжились. С 1965 по 1968 г. сотрудниками Университета Мэйдзи проводились раскопки на территории производственных площадок, расположенных в пос. Маватари (г. Хитатинака, преф. Ибараки) [О:цука Хацусигэ, Кобаяси Сабуро, 1981]. В целом, в ходе этих и последующих исследований на четырех стоянках, датируемых VI в. н.э., было обнаружено 19 печей, многочисленные мастерские, карьеры, где добывалась глина, мусорные ямы с фрагментами ханива и места расположения жилищ ремесленников. Эти комплексы впервые позволили реконструировать устройство производственных площадок ханива и структуру поселений, получивших распространение в регионе Канто в V–VI вв. н.э.

В 60-е гг. XX в. итоги полевых работ на производственных площадках и исследования типологии ханива на курганах разных периодов привели японских ученых к выводам о времени появления первых ханива, развитии технологий и их распространении. В 1967 г. исследователи Ёсиро Кондо и Хидэдзи Харунари выдвинули теорию, не потерявшую своей актуальности и в наше время, согласно которой цилиндрические ханива ведут свое происхождение от сосудов на подставках, распространенных в поздний период яёй в качестве ритуальных сосудов, устанавливаемых на погребениях региона Киби (преф. Окаяма) [Кондо Ёсиро, Хару-нари Хидэдзи, 1967, с. 64].

В 1978 г. Каваниси Хироюки опубликовал работу, посвященную хронологии появления типов цилиндрических ханива, где выделил пять этапов в развитии технологии изготовления на основе различий в способе изготовления обода и методах обжига [Каваниси Хироюки, 1978]. Эта работа стала основополагающей в дальнейшей разработке типологии ханива. Для определения этапов автор выделил отдельные параметры, позволяющие отнести ханива к определенному типу, включая следы обжига, форму отверстий, следы орудия для обработки «тела» ханива, форму «пояса».

В 80-е гг. XX в. продолжились работы по уточнению типологических особенностей ханива на разных этапах, а также определения региональной специфики в производстве. В меньшей степени уделялось внимание раскопкам производственных площадок.

Активные археологические исследования производственных площадок ханива проводились в конце 80-х – 90-х гг. XX в. В это время в регионе Кинки проводились раскопки стоянок с печами Сё:нингахара (г. Кидзугава, преф. Киото), Синъикэ (г. Такацуки, преф. Киото), Сугаварахигаси (г. Нара, преф. Нара) и др.

Исследования печей на территории г. Нара, расположенного на севере преф. Нара, включая стоянку Сугаварахигаси и нижние слои восточного участка дворца Хэйдзё показали, что в IV–V вв. здесь активно развивалась технология производства ханива. Предметы местного изготовления устанавливались на курганах группы Саки, где строились крупные квадратно-круглые курганы для правителей раннего Ямато. Японские исследователи считают, что здесь производством хани-ва, как и керамики хадзики, занимался клан Хадзи, о котором встречается упоминание в Нихонсёки. Во время среднего и позднего этапа периода кофун на производственных площадках, подконтрольных 476

клану Хадзи, изготавливались ханива, поставляемые в разные регионы Японского архипелага. Кроме того, в канавах неподалеку от печей для ханива вместе с фрагментами изделий были обнаружены также фрагменты глиняных гробов ( то:кан ). Вероятно, на площадке Сугаварахигаси также изготавливались и глиняные гробы. На северо-востоке поселка Сугавара расположен могильник Акода с погребениями в небольшом холме, сделанными в форме туннелей, где были обнаружены в большом количестве глиняные гробы и их фрагменты. Возможно, что производство таких гробов было характерной особенностью клана Хадзи [Мурасэ Рику, 2016, с. 11].

Активные археологические раскопки производственных площадок способствовали появлению аналитических работ и развитию полемики относительно роли отдельных регионов в развитии традиции изготовления ханива. К началу XXI в. исследователи на основе изученных памятников выделили районы, где на разных этапах периода кофун изготавливались ханива. Производственные площадки в меньшей степени представлены на острове Кюсю и отсутствуют на Хоккайдо. Встречаются примеры печей, расположенных непосредственно на территории могильников. Но выделяются два района, где производство ханива продолжалось длительное время. На ранних этапах периода кофун таким районом была равнина Нара, где на северо-западе сформировался центр, поставляющий ханива для установки на курганах других регионов. Возможно, этот центр был под контролем клана Хадзи. Площадки на территории побережья залива Исэ (древний регион Токай) использовались для изготовления ханива для крупных курганов этой территории, но также поставлялись в соседние районы (современные префектуры Нара, Киото, Осака и др.) В конце V в. на территории современной преф. Ибараки началось активное строительство производственных площадок и производство ханива. Этот район во второй половине периода кофун становится одним из основных центров изготовления хани-ва. Первые ханива здесь производились по технологиям и методам, известным в центральной части о. Хонсю, но со временем появились и свои особенные техники местных мастеров [Морита Кацуюки, 2001; Инуки Цутоми, 2001].

Исследования ханива на самих курганах показывают, что для установки использовались не только предметы, изготовленные в ближайшей «мастерской», но и привезенные с других территорий, иногда достаточно удаленных. Например, среди ха-нива, установленных на кургане Имасиродзука (г. Такацуки, преф. Осака), были обнаружены предметы, выполненные в технике овари, особенность которой заключается в способе лепки. В технике овари при производстве цилиндрических ханива, после того как была изготовлена первая треть изделия, ханива переворачивались, а затем изготавливалась верхняя часть изделия. Этот способ получил развитие в районе древней провинции Овари (современная преф. Аити) в начале VI в. н.э. [Морита Кацуюки, 2017, с. 23]. Таким образом, для установки на кургане Имасиродзука использовались хани-ва, не только произведенные на площадке Синъи-кэ, расположенной неподалеку, но и привезенные с других производственных площадок.

Специализированные комплексы по производству ханива включают площадки с печами, ремесленные мастерские, жилища мастеров, помещения для хранения готовых изделий и мусорные ямы. Как правило, неподалеку расположен и карьер для добычи глины.

Конструкция печей для обжига ханива совершенствовалась по мере развития технологии. На начальном этапе очень короткое время, вероятно, использовались открытые печи. Со временем для обжига ханива стали использовать закрытые печи, получившие распространение вме сте с началом производства керамики суэки на территории архипелага (керамика типа суэки ввозилась с Корейского полуострова, а с начала периода кофун ее производство было налажено и на местной основе). Постепенно стали создаваться специализированные печи для производства ханива. Однако на некоторых памятниках отмечается совместное использование печей и для производства ханива, и для производства керамики суэки .

На исследованных производственных площадках выделяется два основных типа печей. Первый – подземные печи, когда в склоне холма выкапывался туннель. Второй тип – полуподземные печи, для которых в склоне холма выкапывалась канава, а потолок сооружался из глины с растительными примесями. Различие между методами строительства подземного и полуподземного типа можно объяснить местными условиями, характером естественного грунта, в котором была построена печь. Но в некоторых случаях прослеживается последовательность применения определенного типа печей. На стоянке Синъике (г. Такацуки, преф. Осака), где на одном склоне было обнаружено 18 печей, датируемых серединой V – серединой VI в., ранние печи имеют подземную структуру, а более поздние – по-луподземную [Сэйдзи Исии, 2016, с. 25].

Как правило, для производственных комплексов и групп мастеров характерны свои особенности в технике изготовления ханива. При этом наличие на памятниках ханива, изготовленных в разных регионах, свидетельствует об активных контактах групп ремесленников. Взаимодействие могло осуществляться под руководством единого центра, что позволяло не «простаивать» производству и развозить при необходимости готовые изделия на удаленные курганы.

В истории изучения памятников периода кофун проблема исследования комплексов по производству ханива не получила столь же активного развития как, например, типология ханива или керамики. Однако известные на сегодняшний день результаты показывают, что в период кофун существовали отдельные специализированные поселения, где мастера могли заниматься созданием предметов для ритуальной и духовной сферы.

Работа выполнена в рамках проекта НИР ИАЭТ СО РАН № FWZG-2022-0004 «Многообразие и преемственность в развитии культур в эпохи камня, палеометалла и Средневековья в дальневосточном и тихоокеанском регионах Евразии»

Список литературы История изучения комплексов по производству ханива периода Кофун

  • Инуки Цутоми. Ханива-но санти (Хигаси Нихон) (Районы производства ханива (восточная Япония)) // Кикан ко: когаку (Квартальная археология). - 2001. - № 77. - С. 69-72 (на яп. яз.).
  • Каваниси Хироюки. Энто:ханива со:рон (Общие замечания по поводу цилиндрических ханива) // Коко:гаку дзасси (Археологический журнал). - 1978. - Т. 64, № 2. - С. 95-164 (на яп. яз.).
  • Кондо Ёсиро:, Харунари Хидэдзи. Ханива-но кигэн (Происхождение ханива) // Ко:когаку кэнкю: (Археологические исследования). - 1967. - Т. 13, № 3. - С. 13-36 (на яп. яз.).
  • Моримото Рокудзи. Ханива но сэйсакудзёси оёби ка-маато (Археологические памятники печей и мастерских для производства ханива) // Коко: гаку (Археология). -1930. - Т. 1, № 4. - С. 235-239 (на яп. яз.).
  • Морита Кацуюки. Ханива-но санти (Ниси Нихон) (Районы производства ханива (западная Япония)) // Ки-кан ко: когаку (Квартальная археология). - 2001. - № 77. - С. 65-68 (на яп. яз.).
  • Морита Кацуюки. Ёмигаэру дайо:бо. Имасиродзука кофун (Погребения великих вождей. Курган Имасиродзука). - Токио: Синсэнся, 2017. - 96 с. (на яп. яз.).
  • Мурасэ Рику. Хадзи удзи то ханива (Клан Хадзи и ханива) // Нара-о хору (Исследуя Нара). - Нара: Нара-си майдзо:бункадзай тё:са сэнта, 2016. - С. 10-11 (на яп. яз.).
  • Ниситонодзука кофун, Хигаситонодзука кофун (Кофун Ниситонодзука, кофун Хигаситонодзука). - Тэнри: Тэнри-си кё:ику иинкай, 2000. - 148 с. (на яп. яз.).
  • О:цука Хацусигэ, Кобаяси Сабуро:. Ибараки кэн Маватари ни окэру ханивасэйсанато (Производственная площадка ханива в Маватари преф. Ибараки) // Мэйдзи дайгаку бунгакубу кэнкю: хо:коку ко:когаку (Сообщения гуманитарного факультета Университета Мэйдзи. Археология). - 1981. - Т. 6. - 206 с. (на яп. яз.).
  • Сэйдзи Исии. Кодай сэйсан исэки-но кэнкю: (Исследования древних производственных стоянок). - Киото: Сансэй сиё:дзи инсацу, 2016. - 307 с. (на яп. яз.).
Еще
Статья научная