История как риторика. Версия Хейдена Уайта

Автор: Купарашвили Мзия Джемаловна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 4, 2019 года.

Бесплатный доступ

Начиная с модерна, наши представления о прошлом стали базироваться не на фактах, установленных опытом, а на том стиле языка, который непосредственно используется летописцем и историком. Во второй половине ХХ в. подобный подход к истории вполне укладывается в новомодный «лингвистический поворот». Те метанаррации, которые придавали истории объективный, научный вид, в модерне утратили основания научной приемлемости и интеллектуальной привлекательности. Поэтому новая история описывается как не очень надежный (вообще невостребованное качество), но глубоко риторический дискурс, репрезентирующий прошлое через создание таких истинностных образов, которые лучше всего постигаются в качестве метафор реальности. Эмоциональные кульбиты чувствительного разума на языке метафор, переносов и коннотаций лишь легкая игра с поддельным (ложным) эффектом смыслорождения, который способен имитировать важность без обременения ответственностью.

Еще

История, метаистория, "лингвистический поворот", наррация, риторика, этическая система ценностей, литературный дискурс, тропология, хейден уайт

Короткий адрес: https://sciup.org/149133952

IDR: 149133952   |   DOI: 10.24158/fik.2019.4.1

Список литературы История как риторика. Версия Хейдена Уайта

  • Ашкеров А.Ю. Метаистория метаистории, или Декодирование Хейдена Уайта // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2, № 1. С. 86-99.
  • Хейден Уайт // Доманска Э. Философия истории после постмодернизма. М., 2010. С. 27-61.
  • Уайт Х. Метаистория: историческое воображение в Европе XIX в. Екатеринбург, 2002. 527 с.
  • Clark E. History, Theory, Text: Historians and the Linguistic Turn. Cambridge (MA); L., 2004. 336 p.
  • Маликова М. Интервью с Хейденом Уайтом [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2006. № 2. URL: http://www.strana-oz.ru/2006/2/intervyu-s-heydenom-uaytom (дата обращения: 29.03.2019).
  • Йорн Рюзен // Доманска Э. Философия истории после постмодернизма. М., 2010. С. 198-235.
  • Франклин Анкерсмит // Доманска Э. Философия истории после постмодернизма. М., 2010. С. 102-147.
  • Георг Иггерс // Доманска Э. Философия истории после постмодернизма. М., 2010. С. 148-166.
  • Ежи Топольски // Доманска Э. Философия истории после постмодернизма. М., 2010. С. 167-197.
Статья научная