История корпоративной подготовки кадров: эпоха Петра I
Автор: Сусоев Денис Владимирович, Уварина Наталья Викторовна
Журнал: Инновационное развитие профессионального образования @journal-chirpo
Рубрика: Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
Статья в выпуске: 2 (38), 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена историографии проблемы корпоративной подготовки кадров во времена Петра I. Его реформы начала XVIII века затронули многие сферы жизни страны, такие как: государственное управление, промышленность, военное дело, церковь и др. Много внимания Петр I уделял образованию, заложив основы корпоративного образования и открывая первые государственные профессиональные образовательные учреждения. Известны даже примеры повышения квалификации и обмена опытом работников заводов. Проведенный анализ научной литературы, исторических законодательных актов и публикаций в периодической печати позволил выявить основные способы корпоративной подготовки сотрудников того времени: обучение мастерствам за границей вместе с приглашением в страну иностранцев-профессионалов, ремесленное ученичество в цехах, получение специальных знаний и навыков в первых в России государственных профессионально-технических учебных заведениях.
Корпоративная подготовка кадров, историография, ремесленное ученичество
Короткий адрес: https://sciup.org/142238221
IDR: 142238221
Текст научной статьи История корпоративной подготовки кадров: эпоха Петра I
В соответствии с требованиями современного российского трудового законодательства на работодателе лежит ответственность за определение необходимости подготовки работников для собственных нужд компании [1]. В свою очередь, кризисные явления в социально-экономической сфере обостряют потребность организаций в адаптации сотрудников к непрерывным изменениям. Кроме того, специальные знания и навыки имеют свойство устаревать [2]. Все это требует от компаний активных действий в направлении развития персонала. Сегодня, как правило, данным вопросом во многих крупных организациях занимается привычный всем отдел обучения или же корпоративный университет, если таковой имеется. Но в эпоху Петра I корпоративная подготовка сотрудников в России только начинает регулироваться государством и бурно развиваться: налаживается практика профессиональной подготовки за границей, открываются первые профессиональные школы для кадровой поддержки реформ правителя, законодательно регламентируются ремесленная и фабрично-заводская промышленность.
Материалы и методы исследования
В настоящем исследовании применялись такие методы, как анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ нормативноправовых источников, обобщение собственного практического опыта по данной тематике. Изучая научную литературу по данной теме, мы выявили проблемы и возможности в построении историографии развития проблемы корпоративной подготовки кадров.
Результаты исследования и их обсуждение
Еще задолго до Петровской эпохи частой практикой было приглашение заграничных мастеров для обучения русских людей разным ремеслам. Например, на рубеже X–XI вв. греческие мастера обучали русских стеклоделию. Однако всех секретов ремесла приглашенные мастера своим ученикам не раскрывали, обучив их лишь простейшим приемам стекловарения и оставив в тайне многие технологии, в том числе — обесцвечивание стекломассы [3].
Известен истории пример, когда в 1645 г. часовых дел мастер Анц Кезель просил у царя Михаила Федоровича повысить ему жалование за обучение двух учеников на основании того, что до него мастера не преуспели в обучении подопечных, а его ученики имеют существенные успехи в часовом деле — у одного воспитанника уже готовы часы, которые можно показать царю, а второй ученик скоро завершит свою первую работу, и сам мастер уверен, что «ученики тому часовому мастерству научатся достаточно» [4, с. 401].
Современник Петра I, русский экономист Иван Тихонович Посошков в своем труде «Книга о скудости и богатстве» сетует на нерадивость обучения приглашенными иностранными ремесленниками, предлагая в случае, если такой мастер будет не ответственно подходить к научению, а лишь получать с ученика деньги, выслать его из России с чем приехал и впредь не впускать назад [5].
Сам Петр в конце своего правления на основании многолетнего опыта выскажет предположение, что эффективнее отправлять земляков обучаться за границу, чем приглашать для этого иноземных мастеров, так как, вероятно, они имеют присяжное обязательство иностранцев не обучать [6].
Петр Великий был не первым правителем, который отправлял подданных учиться за рубеж. Борис Годунов послал 18 молодых бояр во Францию, Германию и Англию изучать иностранные языки, но, по всей вероятности, юноши в отечество не возвратились [7]. Петр I же в 1692 г. направил изучать «свободные науки» в Падуанский университет Петра Постникова, сына дьяка Посольского приказа Василия Тимофеевича Постникова. Успешно завершив обучение в Венеции, Петр Постников был признан доктором медицины и философии, а попутно овладел французским и итальянским языками [8].
К слову сказать, в заморские учебные «командировки» Петр I отправлял своих подданных не только в индивидуальном порядке — для реализации грандиозных планов царя по преобразованию государственных и общественных институтов требовались тысячи обученных специалистов. Известен указ от 22 ноября 1696 г., согласно которому «стольникам обеих палат», то есть людям, служившим как недавно умершему Ивану, так и Петру, «сказано (отправляться) в разные государства учиться всяким наукам» [9, с. 46]. В Венецию направились 39 человек, а в Англию и Голландию — 22.
Сам Петр I в марте 1697 г. инкогнито под именем Петра Михайлова, урядника Преображенского полка, отправился с Великим посольством в Европу. Там он познакомился с культурой европейских держав, высокоразвитой промышленностью, техническими новинками, обучился артиллерийскому делу и кораблестроению, ознакомился с учебными заведениями, организацией процесса обучения, а также пригласил к себе на родину иностранных специалистов. В августе того же года Петр I, находясь в Амстердаме, пишет князю-кесарю Ф. Ю. Ромодановскому о распределении посланных за границу учиться по разным специальностям: «Которые посланы по вашему указу учиться, все розданы по местам» [10, с. 180].
Во время пребывания в Лондоне государь велел найти хорошего преподавателя математики и морских наук, и Петра I познакомили с профессором Абердинского университета Андреем Даниловичем Фарварсоном (Henry Fargwarson), который согласился отправиться в Россию. Вместе с А. Д. Фарварсоном для обучения русских «навигацким» наукам были вызваны Степан Гвын (Stephen Gwyn) и Ричард Грейс (Richard Gries), которого на русский манер называли Рыцарь Грыз. Приглашенные специалисты вскоре станут ключевыми преподавателями в Школе математических и навигацких наук, которую царь откроет в Москве [11].
Позже, в 1753 г. выдающийся русский ученый М. В. Ломоносов, также бывавший в учебных целях за границей, на торжестве Академии наук, посвященном дню восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, скажет о Петре I следующие слова: «Того ради не токмо людей, всякими науками и художествами знатных, превеликими награждениями и ласковым и безопасным в Россию приятием из дальных земель призвал; не токмо во все европейские государства и городы, академиями, гимназиями, военными училищами и художников искусством славные избранных юношей пчелам подобное множество рассыпал, но и сам, всех общий пример и предводитель, паче обыкновения других государей, неоднократно удаляясь из отечества в Германии, Франции, Англии и Голандии, пылая снисканием знаний, странствовал» [12, с. 217].
Значимость своих деяний в сфере распространения профессионального образования в России государь отметит в черновиках к составляемой истории его царствования: «Того ж [1699 г.] времени дал позволение всем своим подданным ездить во иностранные европския государства, для обучения, которое прежде было запрещено под казнью, и не точию позволил на сие, но еще к тому их понуждал» [10, c. 116]. В тех же Поденных записках Петра Великого имеется заметка следующего содержания: «Тогда ж [1699 г.] почелась школа навигаторская» [10, c. 116]. Вероятно, речь идет о детище Петра — Школе математических и навигацких наук.
Четырнадцатого января 1701 г. царем издан «Высочайший указ об основании Школы математических и навигацких наук», которая стала пер- вым учреждением в стране, выпускавшим специалистов разного уровня и направления для нужд государства. Школа подготавливала учеников к военной и гражданской службе. Учреждение выпускало моряков, артиллеристов, инженеров, геодезистов, архитекторов, учителей, гражданских служащих, мастеровых, писарей и других способных служивых почти для всех служб [11].
В школу принимались юноши от 12 до 17 лет из дворян, духовенства и других сословий, кроме крепостных и работных людей. В разные годы возрастной ценз мог быть увеличен ввиду недобора учеников — добровольцев учиться в новой школе было не много. Программа обучения была разработана самим государем вместе с Фарварсоном. Воспитанникам полагалась стипендия, зависящая от успехов в учении. Обозначенного срока обучения в школе не было — выпускали по мере готовности к тому или иному делу и под запрос различных ведомств. Наиболее способных и состоятельных воспитанников школы отправляли на практику за границу [11].
Государственные профессиональные образовательные учреждения в России начала XVIII в. только появляются, а традиционные формы ученичества — в ремесленных мастерских, на производстве — понемногу регламентируются законом. Во время путешествия по Европе Петр I не терял времени и использовал любую возможность посетить «лучших тамошних всякого рода фабрик и рукомесел» [13, с. 318], поэтому имел представление об организации ремесленных дел на цивилизованном Западе. Своим указом от 13 февраля 1700 г. он регулирует отношения торговцев и ремесленников серебряного ряда с целью укрепить ювелирное дело, наладить сбор пошлин и уменьшить количество подделок. Золотых и серебряных дел мастерам полагается «учеников своих во учении мастерства своего приводить в совершенство», а по окончании оного выдавать свидетельствен-ные письма, подтверждающие квалификацию обучившихся [14].
Продолжалась Северная война, и в условиях дефицита кадров обучение в мастерских непосредственно у специалиста оставалось крайне востребованным. Так, по указу от 2 ноября 1711 г. из церковников и их детей 15–20 лет, умеющих писать, требовалось прислать в Санкт-Петербургское адмиралтейство 100 человек, которых в последующем определят в ученики к разным мастерам [15], а для комплектования полков в 1712 г. специалистами по оружейному делу, если таковых в губерниях не было и обучить на месте их не было возможным, велено было направить на Тульские оружейные заводы молодых людей из кузнецов и столяров, выдав обучающимся провиант и деньги [16]. Профессиональная переподготовка на производстве позволяла быстрее пополнить армию недостающими кадрами.
Значительный перерыв в нововведениях, касающихся ремесленных дел, по словам К. А. Пажитнова, объясняется тем, что внимание Петра I было обращено в сторону поощрения строительства фабрик и заводов как главного средства подъема производительных сил страны [17]. Примером поддержки Петром промышленников в контексте профессионального обучения служит именной указ от 4 ноября 1715 г., из которого следует, что по причине выделки недоброкачественной юфти, которая используется при изготовлении обуви, в Москву были приглашены мастера из Ревеля для обучения фабрикантов выделке юфти по новым технологиям. Обучение продлится 2 года, на него необходимо отправить по несколько человек из каждого города. За неповиновение указу — каторга [18]. Суровое наказание свидетельствует о серьезных намерениях Петра в деле подготовки квалифицированных кадров внутри страны и развития промышленности в целом. Еще одним примером организации централизованного повышения квалификации в петровские времена является сенатский указ «О высылке в Москву из губерний людей для обучения кожевенному мастерству» [19].
С целью подготовки кадров для горной промышленности при Олонецких заводах в 1716 г. была открыта первая горнозаводская школа. Управляющий Олонецкими заводами В. И. Генин в письме Петру I сообщает о том, что 20 человек из бедных дворянских детей в той школе учат арифметику, геометрию, рисование, артиллерию и инженерное дело [20]. Положительный эффект от вновь открывшейся горнозаводской школы позволил в 1721 г. запустить такие же заведения на Кунгурском, Алапаевском и Уктус-ском заводах на Урале. «Отобранные для обучения юноши из числа солдат, детей мастеровых и крестьян определялись учениками к мастерам доменного, кузнечного и строительного производства…» [21, с. 35].
Известен пример повышения квалификации и обмена опытом работников заводов. На Невьянские заводы в 1716 г. с Петровских заводов был послан дощатый мастер Плечов для обучения местных мастеров. Мастер с заданием справился и вернулся на свой завод [22].
К регламентации ремесленного производства Петр I возвращается в 1721 году — сначала в инструкции, данной Главному магистрату, затем отдельным указом от 27 апреля 1722 года «О цехах», устанавливая цеховую организацию ремесленников. Согласно указу, в цех должны добровольно записываться из числа свободных местных граждан или же чужеземцев желающие заниматься тем или иным ремеслом. Называться мастером может лишь тот, чью работу по достоинству оценят старшины цеха. Срок ученичества теперь официально утвержден и составляет семь лет, по прошествии которых проводится оценка полученных навыков, «как в чужих краях». Ученикам, успешно выполнившим квалификационные испытания, выдаются свидетельственные письма [23].
На необходимость государственного регулирования ремесленного порядка также указывал И. Т. Посошков. Среди аргументов в пользу цеховой организации он приводит пример, когда ученик, недожив свой срок у мастера, уходил работать самостоятельно. В результате — качество изделия недоучки неудовлетворительное, низкая цена не приносит дохода, да и мастера своего он «оголодит» [5, с. 139].
Историки не пришли к единому мнению о том, существовала ли на Руси цеховая организация ремесла, или же это дело рук Петра I, знакомого со времен Великого посольства с западноевропейским устройством цехов [17; 24–27 и др.]. Но государь никогда ничего не заимствовал из иноземного права механически, а перерабатывал собранный материал применительно к условиям русской жизни, окружающим обстоятельствам, «сетуации сего государства» [10, с. XXXVI].
Заключение
Несмотря на то, что ученичество у ремесленников существовало издавна, Петр I поместил ремесленные организации в рамки закона, ограничив срок обучения, обозначив обязательность выпускных экзаменов, заботясь о качестве производимых товаров и о развитии самих ремесел в стране. При Петре закрепилась практика отправлять подданных учиться за границу. Хоть и критиковалась, но все еще существовала традиция приглашать в Россию толковых мастеров для научения русских. Победой государя в борьбе с профессиональной необразованностью стало открытие Школы математических и навигацких наук, горнозаводских школ и других профессиональных учебных заведений. С заботой о промышленности под присмотром Петра Великого организовывались подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников различных предприятий.
Список литературы История корпоративной подготовки кадров: эпоха Петра I
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34683/d17243696427a3cc7eb092bb37c57021e5f64abe/
- Гнатышина Е. А., Евплова Е. В., Малышева Е. В. Надпрофессиональные компетенции педагогов: результаты теоретического и эмпирического исследования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 3(156). С. 72-96. DOI 10.25588/CSPU.2020.156.3.005.
- Щапова Ю. Л. Стекло Киевской Руси. М. : МГУ, 1972. 216 с.
- Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. Т. III. 16131645. СПб., 1841. 525 с.
- Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. М., 1951. 411 c.
- Полный свод законов Российской империи. 1723. № 4381.
- Краевский А. А. Царь Борис Федорович Годунов. СПб., 1836. 399 с.
- Запольская Н. Н., Страхова О. Б. Забытое имя Петр Постников: из истории русской культуры конца XVII — начала XVIII в. // Palaeoslavica. 1993. Т. 1. С. 111-148.
- Княжецкая Е. А. Связи России с Далмацией и Бокой Которской при Петре I // Советское славяноведение. 1973. № 5. С. 46-59
- Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1945. 602 с.
- Веселаго Ф. Ф. Очерки истории Морского кадетского корпуса. СПб. : Изд-во Мор. кадет, корпуса, 1852. 144 с.
- Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М. : Госполитиздат, 1950. 759 с.
- Голиков И. И. Деяния Петра Великаго, мудраго преобразителя России: Собранныя из достоверных источников и расположенныя по годам. Ч. I. М. : Унив. тип., у Н. Новикова, 1789. 368 с.
- Полный свод законов Российской империи. 1700. № 1752.
- Полный свод законов Российской империи. 1711. № 2449.
- Полный свод законов Российской империи. 1712. № 2575.
- Пажитнов К. А. Ремесленное устройство в Московской Руси и реформа Петра // Исторические записки. М. : Изд-во Академии наук СССР, 1940. Т. 8. 251 с.
- Полный свод законов Российской империи. 1715. № 2949.
- Полный свод законов Российской империи. 1717. № 3087.
- Берх В. Жизнеописание генерал-лейтенанта Вилима Ивановича Геннина, основателя Российских горных заводов // Горный журнал. 1826. Кн. 1. С. 51-129.
- История профессионального образования в России / под ред. С. Я. Батышева. М. : Профессиональное образование, 2003. 663 с.
- Берх, В. Жизнеописание генерал-лейтенанта Вилима Ивановича Геннина, основателя Российских горных заводов // Горный журнал. 1826. Кн. 2. С. 113-172.
- Полный свод законов Российской империи. 1722. № 3980.
- Лешков В. Н. Русский народ и государство / сост., предисл., примеч. А. Д. Каплина ; отв. ред. О. А. Платонов. М. : Институт русской цивилизации, 2010. 688 с.
- Довнар-Запольский М. В. Организации московских ремесленников в XVII веке // Журнал Министерства народного просвещения. 1910. № 1. С. 131-164.
- Кулишер И. М. Очерк истории русской промышленности. Петроград : Петрогубпрофсо-вет, 1922. 156 с.
- Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М. : Издательство АН СССР, 1948. 792 с.