История родного города как макросюжет цикла Б. Шаховского в «Стихи об Астрахани»
Бесплатный доступ
Объектом исследования являются константные элементы городского пространства в цикле Б. Шаховского «Стихи об Астрахани». В статье рассматриваются основные сигнатуры Астраханского текста, которые формируют сюжет сверхжанрового единства. Ключевые образы и мотивы цикла не только отражают топографию столицы Прикаспия, ее биогеографические, культурные особенности и архитектурный облик, но и раскрывают семиотический потенциал города, объединяющего два типа хронотопа - воды / реки и пустыни. В основу макросюжета легли народные легенды и представления об Астрахани как пограничного пространства. Особую роль в динамике лирического повествовании играют исторические метаморфозы, определяющие изменения образа родного для поэта края в контексте деструктивной и креативной советской мифологии. Мотив пути выполняет структурообразующую функцию в тексте Б. Шаховского. Архитектоника текста подчинена принципу со- противопоставления двух временных планов - прошлого и настоящего. Смена субъектов речи в стихотворениях цикла, движение от нейтрального к «я»- и «мы»-повествованию обусловлены сопряжением двух сюжетных линий: исторической и биографической. Методология исследования предполагает сочетание семиотического и структурного подходов к тесту, приемов мотивного, интертекстуального и мифопоэтического анализа.
Макросюжет, б. шаховский, цикл, астраханский текст, семиотика, локальный сверхтекст, миф, архитектоника, композиция, образ, мотив, топос
Короткий адрес: https://sciup.org/148327214
IDR: 148327214 | DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-92-72-78
Список литературы История родного города как макросюжет цикла Б. Шаховского в «Стихи об Астрахани»
- Блок, А. А. Избранные произведения. - Л.: Художественная литература, 1959. - 421 с.
- Боровская, А. А., Бычков, Д. М. Художественная картина мира в поэзии Б. Шаховского. - Астрахань: Издательство Астраханского государственного технического университета, 2019. - 168 с.
- Герасимов, М. Железные цветы. Стихи. - Самара: Центропечать, 1919. - 96 с.
- Лотман, Ю. М. Город и время // Метафизика Петербурга. - СПб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1993. - С. 84-94.
- Меднис, Н. Е. Сверхтексты в русской литературе: учебное пособие. - Новосибирск: НГПУ, 2003. - 170 с.
- Милюгина, Е. Г., Строганов, М. В. Водный текст Верхневолжья // Вестник ТвГУ. - 2014. - Серия: Филология (3). - С. 85-91.
- Поэты - Революции. Русская поэзия первых десятилетий Советской власти о Великом Октябре. - М.: «Правда», 1987. - 574 с.
- Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 624 с.
- Успенский, Б. А. Поэтика композиции. - СПб.: Азбука, 2000. - 348 с.
- Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А. И. Федоров. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 878 с.
- Шаховский, Б. М. Стихи о нашей любви. - М.: Издательство «Художественная литература», 1971. - 182 с.
- Якобсон, Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон, Р. Работы по поэтике: Переводы. - М.: Прогресс, 1987. - С. 145-181.