История русской эмиграции в экспозициях и музеях России. О выставке во Владимире по истории эмиграции

Автор: Бабич Ирина Леонидовна

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Новости

Статья в выпуске: 2 (59), 2021 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140255647

IDR: 140255647

Текст краткого сообщения История русской эмиграции в экспозициях и музеях России. О выставке во Владимире по истории эмиграции

Новая выставка Владимиро-Суздальского музея-заповедника посвящена одной из трагичных страниц истории России, а именно: истории русской эмиграции после Октябрьской революции 1917 г. Разумеется, это событие обусловлено 100-летним юбилеем Русского исхода и открылась она накануне этого важного для России «празднования».

На первый взгляд, можно удивиться сочетанию: Владимиро-Суздальский музей-запо- ведник и ... русская эмиграция. Тем не менее появление этой выставки в стенах Владимиро-Суздальского музея-заповедника закономерно и чрезвычайно ценно. Музей, получивший международную известность как музей древней русской истории и архитектуры, и пользующийся заслуженно авторитетом – ядро «Золотого Кольца», грамотно и разумно расширяет свое видение историко-художественного пространства и време-

Новости

Фото А.С. Капусткина. Выставка «Пыль чужих дорог...». 2021 г.

Общество. Среда. Развитие № 2’2021

ни. И рецензируемая выставка тому яркий пример.

Революционный 1917-й год навсегда изменил ход русской истории. Развал армии, уничтожение основ государственности, и наконец, приход к власти большевиков раскололи русское общество и повлекли за собой Гражданскую войну – одну из самых трагических страниц в тысячелетней истории нашей страны. Владимирская губерния разделила судьбу страны. Невозможность принять новые порядки заставили многих владимирцев и тех, чья судьба была в разные годы связана с Владимирским краем, искать спасения на чужбине.

Прежде всего, музей обратил внимание на судьбы тех эмигрантов, которые либо родились во Владимирской губернии, либо были в силу своих политических, экономических или каких-либо других мотивов, тесно связаны с ней. Среди них были и известные люди (писатель Иван Шмелев, крупнейший русский фотограф Сергей Прокудин-Горский, предводитель губернского дворянства Владимир Храповицкий и многие, многие другие) и совсем неизвестные или малоизвестные владимирцы.

Началось все с того, что А.С. Капусткин при участии других сотрудников музея провел свое исследование и составил первый список всех владимирцев-эмигрантов, включив в него более 60 чел. Сотрудники музея начали собирать музейные экспонаты по истории русской эмиграции. Ведь для того, чтобы представить судьбы эмигрантов Владимирской губернии, недостаточно подготовить тексты, надо показать их жизнь через музейные экспонаты. И музею это удалось. На это потребовалось пять лет.

Безусловно, ядром экспозиции «Пыль чужих дорог» стали экспонаты, полученные Владимиро-Суздальским музеем-заповедником от мемориального комплекса предметов писателя Ивана Сергеевича Шмелева. Архив Шмелева был передан проживающей в Париже нашей соотечественницей Ниной Азаровой. В этом собрании оказались как письменные документы (книги, письма, документы), так и вещи, принадлежавшие писателю (икона, трость, бумажник и пр.). Всего более 220 экспонатов.

Но это лишь одна часть выставки. Другая часть экспозиции оказалась еще более удивительной для Владимиро-Суздальского музея-заповедника! Пути Господни неисповедимы. В музей-заповедник попал так называемый архив «Музея белого воина». Этот архив представляет собой различные документы и предметы, которые сохранились в эмиграции в семье Татьяны Бель- чевой-Фишер и рассказывают о созданных ее матерью Екатериной Сергеевной Фишер многочисленных благотворительных организациях в помощь русским эмигрантам. Ей, к примеру, удалось создать в Париже, Монфермей и Ницце дома для бывших участников гражданской войны в России, в которых они могли жить и поправлять свое здоровье.

В 1950-х годах в Париже при Доме белого воина по инициативе Е.С. Фишер началось формирование коллекции Музея белого воина. Личные вещи ветеранов Белого движения и вывезенные в зарубежье реликвии стали экспонатами музея.

Это музейное собрание имело непростую судьбу в России, попав в 1993 г. в Суздаль от дочери Екатерины Фишер к священнику Валентину (Русанцову). О. Валентин был клириком Московского патриархата, в 1991 г. он был рукоположен в епископа архиереями Русской православной церковью заграницей. Думается, что именно поэтому архив и попал в эту церковь, поскольку русские эмигранты часто предпочитают иметь дело с представителями Русской православной церкви заграницей.

В 1995 г. в силу внутренних конфликтов он был запрещен в служении Синодом РПЦЗ. В результате о. Валентин создал альтернативную Русскую православную автономную церковь с центром в г. Суздаль. В 2012 г. он умер. При новом митрополите этой церкви – Феодоре (Гинеевском) – стала возможной передача документов и предметов из собрания «Музея белого воина» в Государственный архив Российской Федерации, а затем и во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

Именно этот архив составил второе ядро экспозиции «Пыль чужих дорог...». Собрание «Музея белого воина» включает в себя как предметы, так и другие материалы, связанные с жизнью русских эмигрантов – военных, служивших в разных полках Российской армии, датируемые как дореволюционным периодом, так и 1920–1960-е гг. Поскольку военные Российской армии, как нам представляется, составили основную массу эмигрантов из империи, то данные экспонаты и материалы расширяют пространственные и временные рамки первой части выставки, связанной с Иваном Шмелевым и другими эмигрантами Владимирской губернии. Этот раздел экспозиции посвящен, по сути, всей русской эмиграции, во всяком случае, ее значительной части – военным Российской империи.

То, что Владимиро-Суздальский музей-заповедник в ходе подготовки экспозиции «Пыль чужих дорог...» не ограничился представлением материалов, связанных с Владимирским регионом, а сделал акцент на широкий исторический контекст, точнее создал мощный исторический фундамент, безусловно, свидетельствует о значительном музейном и научном потенциале сотрудников организации в области расширения своего понимания и видения, как надо представлять историю России в музее.

Связующим звеном между эмигрантами Владимирской губернии и русской эмиграцией, в целом, стала фигура В.В. Шульгина, выдающегося политического и общественного деятеля, который стал свидетелем акта отречения императора Николая II. Он много лет провел в эмиграции в Европе, а последние годы жизни – во Владимире.

Выбранный Владимиро-Суздальским музеем-заповедником при создании экспозиции подход, при котором, с одной стороны, показывается микроистория, а с другой, общий исторический контекст, представляется нам очень плодотворным и перспективным. Такой опыт заслуживает особого внимания и интереса, как историков, так и простых граждан России.

Наряду с руководителем этого проекта С.Е. Мельниковой и куратором выставки А.С. Капусткиным, хотелось бы отметить также трудившихся над ее созданием М.И. Давыдова и З.Н. Сазонову. Особой похвалы, на наш взгляд, заслуживает удачное художественное решение, предложенное Александром Капусткиным и Владимиром Трошенским. В экспозиции грамотно сочетаются возможности выставочного и мультимедийного пространства. На сенсорном экране представлены материалы базы данных «Владимирцы в русском Зарубежье».

Нельзя не отметить огромную помощь, которую оказал музею-заповеднику Дом русского зарубежья. В последнем зале экспозиции размещена стендовая выставка к 100-летию Русской исхода, подготовленная и предоставленная ДРЗ, а также размещен экран, на котором в режиме нон-стоп идёт показ фильмов киностудии «Русский Путь» и фильмов о владимирских эмигрантах, созданных при участии музея.

Владимирские музейщики мечтают, чтобы эта временная выставка выросла в постоянную музейную экспозицию, которая могла бы разместиться в сохранившемся во Владимире доме И.С. Шмелева или в бывшей усадьбе В.С. Храповицкого в Муромцево.

Новости

Краткое сообщение