История становления радиовещания в Бурятии (1920-е - начало 1940-х гг.)

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению становления радиовещания в Республике Бурятия в первый период его развития, в 1920-х - начале 1940-х гг. Реконструкция событий осуществлена на основе комплекса документов трех фондов из коллекции Государственного архива Республики Бурятия. К сожалению, в коллекциях документов существует некий пробел, не позволяющий говорить о радиовещании в военные годы, поэтому верхней границей исследования стал 1942 г. Автор приходит к выводу о том, что формирование радио Бурятии связано с советской историей, осуществлялось в соответствии с целями и задачами советского строительства. Специфика данного средства массовой информации определяется его наибольшей доступностью для широкой аудитории слушателей, что особенно было важно в условиях массовой безграмотности населения. Радио стало не только своеобразным дополнением печати, но и быстрейшим способом тиражирования печатного слова, единственным источником донесения оперативной информации в отдаленные районы республики. Именно массовый охват населения способствовал превращению радио в идеологический и агитационный инструмент советского государства. Уже на первые годы деятельности приходится создание основ материально-технической базы радио, удобной сетки вещания, формирование жанрового и тематического разнообразия.

Еще

Бурятия, радио, агитация, информация, война

Короткий адрес: https://sciup.org/148324115

IDR: 148324115

Текст научной статьи История становления радиовещания в Бурятии (1920-е - начало 1940-х гг.)

Сегодня, когда роль средств массовой информации, формирующих положительный или негативный имидж, несоизмерима высока, а радио, как и столетие назад является самым доступным информационным средством, рассчитанным на все возрастные категории, имеет смысл вернуться к времени его создания и широкого внедрения в повседневный быт, определить его основополагающие функции и жанры.

Становление и развитие республиканского радиовещания происходило в советский период в соответствии с внутренней исторической логикой, и с учетом цели и задач, стоящих перед государством. В связи с этим можно выделить 6 временных интервалов, важнейший из которых, на наш взгляд, приходится на 1920–1940-е гг. При этом стоит заметить, что это и самый сложный в освещении событий период, поскольку специализированный фонд (Ф. Р-1051 «Бурятская государственная телевизионная и радиовещательная компания, г. Улан-Удэ Республики Бурятия») не позволяет в полной мере из-за отсутствия полноценной источниковой базы без привлечения материалов из других фондов реконструировать его. При написании статьи нами были использованы материалы, сохранившиеся в нескольких фондовых собраниях Государственного архива Республики Бурятия: Ф. П-1 «Бурятский реском Коммунистической партии (КП) РСФСР» (именовавшийся в 1921-1925 гг. Бурят-Монгольским обкомом РКП (б), г. Иркутск БМАО РСФСР (с сентября 1923 г. — БМАССР), а в 1926-1952 гг. — Бурят-Монгольским обкомом ВКП (б), г. Верхнеудинск (с августа 1934 г. — г. Улан-Удэ) БМАССР); Ф. Р-60 «Министерство образования и науки Республики Бурятия»; Ф. Р-475 «Президиум Верховного Совета Республики Бурятия», до 1937 г. — Центральный исполнительный комитет БМАССР (БурЦИК).

С установлением советской власти началась активная пропаганда строительства коммунизма в советском государстве, что повлекло за собой повышение роли радио. Это неслучайно, ведь радио было единственным доступным информационным средством в условиях массовой безграмотности. Издававшаяся с 1923 г. «Бурят-Монгольская правда», безусловно, выполняла агитационнопропагандистскую функцию, но советское правительство не могло рассчитывать на широкое проникновение в массы социалистических идей. Ее влияние, как правило, ограничивалось кругом образованных жителей республики, а также той небольшой аудиторией, для которой организовывались чтения периодики. Радио, став настоящим массовым источником информации, не только служило своего рода дополнением к печати, но и было быстрейшим способом тиражирования печатного слова. Для многих отдаленных районов страны в условиях того времени оно оказалось единственным источником регулярной оперативной информации. И по своей форме первые радиограммы были подлинно агитационными, как обращение или призыв они адресовались миллионам рабочим, крестьянам, красноармейцам.

Советское правительство приложило немало усилий для повышения роли и значимости радио в советском обществе как канала массового информирования и пропаганды.

История бурятского радиовещания берет свое начало с 25 марта 1926 г., когда было учреждено республиканское отделение Общества друзей радио БМАССР с оборудованной радиостудией при Дворце труда в г. Верхнеудинске. В уставе Общества определялись цель и задачи движения. В нем, в частности, заявлялось, что оно возникло «для пропаганды идей радиодвижения и популяризации радиотехнических знаний среди широких трудящихся масс республики в целях приближения их к непосредственному участию в политической и культурной жизни страны™ как могучего орудия культурного подъема и строительства народов СССР™»1. Что касается технической стороны, выдвинутой в уставе на первое место, то в 1929 г. верхнеудинские энтузиастамы-радиолюбители помогли обеспечить оборудованием первый в республике радиоузел, который находился в здании по ул. Ленина и обслуживал несколько радиотрансляционных то- чек, установленных в центре города. Впервые 700 слушателей услышали голос местного диктора: «Говорит Верхнеудинск». Тогда же сформировались основные формы подачи материала: радиогазеты и радиоконцерты. Последние служили непосредственной задаче приобщения населения к культурной жизни страны и республики, что проявилось в структуре их программ: проведение всевозможных конкурсов, трансляция национальных музыкально-литературных, музыкальных произведений и вечера самодеятельности. Учитывая, что профессиональный театр находился в состоянии становления, художественная самодеятельность, становясь в этот период все более популярной формой народного творчества, выполняла важнейшую компенсаторную функцию, приобщая население города и республики к театральному искусству.

В июле 1931 г. Управлением связи БМАССР была сдана в эксплуатацию широковещательная станция в 1 кВт. Пробная радиопередача была с успехом проведена 8 июля. Однако в 1930-е гг. развитие радиосети происходило медленными темпами — сравнение статистических отчетов центральных регионов страны и республики по количеству радиоточек свидетельствует не в пользу Бурятии. Можно констатировать серьезное отставание БМАССР в этом отношении. Другой проблемой стало беспорядочное вклинивание в сетку радиовещания незапланированных радиограмм, сообщений ТАСС и т. д. Несмотря на закономерные трудности, местное вещание стало заслуженно популярным, адресуя свои программы целевой аудитории — домохозяйкам, труженикам села, работникам промышленных предприятий, школьникам и комсомольцам. Для упорядочивания радиовещания 29 декабря 1931 г. при ЦИК БМАССР был образован комитет по делам радиовещания из 10 человек. Председателем комитета был назначен Леонид Яковлевич Легчилин1.

Общее направление правительственной политики, нацеленной на унификацию, внесло существенные коррективы в сетку вещания, в которой значительное место заняли трансляции партийных съездов и конференций, речей видных деятелей партии и государства. При этом нужно отметить, что в условиях политических репрессий радиовещание испытывало возрастающий пресс со стороны контролирующих партийных органов.

Одной из насущных потребностей развития радиовещания стала необходимость широкомасштабного внедрения радио в быт граждан Бурятии, формирование сети радиоточек, максимально охватывавших территорию республики. Базовыми точками в этой сети стали государственные и общественные учреждения. Так, по плану радиофикации на 1933 г. было выделено 22 300 р. на установку радиоточек в школах и профучреждениях аймаков БМАССР. При этом в г. Верхне-удинске на 1 января 1933 г. в наличии имелось 20 радиоточек, в г. Троицкосавске — 8, в г. Мысовске — 32.

Лишь к концу 1930-х гг. наметились серьезные положительные сдвиги в радиофикации и радиовещании БМАССР. На территории республики постепенно вводились в работу сельские радиоузлы, увеличивалось количество радиоточек.

Во время Великой Отечественной войны роль радио возросла. Радио получило широкое применение в Красной армии и способствовало достижению победы. Радисты во время войны обеспечивали связь, передавали нужную информацию, а советское радио сообщало о происходящих событиях как в тылу, так и на фронтах.

Так, из докладной записки председателя Бурят-Монгольского Радиокомитета И. Седых секретарю обкома ВКП (б) по пропаганде т. Санжиеву о работе радиокомитета за период с 1 января по 1 октября 1942 г. говорится: «Вся работа радиокомитета за прошедший период была подчинена одной задаче: помочь областной партийной организации мобилизовать трудящихся Республики на выполнение основных военно-хозяйственных и политических задач, поставленных партией и правительством, проводить через радио широкую пропаганду в массы важнейших вопросов Отечественной войны, международного положения и задач, стоящих конкретно перед Бурят-Монголией…»1.

В связи с этим с начала войны, еще в октябре 1941 г. в каждом аймаке республики на заседаниях бюро айкомов ВКП (б) было принято постановление «Об организации коллективного радио слушания по колхозам аймака», в котором указывалось: «…на основании указания Обкома ВКП (б) от 13 октября 1941 г. за № 3898 разрешить колхозам, клубам и избам читальням иметь радиоприемники для коллективного радиослушания…»2.

В 1941 г. изменился и объем радиовещания в пользу московского вещания. Местный радиокомитет по распоряжению центра сократил время вещания до 2 ч 10 мин, а загрузка станции РВ-63 в общей сложности составляла 9 ч 05 мин в сутки3. Согласно сетке вещания Бурят-Монгольского радиокомитета, трансляция передач начиналась в 6 ч 30 мин утра, а заканчивалась в 00 ч 15 мин вечера по местному времени. Москва включалась в 6 ч 55 мин утра. На «Урок гимнастики» отводилось 20 мин, на утренний выпуск «Последних известий» на русском языке — 15 мин, на обзоры прессы, политвещание ТАСС только на бурят-монгольском языке — 1 ч 10 мин, музыкальное вещание осуществлялось 25 мин в сутки4.

Областной комитет партии своим решением обязывал Радиокомитет строить свое вещание таким образом, чтобы трансляция на бурят-монгольском языке составляла не менее 50%, но, к сожалению, многие руководящие работники склонны были выступать на русском языке, правда, некоторые выступления переводились на бурятский язык.

С началом войны по радио неоднократно звучали выступления секретаря Бурят-Монгольского обкома ВКП (б) С. Д. Игнатьева с призывом к усилению борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Так, в своей речи 16 ноября 1941 г. С. Д. Игнатьев говорил: «…если мы хотим всемерно приблизить гибель немецкого фашизма (а мы это действительно страстно хотим), то мы обязаны сделать все от нас зависящее для увеличения производства вооружения и боеприпасов. Мы должны дать нашей Красной Армии как можно больше продуктов питания, обмундирования и снаряжения^»1.

12 апреля 1942 г. обращаясь к колхозникам республики в начале весеннего сева С. Д. Игнатьев, определил его задачи: «Товарищи колхозники, колхозницы и все работники сельского хозяйства! …Задача проведения весеннего сева в сжатые сроки и с высоким качеством работ требует того, чтобы все колхозники работали организованно и производительно, чтобы весенний сев ознаменовался новыми героическими трудовыми подвигами наших колхозников.. ,»2.

Несмотря на тяготы военных лет, не прекращалось вещание музыкальнолитературных передач и концертов. Для поднятия духа тыловиков в исполнении оркестра Государственного Бурят-Монгольского ордена В. И. Ленина театра звучали боевые и оборонные песни, музыка советских композиторов, выступления солистов Государственного Ленинградского театра им. Кирова. Велось литературно-драматическое вещание, например, цикл передач «Герои Отечественной войны» на бурятском и русском языках. Особое внимание уделялось просветительным программам практического назначения: циклы передач по местной противовоздушной обороне, в частности, «Как оказывать первую помощь», «Средства защиты от химического заражения», «Как уберечь одежду, еду и воду от химического заражения» или циклы передач по сельскому хозяйству, в том числе «О правильном уходе за посевами», «О правильном уходе за животными».

Только за первый квартал 1942 г. было передано 118 выступлений и статей руководящих областных, городских, районных работников и стахановцев сельского хозяйства, в том числе 4 — о работе комсомола, 6 — о работе промышленности, 36 — по сельскому хозяйству и 17 лекций и статей по вопросам Великой Отечественной войны3.

К сожалению, в коллекциях документов существует некий пробел, не позволяющий говорить о радиовещании в оставшиеся военные годы, тем не менее можно констатировать, что именно в этот первый период развития бурятского радио складывается материальная база, а также жанровое разнообразие радиовещания, использованное в полной мере в последующие периодах, о чем свидетельствуют тематические планы 1960-1980-х гг. — периода расцвета бурятского радиовещания, включающие радиогазеты, радиожурналы, радиокомпозиции, радиопостановки политико-идеологического, исторического, культурного, познавательного характера: «Комсомольцы и молодежь Бурятии в годы Великой Отечественной войны» (1961), «Цвети наш край возрожденный» (1963), «Навстречу 300-летию г. Улан-Удэ» (1966), «Братья Бестужевы в Забайкалье» (1975), «О днях Монгольской Народной Республики в Бурятской АССР» (1980); «Женщины Бурятии» (1962), «Знатные люди села» (1967 ); «Юбилейные даты поэтов и писателей Бурятии» (1981-1982), «Степные мелодии», «Юность республики» и т. д.4

В завершение отметим, что радио вошло в жизнь каждого советского человека, стало действительным и действенным средством массовой информации, обладающим (до появления телевидения) самой обширной аудиторией. В первый период своего развития оно широко использовалось в общественнополитической и культурной жизни и стало мощным инструментом советской власти по агитации советских граждан с постепенным расширением функциональной нагрузки в пользу просвещения и развлечения граждан. На это время приходится создание основ материально-технической базы радио, наиболее удобной сетки вещания (измененной в годы войны, но сохраненной в последующем), формирование жанрового и тематического разнообразия.

Список литературы История становления радиовещания в Бурятии (1920-е - начало 1940-х гг.)

  • Культурное строительство в Бурятской АССР (1971-1981): документы и материалы. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1983. 537 с. Текст: непосредственный.
  • Очерки истории культуры Бурятии: в 2 томах / ответственный редактор Г. Л. Санжиев. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974. Т. 2. 647 с. Текст: непосредственный.
Статья научная