Историк Александр Ильич Малышев(1902-1936)
Автор: Брачев Виктор Степанович
Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana
Рубрика: История и современность
Статья в выпуске: 2 (35), 2015 года.
Бесплатный доступ
Биография видного ленинградского историка первой половины 1930-х годов А.И. Малышева. В центре внимания автора - научно-административная деятельность ученого. Большое место отведено в статье и трагическим страницам жизни А.И. Малышева, связанным с его арестом, заключением в концлагерь и расстрелом.
А.и. малышев, институт красной профессуры, коммунистическая академия, ленинградский университет, лифли, репрессии 1930-х годов, советская историография
Короткий адрес: https://sciup.org/14031914
IDR: 14031914
Текст научной статьи Историк Александр Ильич Малышев(1902-1936)
Брачев В.С. Историк Александр Ильич Малышев (1902–1936) // Общество. Среда. Развитие. – 2015, № 2. – С. 36–41.
Общество. Среда. Развитие ¹ 2’2015
Родился Александр Ильич Малышев 6 августа 1902 года в селе Колено Аткарского уезда Саратовской губернии. Его отец Илья Малышев (из крестьян) служил тюремным надзирателем в Саратовской каторжной тюрьме. Мать Татьяна Константиновна вела домашнее хозяйство и воспитывала детей – Александра, Марию и Павла. После окончания трехклассного начального училища и смерти в 1915 году отца в связи с трудным материальным положением, в котором оказалась из-за этого семья, А.И. вынужден был в 13-летнем возрасте начать трудовую деятельность в качестве канцеляриста (печатал на пишущей машинке) в Саратовской каторжной тюрьме.
Настроен молодой человек был радикально и уже в декабре 1917 года вступил в ряды РСДРП (б). С конца 1918 до середины 1919 года – на комсомольской партийной и профсоюзной работе в Саратове: секретарь партийной ячейки, заместитель секретаря райкома партии, член правления профсоюза муниципальных работников. С июня по октябрь 1919 года служил бойцом в отряде саратовских коммунистов, принимавших участие в боях против войск А.И. Деникина. С конца 1919 и в 1920 г. – на комсомольской работе: секретарь Саратовского губернского комитета РКСМ, кандидат в члены ЦК РКСМ, секретарь Сибирского бюро ЦК РКСМ. В 1921 г. был командирован на учёбу в лекторскую группу Коммунистического университета им. Я.М.Свердлова в Москве.
После окончания в 1923 году Коммунистического университета – на партийной работе в Закавказье: заместитель заведующего отделом Агитации и пропаганды Бакинского комитета Компартии Азербайджана в 1923–1925 гг., член городского комитета партии г. Баку, преподаватель совпартшколы и Политехнического института. С 1925 по 1929 годы опять в Москве в качестве слушателя Института Красной профессуры. Работал в семинаре М.Н. Покровского по истории феодализма и крепостного хозяйства. В марте 1928 года как участник троцкистско-зиновьевской оппозиции в ИКП получил партийный выговор во Фрунзенском районном комитете партии г. Москвы. После окончания института в 1929 году со специализацией «История России и СССР» был направлен в Ленинград в качестве научного сотрудника Ленинградского отделения Коммунистической Академии при ЦИК СССР. Уже в следующем, 1930 году он становится ученым секретарем, а с 1932 года – и заместителем директора Института Истории Академии [9, л. 6–10об.].
В полной мере реализовал себя А.И. Малышев и в качестве вузовского преподавателя в Ленинградском Институте Красной профессуры и Ленинградском государственном институте истории и лингвистики (ЛГИЛИ, с 1934 г. – ЛИФЛИ). 20 марта 1931 года он был назначен заведующим кафедрой Истории России и народов СССР с поручением ему курсов для аспирантов института и организации исторического отделения [9, л. 3]. 10 октября 1934 года по ходатайству ЛИФЛИ А.И. Малышев был утвержден в ученом звании профессора по кафедре истории народов СССР [9, л. 15].
Чувствовал себя А.И. Малышев в должности заведующего кафедрой, несмотря на свою молодость, более чем уверенно. «Здесь в ЛИФЛИ, – заявил он на совещании профессорско-преподавательского состава 23 октября 1934 года, – я пока никаких сведений не имею, но знаю, что по Институту красной профессуры студенты жаловались председателю кафедры, что профессор Греков не в достаточной степени хорошо читает курс. Он начинает читать лекцию и ему говорят, что он уже рассказывал что читает. Тогда он говорит: “Ах, я забыл”. <...> Сейчас мы думаем пустить семинар по Средней Азии, семинар Викторова и общий курс <...> Необходимо со всей силой отразить изучение народов СССР» [23, л. 21–21об.]. Еще одним местом приложения сил ученого стал образованный в мае 1934 года исторический факультет ЛГУ [4, с. 1].
В научном плане усилия А.И. Малышева, как впрочем, и многих его коллег историков-партийцев того времени, были сосредоточены на разработке социально-экономической истории дореволюционной России в свете марксистской теории общественно-экономических формаций. Большой интерес здесь представляет его полемика с московским историком С.М. Дубровским, «открывшим» в конце 1920-х годов со ссылкой на Маркса и Энгельса, конечно, помимо известной сегодня всем «пятичленки» (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая) еще одну формацию – крепостническую, расположив ее между феодальной и капиталистической формациями [6, с. 92].
На самом деле, доказывал А.И. Малышев, К. Маркс и Ф. Энгельс никогда не считали крепостничество особой общественноэкономической формацией, определяя его как характерную черту именно феодальных производственных отношений на стадии их разложения [12, с. 49]. «Теория тов. Дубровского о смене феодализма крепостничеством, как будто бы, – отмечает он, – оправдывается историческим развитием Восточной Германии и России. Действительно, начиная с XVI века, в России и Восточной Германии идет <...> расцвет барщинного хозяйства и установления суровых форм крепостного права. Но это не было явлением новой общественно-экономической формации на смену феодализму <...>. Это была своеобразная форма приспособления феодальных отношений производства к определенному уровню развития торгово-денежных отношений» [8, с. 31].
А.И. Малышев отрицал первоначальное закрепощение крестьян в России до XVI века и принадлежал к числу историков, настаивавших на сравнительно позднем утверждении феодализма в Московской Руси. «В России, – отмечал он, – процесс феодализации шел медленно, и только к XV веку намечается втягивание крестьян в барщину и сближение их с холопами, а следовательно, превращение их в крепостных. Русский феодализм до XVI века – ранний феодализм, находящийся в процессе формирования» [7, с. 224]. Сам характер крестьянских поселений и техника земледелия (подсечное хозяйство) тормозили развитие барщины [21, с. 229]. Русский крестьянин вошел в XVI век с натуральным обликом хозяйства, которое было приспособлено более для уплаты натуральной ренты, нежели денежной. «Крепостное право явилось тем рычагом, посредством которого помещик стимулировал крестьянские хозяйства к развитию товарно-денежных отношений» [5, с. 61].
Что касается периода с XVI по первую половину XIX веков, то его, по А.И. Малышеву, вполне можно охарактеризовать, как «эпоху господства торгового капитала, опиравшегося на крепостные отношения в области производства. Крепостные отношения производства – есть превращенная форма феодальных отношений производства под воздействием торгового капитала, причем на XVI–XVII века, падают начальные стадии этого превращения; на XVIII век – рассвет крепостных отношений производства и на XIX век – их разложение» [10, с. 172].
Во всяком случае, эволюция сельского хозяйства России пореформенного времени в сторону капитализма по прусскому пути, как и «борьба крестьян за американский путь» корнями своими уходят в далекое прошлое XVI–XVII века, – считал ученый [13, с. 103]. Свидетельством сознательного стремления А.И. Малышева к усвоению наследия классиков марксизма применительно к русской истории может служить его статья 1934 года [11, с. 185–221].
Последней работой ученого стала статья «Большевизация петроградского пролетариата в 1917 году» для так и не вышедшего в свет сборника «Борьба за Октябрь» (1934 г.), интересная сегодня в историографическом плане как показатель вполне определённого стремления учёного к расширению тематики своих научных интересов за счёт включения в неё революционных событий 1917 года. Однако насколько серьёзным было это стремление и во что оно, в конечном счёте, могло бы вылиться, судить сложно.
Общество
Общество. Среда. Развитие ¹ 2’2015
Список литературы Историк Александр Ильич Малышев(1902-1936)
- Архив УФСБ РФ по СПБ и Ленинградской области. -Д. № П-6737 (по обвинению Малышева А.И. и др., 1935).
- Бережков В.И. Питерские. Руководители органов госбезопасности. -СПб.; М.: «Яуза» -«ЭКСМО», 2005.
- В наркомате внутренних дел//Правда. -23 декабря 1934 г.
- Выше большевистскую бдительность (с партийного собрания)//Ленинградский Университет. -1936, 1 сентября.
- Доклад А.И. Малышева//Спорные вопросы методологии истории (Дискуссия об общественных формациях)/Под редакцией Г. Зайделя, З. Лозинского, А. Пригожина. -Харьков: Пролетарий, 1930.
- Дубровский С.М. К вопросу о сущности «азиатского» способа производства, феодализма, крепостничества и торгового капитала. -М.: Научная ассоциация востоковедения. 1929.
- Заключительное слово А.И. Малышева//Спорные вопросы методологии истории (Дискуссия об общественных формациях)/Под ред. Г. Зайделя, З. Лозинского, А. Пригожина. -Харьков: Пролетарий, 1930.
- Малышев А.И. К вопросу о сущности крепостного хозяйства//Крепостная Россия. Сборник статей. -Л.: Прибой, 1930.
- Малышев А.И. Краткая биография. -8/XII/1932. -ЦГАЛИ СПб. -Ф. 9470, оп. 2, д. 1012.
- Малышев А.И. Крепостные отношения производства (крепостное хозяйство) 18 века в России.//Книга для чтения по истории народов СССР/Под общ. Ред. М.Н. Покровского. Т.1. Редакторы В. Викторов и А. Пресняков. -Харьков: Пролетарий, 1930.
- Малышев А.И. Маркс и Энгельс о России 50-х -90-х годов//Маркс и революционное движение 19 века. -Л., 1934.
- Малышев А.И. О феодализме и крепостничестве. Ч. 1 (В связи с выступлением и книгой тов. Дубровского «К вопросу о сущности «азиатского» способа производства, феодализма, крепостничества и торгового капитала»)//Историк-марксист. -1930, т. 15.
- Малышев А.И. О феодализме и крепостничестве. Ч. 2 (В связи с выступлением и книгой тов. Дубровского «К вопросу о сущности «азиатского» способа производства, феодализма, крепостничества и торгового капитала»)//Историк-марксист. -1930, т. 16.
- Обвинительное заключение по делу Николаева Л.В., Котолынова И.И., Мясникова Н.П., Шацкого И.П.//Правда. -1934, 27 декабря.
- О приговоре Военной коллегии Верховного суда СССР по делу об убийстве тов. С.М. Кирова//Правда. -1934, 30 декабря.
- О приговоре Военной коллегии Верховного суда СССР по делу Зиновьева Г.Е., Евдокимова Г.Е., Гертика А.М. и др.//Ленинградская правда. -18 января 1935 г.
- Правительственное сообщение//Правда. -1934, 2 декабря.
- Протокол допроса Малышева А.И., 7 июля 1936 г.//Архив УФСБ РФ по СПб и Ленинградской области. -Д. № П-26810 в 20-ти томах. Т.8 (дело А.И.Малышева и др., 1936).
- Радек К. В клоаке контрреволюции//Ленинградская правда. -1935, 27 февраля.
- Санкт Петербургский филиал Архива РАН. -Ф. 225, оп. 4а, д. № 134 (личные дела сотрудников ЛОКА).
- Совещание по истории крестьянских войн в России (конспективный отчет)//Исторический сборник (Труды исторической комиссии АН СССР). Т.1. -Л.: Издательство АН СССР, 1934.
- Трижды презренные//Правда. -1934, 22 декабря.
- ЦГА ИПД СПб. -Ф. 506, оп. 1, д. 1.
- ЦГАЛИ СПб. -Ф. 9470, оп.2, д. 1012 (Малышев А.И., 1931-1935).