Историко-герменевтический очерк философии фальсафа на примере «княжьих зерцал» («Насихат аль Мулюк») Абу-Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси: история и методология

Автор: Конурбаев Марклен Эрикович, Конурбаев Салават Маркленович

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Культура и цивилизация

Статья в выпуске: 3 т.8, 2014 года.

Бесплатный доступ

Серия статей «Историко-герменевтический очерк философии Фальсафа» посвящена изучению труда Абу Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси «Насихат аль Мулюк». Персидский философ XI в. Абу Хамид аль-Газали вошел в историю науки как один из самых ярких представителей мусульманской апологетики средневековья. Изучение его работ позволяет обратиться к разным аспектам жизни мусульманского Востока средневековья. Один из самых известных его трудов, «Насихат аль Мулюк», который входит в состав фундаментального теологического изыскания аль-Газали «Эликсир счастья», принадлежит к жанру средневековой арабо-мусульманской письменности - так называемым «княжьим зерцалам», который представляет собой упрощенное переложение основополагающих философских взглядов мыслителя о государстве и политике на язык, понятный простому человеку, и помогающий через серию аллегорий и повествовательных историй постигнуть на практике сущность управления страной. Проведенный в статье герменевтический анализ «Насихат аль Мулюк» вскрывает уникальный подход выдающегося персидского философа к определению сложных морально-этических понятий, лежащих в основе искусства управления государством. В качестве основы анализа берется методологический подход французского философа и литературного критика Ролана Барта. В первой и второй части очерка приводится история возникновения и развития философии Фальсафа, а также изложение основ герменевтического учения Ролана Барта, которое легло в основу инструменталисти- ки анализа. Данный историко-герменевтический очерк публикуется в шести частях. Первые две части, которые мы предлагаем вниманию наших читателей, описывают краткую историю создания «Насихат аль Мулюк» и методологические основы его анализа в настоящем труде.

Еще

Герменевтика, философия фальсафа, газали, ролан барт, семантика, ислам, семиотика, восточная культура, ихйя

Короткий адрес: https://sciup.org/140210265

IDR: 140210265   |   DOI: 10.12737/5539

Список литературы Историко-герменевтический очерк философии фальсафа на примере «княжьих зерцал» («Насихат аль Мулюк») Абу-Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси: история и методология

  • Binder L. Al-Ghazzali's Theory of Islamic Government. Muslim World, 45, 1955, pp. 229-241.
  • Bruce B. Lawrence. Ibn Khaldun and Islamic ideology. Leiden: E.J. Brill, 1984. 136 p.
  • Crone Patricia. Did al-Ghazali write a Mirror for Princes? On the Authorship of Nasihat al-Muluk//Jerusalem Studies ofArabic and Islam, 10, 1987, pp. 167-197.
  • FuadBaali. Society, State, and Urbanism: Ibn Khaldun's Sociological Thought. -USA: SUNY Press, 1988, 175 p.
  • Henri Laoust. La Politique de Gazali. Paris: Paul Geuthner, 1970, 414 S.
  • Hillenbrand C. A little-known Mirror for Princes of al-Ghazali//Festschrift ffir Gerhard Endress, Leuven, 2004, pp. 591-99.
  • Hillenbrand C. Islamic Orthodoxy or Realpolitik? Al-Ghazali's Views on Government//Journal of Persian Studies, 1988. pp. 81-94
  • Lambton, Ann K.S. The Theory of Kingship in the Nasihat-ul-Muluk of Ghazali//The Islamic Quarterly, 1, 1954, pp. 47-55
  • Muhsin S. Mahdi. Alfarabi and the Foundation of Islamic Political Philosophy. -London: University of Chicago Press, 2001, 264 p.
  • Peters F.E. Aristotle and the Arabs: the Aristotelian Traditions in Islam. -N.Y. -L.: Luzac, 1968.
  • Sherwani, H. K. El-Ghazali on the Theory and Practice of Politics//Islamic Culture, 9, 1935, pp. 450-74.
  • Абу Наср Аль-Фараби. Политика//Восточная филология. Душанбе, 1973. Вып.2. С. 102-178.
  • Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Ат-Тибр ал-Масбук фи насиха ал-мулюк // Пер. с персидского на арабский: аноним // Под ред.: Ахмад Шамс ат-Дин. Бейрут: Дар ал-китаб аль-'алямия, 1988, 132 су- хуф.
  • Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Воскрешении религиозных наук/Пер. с арабского Насыров И.Р. Т. 1, ч. 1. М.: 2007. 584 с.
  • Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Наставление правителям и другие сочинения. Пер. с арабского. М., 2004. 302 с.
  • Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Эликсир счастья. Часть 1-2. Пер. с перс., вступ. ст., коммент. и указ. А.А. Хисматулина. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2007. 466 с.
  • Аверинцев С.С. Филология//Лингвистический энциклопедический словарь. -Москва: «Советская энциклопедия», 1990. с. 544-545.
  • Ал-Фараби Абу Наср Мухаммад. Трактат о жителей добродетельного города/Пер.с араб. И.О. Мухаммеда, А.В. Сагдеева//Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1971. С. 191-377.
  • Аристотель. Этика/Пер. Брагинская Н. М.: АСТ, 2010.
  • Баранов Х.К. Большой арабско-русский словарь. М.: Живой Язык, 2006, 456 с.
  • Барт P. S/Z/Пер. с фр. Г.К. Косикова и В.П. Мурат; Под ред. Г.К. Косикова. 3-е изд. М.: «Академический Проект», 2009. 373 с.
  • Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима.»: «Наука»; Глав. ред. восточной лит-ры, 1965. 221 с.
  • Белкин М.В., Плахотская О. Словарь «Античные писатели». СПб.: «Лань», 1998.
  • Большая Советская Энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.
  • Габитова Р.М. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера»//Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль», 1985. С. 61-97.
  • Игнатенко А. А. Познать непознаваемое (аль-Газали о рациональном познании трансцендентного -ал-гайб)//Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. М., 1998. С. 175-209.
  • Игнатенко А.А. В поисках счастья (Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья). М.: «Мысль», 1989. 254 с.
  • Игнатенко А.А. Как жить и властвовать. М.: Прогресс, 1994, 348 с.
  • Игнатенко А.А. Обман в контексте арабо-исламской культуры средневековья (по материалам «княжьих зерцал»)//Одиссей. Человек в истории. 1993. Образ «другого» в культуре. М.: «Наука», 1994.
  • Игнатенко АА. Проблемы этики в «княжьих зерцалах»//Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993.
  • Керимов Г.М. Аль-Газали: религиозно-философские взгляды//Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку, 1969. С. 71-100.
  • Кирабаев Н. С. Философия власти: ал-Маварди и аль-Газали//Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004.
  • Кирабаев Н.С. Соотношение власти и авторитета в политическом учении аль-Газали//Человек как философская проблема: Восток -Запад. М., 1991.
  • Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. М.: УДН, 1987.
  • Кирабаев Н.С. Теория государства в мусульманском правоведении//Классический ислам. Традиционные науки и философия. М.: 1988. С. 9-47.
  • Конурбаев М.Э. Библия Короля Иакова в лингвопоэтическом освещении: Спецкурс (учебно-метод. пособие). М.: Диалог-МГУ, 1998.
  • Конурбаев М.Э. Библия короля Иакова: литературный плагиат, политический манифест или библиографическое открытие?//Библия короля Иакова: 1611-2011. Культурное и языковое наследие/отв. ред. д-р филол. наук Е.Б. Яковенко. Москва: БукиВеди, 2013. С. 75-86.
  • Конурбаев М.Э. Стиль и тембр текста. М.: МАКС-ПРЕСС, 2001.
  • Конурбаев М.Э. Тембральная организация английской речи (на материале Библии Короля Иакова). Дис.. канд.филол. наук. М., 1993.
  • Макиавелли Н. Государь./Пер. Муравьева Г. М.: Планета, 1990.
  • Мискавейх. Трактат о природе справедливости/Пер. и коммент. З.И. Гусейновой//Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 2000. С. 286-300. http://smirnov.iph.ras.ru/local/miskadlp.pdf (дата обращения: 13.06.2014).
  • Наумкин В.В. Учение «о касб» в произведении аль-Газали «Воскрешение наук о вере»//Ислам и мусульмане культура и политика (статьи, очерки и доклады разных лет). К 190-летию Института востоковедения РАН. М. -Н. Новгород, 2008 С. 9-17.
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1991, 917 с.
  • Отчет о работе санкт-петербургского филиала института востоковедения РАН (в процессе реорганизации в Институт восточных рукописей РАН) в 2007 году.
  • Платон. Государство. М.: «Наука», 2005. 576 с.
  • Россия как мусульманский мир: инаковость как проблема/Отв. ред. Выпуска А.В. Смирнов. М., 2010. 528 с.
  • Роттердамский Э. Воспитание христианского государя/Пер. Тарасова А.М.: Мысль, 2010, 366 с.
  • Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби/Отв. ред. Ж.М. Абдильдин. Алма-Ата: «Наука» Казахской ССР, 1984., 176 с.
  • Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Русские словари, 1994. 844 с.
  • Фреге Г. Смысл и значение//Логика и логическая семантика/Пер. Бирюков Б. М.: «Аспект Пресс», 2000. C. 230-246.
  • Фролова Е.А. Арабская философия: прошлое и настоящее. М., 2010.
  • ХенриЛуист. Политика Газали. Пер. Махди Музаффари. Тегеран, 1354/1975. Т. 1. С. 202.
  • Хисматулин А.А. Некоторые проблемы современных переводов сочинений аль-Газали на русский язык//Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси «Кимийа-йи са'адат» («Эликсир счастья»). РАН, Институт востоковедения. СПб.: Петербургское востоковедение, 2007.
  • ШамоловАА. Философско-теологические воззрения Газали. Дис. д-ра философ. наук. Душанбе, 2003. 379 с.
  • Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы: VII-XII вв. М.: Наука, 1974. 252 с.
  • Шлейермахер Ф. Герменевтика/Пер. с нем. А.Л. Вольского. Науч. Ред. Н.О. Гучинская. СПб.: «Европейский Дом». 2004. 242 с.
Еще
Статья научная