Историко-культурный концепт "Италия" в произведениях Ф.М. Достоевского

Автор: Дергачева Ирина Владимировна

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: Память культуры

Статья в выпуске: 68, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается содержание историко-культурного концепта «Италия», выявленного в произведениях Ф.М. Достоевского. В творческом наследии писателя этот концепт представлен в двух основных ракурсах: как выражение его интереса и его отношения к итальянскому искусству, отраженному в художественных текстах, публицистике и письмах, особенно в романе «Идиот», так и в виде его историософских и политических взглядов на католицизм и вопрос политического объединения Италии. Содержание концепта выражает осуждение Достоевским римо-католицизма, которое он связывал с древнеримской идеей мирового господства. Кроме того, в содержании концепта выражены упреки писателя в адрес католиков, предавших, по его мнению, Христа «за царства земные» и следующих за антихристом в жажде стяжания земных благ. Содержащийся в концепте диссонанс между симпатией Достоевского к Дж. Гарибальди как национальному герою итальянского Рисорджименто и скепсисом по отношению к политическому объединению Италии объясняется сложными взглядами писателя на роль Италии как государства, призванного объединить народы мира на основе принципов красоты, традиционно воплощенных в ее искусстве. Особое место в содержании концепта «Италия» принадлежит Флоренции, «жемчужине» эпохи Возрождения, которая ассоциировалась у Достоевского с образом рая и являла собой образ красоты, призванной объединить мир на принципах всеобщей любви к Христу и тем самым спасти мир.

Еще

Ф.м. достоевский, италия, рисорджименто, римо-католицизм, дж. гарибальди, флоренция

Короткий адрес: https://sciup.org/149136543

IDR: 149136543

Список литературы Историко-культурный концепт "Италия" в произведениях Ф.М. Достоевского

  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 28. Кн. 2. Ленинград, 1985. С. 19.
  • Supino V. I soggiorni di Dostoevskij in Europa e la loro influenza sulla sua opera. Firenze, 2017.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 8. Ленинград, 1973. С. 450.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 10. Ленинград, 1974. С. 197.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 14. Ленинград, 1976. С. 234.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 14. Ленинград, 1976. С. 235.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 22. Ленинград, 1981. С. 87–91.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 25. Ленинград, 1983. С. 7.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 28. Кн. 2. Ленинград, 1985. С. 224, 225.
  • Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ (АВПРИ). Ф. 190. Российское посольство в Риме. Опись № 525. Ч.1.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 5. Ленинград, 1973. С. 83, 84.
  • Достоевская А.Г. Воспоминания. Москва, 1987. С. 136.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 25. Ленинград, 1983. С. 143.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 13. Ленинград, 1975. С. 377.
  • Капилупи С.М. Провидение и катастрофа в европейском романе: Мандзони и Достоевский. Санкт-Петербург, 2019.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 25. Ленинград, 1983. С. 143.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 8. Ленинград, 1973. С. 51.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 8. Ленинград, 1973. С. 167, 168.
  • Курган М.Г. Дантовская концепция ада в творческой перцепции Ф.М. Достоевского // Имагология и компаративистика. 2015. № 1 (3). С. 160–176.
  • Курган М.Г. Дантовская концепция ада в творческой перцепции Ф.М. Достоевского // Имагология и компаративистика. 2015. № 1 (3). С. 170, 171.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 28. Кн. 2. Ленинград, 1985. С. 356.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 28. Кн. 2. Ленинград, 1985. С. 247, 249.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 28. Кн. 2. Ленинград, 1985. С. 332.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 29. Кн. 1. Ленинград, 1986. С. 10.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 13. Ленинград, 1975. С. 377.
  • Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. Санкт-Петербург, 2001.
  • Ossorgin M.M. Holbein’s Visually Polyphonic Dead Christ Reveals Contrasting Perspectives in Dostoevsky’s The Idiot // Dostoevsky Studies, New Series. 2017. Vol. 21. P. 51–68.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 19. Ленинград, 1979. C. 138.
Еще
Статья научная