Историко-педагогическое познание прошлого

Автор: Аллагулов А.М.

Журнал: Историко-педагогический журнал @history-education

Рубрика: Колонка редактора

Статья в выпуске: 4, 2024 года.

Бесплатный доступ

ID: 140307985 Короткий адрес: https://sciup.org/140307985

Текст ред. заметки Историко-педагогическое познание прошлого

Уважаемые читатели и авторы «Историко-педагогического журнала!

Перед Вами завершающий номер журнала в 2024 году. Как всегда, тематика статей посвящена наиболее значимым направлениям развития наук об образовании. Отмечу, что спектр публикаций достаточно обширен: от персонали-стики до методики преподавания отдельных дисциплин.

Историко-педагогическое познание прошлого – это недетерминированная, открытая стратегия мышления, имеющая дело с уникальными ситуациями. Преодолевая существующие неудовлетворительные способы мышления, ученый (исследователь) вынужден становиться методологом, вступая в «гуманитарный скандал» (диалог) с другими методологами. Это позволяет переосмыслить имеющиеся точки зрения и подходы и сделать правильный шаг в дальнейшем развитии историко-педагогического мышления.

Как отметил, Б. М. Бим-Бад, в «отсутствии исторического самосознания – одна из причин кризиса современной педагогики. Ведь нам необходимо не просто знание, а осмысление педагогических систем. Для этого нужно изучение законов, по которым та или иная система жила и развивалась… Чувство современности должно совпадать с тонким и точным анализом времени прошедшего… Пренебрежение уроками прошлого заводит в тупик».

Историко-педагогическое познание имеет ряд специфичных черт, которые отличают его от других видов научных исследований наук об образовании.

Во-первых, принадлежность объекта изучения к прошлому и существование его для исследователя не в качестве реальной действительности, а в виде определенного артефакта. Прошлое нельзя восстановить ни в одной из его многочисленных фаз. Познание историка педагогики трудно и извилисто, а результаты исследования далеко не всегда отличаются такой однозначностью содержания и смысла, степенью устойчивости, как это имеет место, например, в естественных науках.

Во-вторых, это проявляется в отношении объекта познания. При изучении педагогических феноменов в исторической ретроспективе происходит «погружение» исследователя – и сам субъект, и изучаемые явления принадлежат одному целому – истории педагогики. Историко-педагогическое познание является в этом смысле средством рефлексии не только общества, но и педагогики как науки.

В-третьих, историко-педагогический процесс качественно не завершен. В этой связи историк не может выработать целую законченную теорию, так как каждый этап историко-педагогического развития с неизбежностью будет вносить коррективы, дополнения в сложившуюся систему взглядов. Изменения в сфере историко-педагогических представлений о прошлом обусловлены логикой развития. Итогом взаимосвязи того и другого является расширение, обогащение и уточнение историко-педагогического знания.

Трудно не согласиться с мнением Г. Б. Корнетова о том, что «историкопедагогическое знание является основой современной и будущей педагогической культуры. Оно дает координаты и инструменты ориентации в педагогических проблемах, помогает понять их истоки и осмыслить имеющийся опыт их решения. История педагогики является уникальной лабораторией, в которой на протяжении многих веков накапливался и апробировался опыт постановки и решения проблем воспитания и обучения новых поколений». Продуктивно осуществлять эту деятельность можно только на основе целостного анализа и осмысления предшествующего опыта разработки рассматриваемой проблематики в истории отечественной философии и педагогики (М. В. Богуславский).

Убедительно доказана значимость его подвижнических усилий по развитию просвещения в российской провинции во второй половине XIX веке на примере Вятской губернии. Особое внимание в статье уделяется характеристике его творческих связей с местной интеллигенцией. Рассказывается о деятельности всероссийской общественной организации под названием «Содружество Пав-ленковских библиотек», объединяющей библиотеки, носящие имя Ф. Ф. Павленкова.

Рубрика «История отечественного образования и педагогики» представлена статьей питерского историка педагогики А. Н. Шевелева , явившаяся откликом на выход в свет книги И. А. Колесниковой, Н. В. Груздевой, Л. В. Дербило-вой «Блокадная педагогика». В рецензии на монографию представлены авторские размышления о подходах в изучении многогранного феномена блокадной педагогики, об общности приемов педагогической деятельности блокадных учителей в работе с учениками.

В своих высказываниях автор доказывает, что блокада многомерна. «Очевидно, что это была колоссальная гуманитарная катастрофа. Но педагогику блокады никак нельзя свести только к «педагогике выживания», военной педагогике, «педагогике катастроф». Так же, как нельзя вложить этот феномен в привычные клише примера «гуманистической педагогики», «педагогики профессионального подвижничества». Она выходит за традиционные границы историкопедагогического осмысления. Так же, как сама Блокада выходит за пределы «одного из» периодов истории Петербурга, а блокадная педагогика – за границы короткого этапа в трехвековой истории петербургского образования».

А. Н. Шевелев делает вывод о том, что в ситуации отсутствия необходимых и привычных в мирное время средств обучения, устное слово учителя становилось едва ли не единственным педагогическим инструментом. От того, насколько блокадный педагог им владел, зависело очень многое. Длительные пересказы педагогами на память и чтение фрагментов литературных произведений (словесная наглядность) происходили на фоне общего возрастания значения книжной культуры в жизни как детей, так и педагогов. Книга становилась не только средством ухода от безжалостной реальности, но и моральным мерилом, возможностью обретения духовной опоры.

В рубрике «История дефектологического образования» нашим постоянным автором М. А. Тимофеевым предлагается реконструкция деятельности выдающегося тифлопедагога и ученого Бориса Игнатьевича Коваленко в годы его работы в НИИ дефектологии АПН РСФСР. Как справедливо отмечает автор, «в жизни одного из основателей отечественной тифлопедагогики Бориса Игнатьевича Коваленко «московские» периоды жизни и деятельности были непродолжительны и имели, на первый взгляд, не первостепенное значение. Однако их роль в организации и развитии высшего дефектологического образования (1928– 1933 г.) в Москве и дефектологии как науки (1944–1946 гг.) в масштабах всего СССР была велика. К сожалению, в специальной литературе эти эпизоды биографии педагога и ученого, особенно деятельность в НИИ дефектологии АПН РСФСР, практически не освещены, хотя они и являются очень информативными и важными с точки зрения восстановления полной картины развития отечественной дефектологии и специального образования, основанной на оригинальном документальном материале».

В исследовании М. А. Тимофеева выявлены и охарактеризованы основные направления и результаты его трудов с 1944 по 1946 год в области работы с военноослепшими, трудового обучения слепых детей, общих вопросов организации их образования, воспитания и обучения слабовидящих. В приложении впервые публикуется автобиография Б. И. Коваленко и ряд архивных документов, связанных с его работой в НИИ дефектологии АПН РСФСР.

Рубрика «Общая педагогика» открывается исследованием Ю. М. Одеговой и Е. Н. Скавычевой, обосновывающим актуальность использования сюжетноролевой игры как средства ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования авторами разработан педагогический проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры, который может быть реализован педагогами в условиях дошкольного образования.

Исследование Н. Н. Отраднова и Т. Д. Сеговой посвящено педагогической проблеме развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью игр-путешествий. В исследовании акцентируется внимание на важности использования игр-путешествий как эффективного инструмента создания увлекательного образовательного процесса. Представлены некоторые результаты применения игр-путешествий в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста, анализируются положительные эффекты от внедрения данного метода в образовательный процесс. Подчеркивается значимость подобных подходов для всестороннего развития личности ребенка и подготовки его к дальнейшему обучению в школе. Особое внимание уделяется практическим аспектам организации игр-путешествий, их влиянию на развитие познавательной активности и творческих способностей детей. Приводятся примеры конкретных игр-путешествий, направленных на повышение мотивации к чтению и углубленное понимание литературных произведений.

Рубрика «Исследование молодых ученых» представлена статьей А. Е. Есбусиновой , рассматривающей проблему формирования «ответственного родительства» в современной педагогической теории и практике. Автор отмечает, что в связи с попытками внешних западноевропейских и американских влияний разрушить традиционные российские устои семьи сегодня требуется более пристальное внимание к работе, которая проводится с родительской общественностью в области просвещения, методического сопровождения молодых семей и семей с опытом воспитания одного или нескольких детей.

В заключении, А. Е. Есбусинова делает вывод о том, что феномен «ответственное родительство» является сложным социокультурным, педагогическим явлением. Истоки его зарождения уходят корнями в педагогику прошлого и являются базой для его осмысления и содержательного наполнения различных аспектов жизнедеятельности семьи: отношение к ближнему, к старшим, родительская и детская любовь, воспитание ответственности, самостоятельности, развитие творческих способностей. В связи с тенденциями глобализации, цифровизации ответственное родительство переживает новый этап и обогащается в связи с усилившимися процессами пересмотра ценностных ориентаций семьи на современном этапе.

Исследование А. М. Кирилова посвящено проблеме повсеместного распространения принципов технократизма в образовании при формировании личности, которая привела к тому, что в нынешних условиях общество получает человека, хорошо обученного выполнению своих профессиональных обязанностей, но при этом не обладающего нравственными, этическими и моральными установками. Для противодействия данным негативным тенденциям, по мнению многих ученых, нужно реализовывать идею гуманитаризации в образовании, которая во главу угла ставит превалирование гуманного над технократическим. В статье отражена значимость идеи гуманитаризации для науки, социума, конкретной личности; описано то, какие глобальные последствия она влечет за собой относительно функционирования общества; приведено объяснение о сходстве и различии в понимании терминов «гуманизация» и «гуманитаризация».

Рубрика «Методика преподавания отдельных дисциплин» открывается статьей З. И. Трубиной, Д. А. Шалаевой , раскрывающей актуальную проблему обучения технике чтения учащихся младших классов с признаками дислексии на материале английского языка и рассмотрению влияния данного расстройства на обучение.

Авторы исследования подчеркивают, что проведенное исследование позволяет лучше понять особенности и трудности детей младшего школьного возраста с признаками дислексии, а также предлагают методическую модель обучения технике чтения для педагогов и специалистов, работающих с этой категорией детей. Дальнейшее исследование и разработка новых методов обучения в этой области могут значительно улучшить результаты и эффективность обучения технике чтения у обучающихся с признаками дислексии на уроках английского языка.

Исследование А. В. Горбатенко и О. В. Кирюшиной посвящено рассмотрению специфического феномена современности – клипового мышления у подрастающего поколения. Преобладание поверхностного и фрагментарного мышления, трудности концентрации внимания, доминирующий визуальный канал запоминания информации, интеллектуальная лень, низкий уровень критического анализа поступающей информации – важные составляющие клипового мышления обучающихся. В исследовании раскрываются факторы, влияющие на развитие клипового мышления, положительные и отрицательные стороны данного феномена, анализируются признаки клипового мышления у обучающихся.

Ждем, дорогие друзья, новых интересных материалов. С Новым годом! Творческого вдохновения всем!

Ред. заметка