Историко-правовой анализ участия защитника в уголовном процессе российского государства
Автор: Кайзер А. В.
Журнал: Социальное управление. Электронный научно-практический журнал.
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: Т. 6, вып. 2S, 2024 года.
Бесплатный доступ
Настоящая статья посвящена исследованию развития института защиты в российском государстве. Каждый исторический этап нашей страны оказывал непосредственное влияние на регулирование деятельности защитника, его правовой статус, функционал и т.д. В статье выделяются основные этапы развития института защиты в зависимости от наиболее важных этапов развития российского государства и права. Цель исследования – изучить развитие института защиты в уголовном процессе Российского государства. Методология. Научная работа основана на системном методе; общенаучных методах: анализ, сравнение, обобщение; частнонаучном – историческом методе.
Институт защиты, защитник, адвокат, этап развития, уголовное право, уголовный процесс
Короткий адрес: https://sciup.org/14131010
IDR: 14131010
Текст статьи Историко-правовой анализ участия защитника в уголовном процессе российского государства
The purpose of the study is to study the development of the institution of defense in criminal proceedings of the Russian state.
Methodology . Scientific work is based on the system method; general scientific methods: analysis, comparison, generalization; private scientific — historical method.
Введение
Предпосылки развития института защитника в Российском государстве возникли в XV в., когда в Псковской судной грамоте 1467 г. и Новгородской судной грамоте 1471 г. было предусмотрено представительство в суде только для определённых категорий лиц — женщин, детей, монахов, монахинь, пожилых и глухих [1, с. 47]. До этого времени была обязательная личная явка в суд, затем родственное представительство в суде.
В Судебниках 1497 г. и 1550 г. закрепляется правовой статус правозаступников, которые представляли в суде людей, не имеющих навыков и знаний для своей защиты в суде. Также в данных документах прослеживается зарождение возмездности услуг защитника, она выражалась в том, что такие услуги должна была компенсировать проигравшая сторона [2, с. 198].
В 1716 г. в Воинских уставах Петра I впервые в качестве термина применяется слово «адвокат», в данном документе предпринимаются попытки закрепления полномочий и задач адвокатов и поверенных. В 1775 г. Екатерина II подписала Указ «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», данный документ определил развитие деятельности защитника посредством формирования института губернских стряпчих, являющихся помощниками прокурора и защитниками казённых интересов [3, с. 59]. При этом не было закреплено требований об их знаниях, квалификации.
В этот период развитие института защитника в нашей стране происходило достаточно медленно, ему уделялось недостаточное внимание со стороны правителей, законодательных властей. Защитники не обладали необходимыми знаниями, квалификацией, законодательное регулирование статуса и деятельности защитника находились на низком уровне.
Основная часть
Становление российской адвокатуры происходит в 1864 г., его заложила судебная реформа Александра II. С тех пор институт защитника в нашей стране, так или иначе, развивается. В данном процессе развития можно выделить наиболее значимые этапы:
-
— зарождение института защитника — XV в. — 1864 г.;
-
— становление прав защитника в царской России — 1864–1917 гг.;
-
— создание института защитников — 1917–1922 гг.;
-
— становление прав адвоката-защитника в советском законодательстве — 1922– 1956 гг.;
-
— расширение прав адвоката-защитника в советском законодательстве — 1956– 1991 гг.;
-
— этап постсоветского развития прав адвоката-защитника — 1993–2001 гг.;
-
— современный этап развития института защитника — с 2001 г. по настоящее время.
В результате судебной реформы 1864 г. присяжным поверенным был предоставлен значительный объем нормативно закрепленных прав, сопоставимых с правами государственных обвинителей, вследствие чего в царской России происходит институционализация профессиональных прав защитника. 20 ноября (2 декабря) 1864 г. император Александр II ввёл в действие «Учреждение судебных установлений», в котором права защитников закреплялись и регулировались документально.
Закон позволял допущенному в уголовное судопроизводство защитнику реализовывать следующие права: присутствовать при получении судом до судебного следствия объяснения от подсудимых; объясняться наедине с подсудимым, содержащимся под стражей; знакомиться с материалами дела и выписывать из него все нужные сведения; приглашать свидетелей, давших показания на предварительном следствии; заявлять ходатайство о вызове сведущих людей — экспертов; получать копию приговора. Кроме того, защитник обладал правом отводить присяжных заседателей без объяснения причин и повторно допрашивать свидетелей обвинения [4, с. 21].
При этом необходимо отметить, что в результате Судебной реформы 1864 г. защитники не получили важного профессионального права — вступать в уголовное судопроизводство на стадии предварительного расследования. Лишь в 1897 г. адвокаты были впервые допущены к участию в уголовном судопроизводстве на стадии предварительного следствия в отношении несовершеннолетних обвиняемых [5, с. 125].
Изложенное выше свидетельствует и о том, что на данном этапе развития институт профессиональных прав адвоката-защитника имел сугубо уголовно-процессуальную регламентацию.
В результате Октябрьской революции 1917 г. были упразднены все ранее существовавшие судебные учреждения, а также присяжная и частная адвокатуры, были аннулированы и все ранее предоставленные защитникам права. В качестве защитников в уголовном судопроизводстве начали допускаться не лица, обладающие особым статусом, а все «непорочные лица обоего пола», пользующиеся гражданскими правами.
Регулирование прав и деятельности защитника на данном этапе характеризуется непоследовательностью. В 1918 г. вводится разрешение на допуск защитника, обладающего всей полнотой профессиональных прав, в том числе и правом на ознакомление со всеми материалами уголовного дела, на стадию предварительного расследования и судебное разбирательство, хотя при этом устанавливалось право следственных органов, судов и революционных трибуналов отказать в допуске защитника. В 1919 г.
участие защитника на стадии расследования было полностью исключено [6, с. 159].
В завершение этого периода защита в уголовном судопроизводстве организовывалась в порядке выполнения общественной повинности при отсутствии нормативного закрепления прав защитников. Регламентация профессиональных прав адвоката-защитника продолжала осуществляться лишь посредством норм уголовнопроцессуального законодательства.
Судебно-правовая реформа 1922–1923 гг. вводит в действие основные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок защиты в суде и принципы её деятельности («Положение об адвокатуре» 1922 г. и «Положение о коллегиях защитников» 1922 г.) [7, с. 9].
Анализ положений и норм УПК РСФСР 1922 г. показывает, что в законодательстве того времени предусматривалось нормативное закрепление основных прав адвоката-защитника на стадии судебного рассмотрения уголовного дела и обжалования приговора суда, однако защитник допускался в уголовное судопроизводство лишь с момента придания обвиняемого суду. Также необходимо отметить, что защитника могли не допустить к делу в случае, если оно рассматривалось Революционным трибуналом. Учитывая то, что в то время любое дело могло быть подсудно ему, граждан фактически лишали права на защиту в суде.
Принятая в 1936 г. Конституция СССР установила незыблемое право защитника на его допуск на стадию судебного разбирательства по уголовному делу. «Положение об адвокатуре СССР» 1939 г. некоторым образом расширило формы адвокатской деятельности, положило начало ряду изменений в организационной подчиненности адвокатуры.
С 1934 г. по России прокатилась волна политических репрессий, которые в значительной степени затронули адвокатуру и крайне негативно повлияли на ее кадровый состав.
Изменение приоритетов во внутренней политике советского государства, произошедшее после 1953 г. в связи со сменой руководства СССР и возрастанием роли адвокатуры после XX съезда КПСС, сопровождается постепенным расширением прав адвоката-защитника.
В положениях принятых в 1958 г. «Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» и УПК РСФСР 1960 г. содержалась детальная регламентация прав адвоката-защитника, причём начальный момент участия адвоката-защитника был перенесён на стадию окончания предварительного расследования уголовного дела (а по некоторым делам — на момент предъявления обвинения) [8, с. 47].
В результате судебно-правовой реформы 1956–1964 гг. адвокаты-защитники приобрели статус полностью самостоятельных участников процесса и получили возможность осуществлять защиту на всех основных этапах советского уголовного судопроизводства. Более того, в УПК РСФСР 1960 г. были введены нормы, направленные на установление некоторых гарантий независимости адвоката и неприкосновенность адвокатской тайны.
В 70-х гг. XX в. законодатель делает попытку расширить участие адвоката на стадии предварительного расследования уголовного дела, вследствие чего вносятся поправки, согласно которым по постановлению прокурора защитник может быть допущен к участию в любом деле с момента предъявления обвинения.
Последующее принятие Конституции СССР 1977 г., Закона «Об адвокатуре в СССР» 1979 г. и Положения «Об адвокатуре РСФСР» 1980 г., как следует из анализа содержащихся в них правовых норм, повысило значение адвокатской тайны в реализации функции защиты, посредством расширения условий ее охраны [9, с. 195].
Однако, несмотря на общие позитивные тенденции, в рассматриваемый период имели место нарушения профессиональных прав адвокатов и попытки отдельных представителей правоохранительных органов необоснованно привлечь адвокатов к уголовной ответственности за осуществление активной профессиональной деятельности [10, с. 129].
Основные положения Конституции РФ 1993 г. повлекли внесение многочисленных изменений и дополнений в УПК РСФСР 1960 г. и ряд других законов, затрагивающих основы деятельности адвокатов, что положительным образом отразилось на объеме прав адвоката-защитника и способствовало их практической реализации.
Адвокат-защитник, как следует из содержания ст. 51 УПК РСФСР в редакции ФЗ от 23 мая 1992 г., получил право использовать любые средства и способы защиты, не противоречащие закону. Наряду с этим совершенствовались и нормы, направленные на обеспечение практической реализации профессиональных прав адвоката [11, с. 78].
С 2001 г. и по настоящее время происходит современное развитие института защиты, данный этап развития характеризуется обширной нормативно-правовой базой, которая регулирует правовой статус и деятельность защитников. Большое внимание уделяется квалификационным требованиям современных защитников, их профессиональной этике. При этом сохраняются и некоторые проблемы в данном нормативном регулировании [12, с. 261].
Заключение
-
1. Рассмотренные этапы развития института защиты в нашей стране характеризуются преемственностью. Развитие института защиты происходит параллельно с развитием демократизации российского государства, общества; постепенно повышается статус адвокатуры. При этом на протяжении всего процесса имело место наличие проблем,
-
2. Развитие института защиты неразрывно связано с общественно-политическими изменениями в обществе, которые происходят на каждом историческом этапе развития российского государства. Каждый этап характеризуется наличием проблем, требующих правового решения.
-
3. На современном этапе наиболее проблемным вопросом, требующим своего разрешения, является разработка уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего процессуальную деятельность защитника в период проведения специальной военной операции, в военное время и в период объявления военного положения. Так, неопределенной является следственная ситуация, когда на стадии предварительного расследования обвиняемое лицо заключило контракт с комиссариатом на участие в боевых действиях, когда лицо не признает себя виновным. В этой ситуации следователь обязан приостановить производство по уголовному делу (ч. 3.1 ст. 208 УПК РФ), но такая приостановка грозит утерей доказательств виновности/неви-новности обвиняемого. Каковы полномочия защитника в отсутствие обвиняемого? Ответы на эти вопросы отсутствуют.
постоянно сопровождавших развитие института защиты, как правило, следовавших за вводимым расширением профессиональных прав адвокатов. В результате объем профессиональных прав адвоката-защитника по воле законодателя тем или иным образом сужался либо ограничивалась возможность их практической реализации.