Из истории строительства и внешнего оформления Массандровского дворца Александра III в 1892-1900 гг

Автор: Гуменюк Андрей Юрьевич

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 2, 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена истории строительства и характеристике внешнего оформления Массандровского дворца Александра III. Приведена информация об украшении крыши одной из башен фигурой двуглавого орла и ее оформлении. Немало внимания уделено оформлению самой крыши дворца, указаны фирма, занимавшаяся ее покрытием, сумма средств, затраченных эту работу. Представлены сведения о часах, которые украшали фасад дворца, а также об истории их фирмы-производителя. Часть исследования посвящена установке решеток на все окна первого этажа дворца, которые из-за сложности выполнения осуществляли как охранную функцию, так и эстетическую. В дополнение к этому статья изобилует биографическими данными об истории компаний, задействованных при создании дворца. В завершение отмечено, что ввиду многоплановости, важности и сложности работы по оформлению фасадов Массандровского дворца к выполнению этих задач привлекалось относительно большое количество фирм, зарекомендовавших себя ранее.

Еще

Фасады, часы, оконные решетки, кровля, стены, фигура орла, винтер, винклер

Короткий адрес: https://sciup.org/149138924

IDR: 149138924   |   DOI: 10.24158/fik.2022.2.13

Текст научной статьи Из истории строительства и внешнего оформления Массандровского дворца Александра III в 1892-1900 гг

Дворец-музей Александра III в Массандре, Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, ,

Alexander III Palace Museum in Massandra, Alupka Palace and Park Museum-Reserve, Crimea, Russia, ,

димо было оценить состояние замка. Этим занялся архитектор П.К. Теребенев (Калинин, Земля-ниченко, 2005: 198). До начала постройки дворца стоимость замка, созданного для С.М. Воронцова (1823–1882), оценивалась в 121 272 р.1 Его общий вид и состояние были следующими: каменное здание, выстроенное из местного известняка, высотой в два этажа с подвалом под частью конструкции, крыша обита цинком, в качестве межэтажных перекрытий использовались железные балки (Калинин, Земляниченко, 2005: 198). Для работ по строительству дворца в имении был приглашен известный архитектор из Петербурга Максимилиан Егорович Месмахер (1842– 1906) (Пальчикова, 2003: 65).

В конце XIX – начале XX в. в моде был стиль эклектика, в соответствии с которым были оформлены внутренние помещения и внешние фасады дворца. Подготовка площадки и подвоз строительного материала начались в октябре 1892 г.2 Старые наружные каменные карнизы, пояски, наличники и прочие украшения были сняты и перетесаны по новым шаблонам, а затем уложены на место (Вишневский, Гуменюк, 2017: 7). Для отделки новых наружных стен, возведенных из обычного камня, вытесаны часть орнамента капителей, гирлянд и другие скульптурные украшения по уже заказанным ранее моделям3.

20 октября 1894 г. в связи со смертью Александра III, а также ввиду предложения строить дворец в Ореанде (проект не был воплощен в жизнь) изменен общий план построек и уменьшена общая смета4. Несмотря на сокращение объема строительных работ, на оформление внешних фасадов дворца были затрачены немалые деньги и приглашены наиболее известные специалисты и фирмы того времени.

Здание дворца Александра III в Массандре было богато украшено декором. Одним из внешних функциональных элементов выступали большие круглые часы фирмы «Винтеръ». Их расположили в часовой башне дворца по личному приказу императора Николая II. Изделия этой марки были распространены по всей территории Российской империи, не являлась исключением и столица страны. В Петербурге часы этой компании в 1869 г. украсили здание Адмиралтейства, в 1886 г. изделие производства торгового дома Фридриха Винтера установили на фронтон здания Публичной библиотеки (Пипуныров, Чернягин, 1977: 125–126).

Действительно, по распоряжению императора Николая II дворец украсили башенными часами, установленными в марте 1898 г. торговым домом Ф. Винтера. Они обошлись в сумму 622 р. вместе с работами по монтированию их в башню, которые шли бесперебойно. Поэтому уже в ноябре 1900 г. немецкая подданная Альвина Ивановна Винтер (супруга Ф. Винтера), торгующая под логотипом «Торговый дом Фридрихъ Винтеръ», получила право иметь на вывеске изображение Государственного герба. Это давало право выступать официальным поставщиком ее продукции для императорского двора5 . Часы, расположенные на фасаде Массандровского дворца, имели круглый циферблат с римскими цифрами. До сегодняшнего дня первоначальные часы на фасаде дворца Александра III не сохранились, но в 2021 г. были заменены современным аналогом, судьба оригинала остается неясной.

Как уже отмечалось, данная фирма была популярна. Это обусловлено следующими причинами: организовав производство башенных часов в Петербурге в 1867 г., Ф. Винтер часто принимал участие в выставках различных уровней, представляя широкий ассортимент продукции. После его смерти компанию возглавила его жена. В период ее руководства торговый дом достиг больших успехов. Например, в 1896 г. на всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде фирмой «Фридрихъ Винтеръ», были продемонстрированы башенные часы высокого качества, за которые была присуждена высшая награда – золотая медаль (Пипуныров, Чернягин, 1977: 125). На мероприятии присутствовал Николай II, заинтересовавшийся башенными часами данной марки. Он «соизволил выслушать исполняемый курантами, которыми снабжены эти часы, народный гимн»6. Этот случай, скорее всего, и подтолкнул императора к тому, чтобы заказать башенные часы для Массандровского дворца именно у этой фирмы.

Через три года, в 1899 г., представители этой фирмы приняли участие в петербургской выставке и снова получили золотую медаль за свои экспонаты. Среди выставочных образцов, кроме башенных часов, были сигнальные часы для фабрик, казарм, училищ и мельниц, а также контрольные часы. Башенные часы этой марки имели точный ход (давалась гарантия на то, что погрешность хода составляет менее двух секунд в неделю). Компания Ф. Винтера существовала продолжительное время – с 1867 г. по первое десятилетие XX в. (Пипуныров, Чернягин, 1977: 125–127).

Крышу одной из башен дворца украсили позолоченной фигурой двухглавого орла. Ее модель выполнил мастер Жилкин, она обошлась в сумму 55 р.2 Фигура была установлена на шпиле четырехскатной крыши южной башни здания. Орел, отлитый из позолоченной меди, был виден из всех точек Ялты и ее окрестностей (Калинин, 1996: 46; Пальчикова, 2003: 58).

Много внимания уделено и внешнему оформлению стен строящегося дворца. Облицовку метлахской плиткой производила фирма «Кось и Дюръ», и к 31 мая 1900 г. стоимость облицовочных работ составила 533 р. 62 коп.3

В январе 1900 г. сумма, заплаченная за «оконные и дверные приборы», составила 2 834 р. 70 коп. Оконные решетки для дворца были выполнены на производстве Карла Винклера (1845– 1900), и их стоимость достигла 1 790 р. (за 19 окон)4. Завод К. Винклера размещался в Санкт-Петербурге5 и был известен по всей стране. Его мастера специализировались на изготовлении широкого спектра продукции из кованных стальных элементов. Среди них были уличные павильоны для размещения музыкантов на ипподромах, балконы из кованого железа, ворота, заборы, а также ограды как для зданий, так и для могил. Кроме этого, специалисты фирмы создавали кованые шпили с флюгерами, флагодержатели, кованные и железные двери для часовен и других зданий, дверные и оконные решетки, железные навесы6.

Привлечение специалистов этого предприятия для проведения работ по обрешечиванию окон в Массандровском дворце также неслучайно. Сценарий, по которому фирма была задействована в строительстве дворца, был практически таким же, как и в случае с торговым домом Ф. Винтера. К. Винклер открыл свою компанию в Петербурге 2 января 1876 г. Сам основатель был уроженцем Баварии, родился в Нюрнберге, где изучал механику. Он успел поучаствовать в боевых действиях на фронтах франко-немецкой войны (1870–1871) и получил звание лейтенанта. В 1872 г. как инженер-механик прибыл в Российскую империю. 70-е годы XIX в. в Германии были периодом расцвета художественного ремесла, в особенности художественной ковки, приемы которой и использовал К. Винклер. Сначала он создал небольшую слесарную мастерскую, которая вскоре была преобразована в строительное слесарное заведение, преимущественно изготовлявшее решетки для окон, как и другие действующие в этой области предприятия. Однако продукция К. Винклера была более изящной, нежели у конкурентов, поскольку последние работали по заранее подготовленным лекалам, применяя литое железо, очень распространенное в то время7. Цены на литые и кованые изделия заметно разнились не в пользу вторых (Хойслер, 2007: 32).

Через некоторое время К. Винклер смог удешевить производство путем усовершенствования чугунного литья. Это сделало продукцию его фирмы более конкурентоспособной8. Конкурентную борьбу усложнял и первоначально малый штат сотрудников предприятия, который составлял всего пять человек, кроме того, ощущался недостаток в квалифицированных мастерах, специализирующихся на художественной ковке. Несмотря на подобные трудности, благодаря обширным знакомствам со столичными архитекторами К. Винклер получил первые заказы.

Одновременно с деятельностью по профилю К. Винклер брал на себя всевозможные слесарные работы по «устройству газа и водопроводов». Это была, скорее, вынужденная мера, поскольку заказы на решетки поступали довольно редко. Однако уже через два года – в 1874 г. – удалось расширить производство и число рабочих на предприятии К. Винклера достигло 28 человек. В дополнение к этому промышленник уже мог обеспечивать себя заказами, не выходя за пределы художественной ковки и строительно-слесарного производства1.

В 1882 г. он принял участие во всероссийской художественно-промышленной выставке, проходящей в Москве. Для нее К. Винклер изготовил два кованых канделябра в стиле Людовика XVI, которые в день открытия мероприятия были приобретены великим князем Владимиром Александровичем. Каждый из них был рассчитан на десять свечей и завершался лампой в центре. Гостей выставки особенно удивляла тонкость работы мастера, в особенности в отображении листов плюща, украшающих канделябры. По итогам выставки фирма К. Винклера была удостоена награды со следующим отзывом: «Золотая медаль за возобновление в России выковки из железа предметов, служащих комнатными украшениями, и за высокое их архитектурное досто-инство»2. В следующие годы К. Винклер посылал свою продукцию и на другие выставки – до 1892 г. он получил еще пять медалей. Предприятие активно развивалось, выполняя многочисленные заказы, и к 1896 г. количество его сотрудников возросло до 220 человек.

Продукция К. Винклера пользовалась популярностью при дворе, поскольку фирма реализовывала много заказов от представителей семьи Романовых. Например, К. Винклер выполнил «работы из кованого железа… для собственных покоев Высочайших особ в Императорском Зимнем дворце». За свою работу во время выставки в Нижнем Новгороде он получил награду с Государственный гербом, что дало его фирме право выступать официальным поставщиком императорского двора, как и «Торговому дому Фридрихъ Винтеръ». Мастер снискал себе славу и как хороший рисовальщик, создавая проекты будущих изделий. Глава фирмы постоянно совершенствовал технологии производства, ежегодно выезжая за границу для обмена опытом с иностранными коллегами. Оттуда он привозил приобретенные им новинки техники и новейшую литературу по профессиональной тематике3.

После смерти К. Винклера в январе 1900 г. художественно-строительно-слесарным заводом владела его вдова – Мария Васильевна Винклер (русский вариант имени). В управлении предприятием матери помогали и сыновья Карла – Вильгельм, Отто и Эдуард. Немалая заслуга в развитии фирмы принадлежит и дочери Луизе, которая в 1911 г. вышла замуж за одного из представителей богатой семьи Нобелей – Ральфа, ставшего в 1912 г. акционером фирмы «Карл Винклер» (Богданова, 2009; Гейдебрехт, 2005). По состоянию на 1912 г. завод, располагавшийся в Петербурге на Васильевском острове (13-я линия, 76), имел общий объем годового производства 130 000 р. В его штате числилось 129 рабочих4. Компания под руководством вдовы К. Винклера просуществовала как акционерное общество до 1914 г. (Хойслер, 2007: 33).

В завершение необходимо отметить, что при строительстве и оформлении фасадов Массандровского дворца, строящегося для Александра III, были задействованы одни из лучших представителей зарубежных промышленников. Они зарекомендовали себя на ответственных работах, выполняемых в том числе по заказу представителей семьи Романовых. Немаловажную роль в популяризации продукции, выпускаемой этими фирмами, сыграло и неоднократное участие в торгово-промышленных выставках, которые посещали и первые лица государства.

Список литературы Из истории строительства и внешнего оформления Массандровского дворца Александра III в 1892-1900 гг

  • Богданова Е.И. Типовой металлический декор Санкт-Петербурга второй половины XIX - начала XX в. (производители и заказчики) // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2009. № 5. С. 146-151.
  • Вишневский С.А., Гуменюк А.Ю. Основные этапы строительства Массандровского дворца императора Александра III (1889-1902) // Таврический научный обозреватель. 2017. № 1 (18). С. 4-10.
  • Гейдебрехт Г. Немецкие зодчие и "рациональная" архитектура в России второй половины XIX в. // Немцы Санкт-Петербурга. Наука, культура, образование / отв. ред. Г. Смагина. СПб., 2005. C. 370-384.
  • Калинин Н.Н. Скульптура Массандровского дворца // Крымские искусствоведческие чтения. Вопросы теории, истории и критики искусства Крыма: материалы республ. науч.-теор. конф. Симферополь, 1996. С. 45-47.
  • Калинин Н.Н., Земляниченко М.А. Романовы и Крым. "У всех нас осталась тоска по Крыму".. Симферополь, 2005. 320 с.
  • Пальчикова А.П. Массандра. Дворец. Парк. Усадьба: очерк-путеводитель. Симферополь, 2003. 160 с.
  • Пипуныров В.Н., Чернягин Б.М. Развитие хронометрии в России. М., 1977. 213 с.
  • Хойслер Й. К. Винклер и его художественно-слесарно-строительный завод "Карл Винклер" в Санкт-Петербурге // История Петербурга. 2007. № 4 (38). С. 32-40.
Еще
Статья научная