Из истории тувинского ревсомола
Автор: Доржу Зоя Юрьевна, Седен Алдына Викторовна
Статья в выпуске: 4, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей образования и деятельности революционного союза молодежи Тувы (ТРСМ). Рассматриваемый период охватывает 1921-1944 гг. - годы независимого государства Тувинской Народной Республики (ТНР). Тувинский народ поднялся против своих вековых угнетателей и при помощи русского народа совершил в 1921 г. Национальноосвободительную революцию, что стало началом новой свободной жизни. Тува ориентировалась на советскую модель развития, зарождение и становление государственных и общественно-политических институтов происходили под идейно- политическим влиянием ЦК ВКП(б) и Коммунистического Интернационала. Рассмотрены проблемы молодежи и пути их разрешения через организацию и основные направления деятельности тувинского революционного союза молодежи, чтобы активно включать молодежь в жизнь общества. Деятельность Тувинской народно-революционной партии (ТНРП) была направлена на то, чтобы поднять уровень развития молодежи, ее образованность, уровень сознания и ее ценности, социальной активности для ускоренного выхода Тувы из тяжелейшего положения. Авторы заключают, что оттого, насколько широко молодежь включена во все сферы жизни общества, насколько активно она участвует в ней, зависят темпы развития и молодежи и общества в целом.
Тувинская народная республика, советская Россия, цк вкп(б), коммунистический интернационал, тнрп, революционный союз молодежи, съезд, бюро, активисты
Короткий адрес: https://sciup.org/148325650
IDR: 148325650 | DOI: 10.18101/2305-753X-2022-4-22-28
Текст научной статьи Из истории тувинского ревсомола
Доржу З. Ю., Седен А. В. Из истории тувинского ревсомола // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2022. Вып. 4. С. 22‒28.
XX век внес существенные изменения в жизнь тувинского народа, который в короткие исторические сроки, освободившись от вассальной зависимости Цин-ского Китая, образовал собственное государство — Тувинскую Народную Республику. В течение 23 лет независимого существования ТНР при всесторонней поддержке и экономической помощи со стороны Советского Союза добилась немалых успехов в государственном и хозяйственном строительстве, решении социальных проблем населения страны. Ориентируясь на советскую модель развития, используя опыт СССР, ТНР достигла качественных изменений в сфере образования, здравоохранения, культуры и в политической и особенно хозяйственной области. Советский опыт оказывал негативное воздействие на жизнь Тувы периода 20-х — начала 40-х гг. XX в. Это сказалось на проведении политики коллективизации, на руководящей роли Тувинской народно-революционной партии (ТНРП) в системе диктатуры аратов и др. Деятельность ТНРП осуществлялась под непосредственным влиянием ЦК ВКП(б) и Коммунистического Интернационала, которые буквально определяли экономическое развитие, духовные и идеологические приоритеты республики, решали кадровые вопросы, рекомендуя на высшие посты в партии и правительстве тех, кто был лоялен к СССР и был готов проводить соответствующую политику.
Вопрос об образовании Тувинской Народной Республики и о различных аспектах ее политической системы, включая историю партийной и комсомольской организаций, получил освещение в коллективных трудах «История Тувы» [1], «Очерки истории Тувинской организации КПСС» [2], работах Л. В. Гребнева, В. Ч. Очур [3], О. А. Толгар-оола [4, с. 106‒115], Н. А. Сердобова [5], Д. Л. Тин-мея [6], Ю. Л. Аранчына [7]. Истокам развития молодежного движения в Туве, особенностям возникновения Тувинского революционного союза молодежи посвящена диссертация Л. Ф. Антипина «Комсомол — активный помощник областной партийной организации в борьбе за социалистическое преобразование Тувы (1925‒1956 гг.)» [8]. Обширный фактический материал представлен в воспоминаниях ветеранов комсомольского движения: Д. К.-Х. Ооржака [9, с. 2], А. Г. Ковалева [10, с. 23‒31], Г. Ч. Ширшина [11, с. 38‒47], С. Ш. Баяна [12] и др. Во всех работах освещены вопросы партийного руководства, формы и методы работы с молодежью, но, как правило, они отличались парадностью в рассмотрении молодежного движения [13, с. 182].
Вопрос о своей самостоятельности тувинский народ ставил после Октября 1917 г., подтвердив свое стремление к добрососедству и сотрудничеству с русским народом. Так, на первом съезде представителей тувинского народа в 1918 г. был принят Договор о самоопределении коренного населения, о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи русского и тувинского народов. Однако из-за гражданской войны в России созвать Всетувинский съезд не удалось. В 1921 г. местное руководство смогло вернуться к этому вопросу.
Для подготовки съезда 25‒26 июня 1921 г. в Чадане проходили переговоры между представителями двух хемчикских кожуунов и русской делегацией во главе с представителем Сибревкома И. Г. Сафьяновым. В этом велика была роль гун нойона Даа хошуна Монгуша Буян-Бадыргы.
13‒16 августа в местности Суг-Бажы, где находился русский поселок Ата-мановка, состоялся Всетувинский учредительный хурал — съезд коренного населения Тувы, где было представлено большинство кожуунов (62 человека). Были приглашены делегации из Советской России (17 представителей), Монгольской Народной Республики (3 делегата) и один представитель Дальневосточного секретариата Коминтерна. Хурал принял первую Конституцию государства и законодательно закрепил образование Тувинской Народной Республики. Его первый параграф гласил, что Республика Танну-Тыва является свободным, ни от кого независящим в своих внутренних делах государством народа Танну-Тува [14, с. 277].
Организатором преобразования всей жизни тувинского народа на революционных началах выступила Тувинская народная революционная партия (ТНРП), созданная в 1922 г. при активной помощи Коминтерна и большевистской партии. В укреплении ТНРП и усилении ее влияния на массы имело важное значение создание молодежной и профсоюзной организаций.
Решение о создании молодежной организации, принятое II съездом партии, открыто саботировали феодалы и чиновники, пробравшиеся в руководство партии и правительства. Так, министр юстиции, феодал Дарма-Базыр говорил: «Рев-сомол не нужен, его члены ни религии, ни частной собственности не признают. Всех, кто держит связи с КИМ, надо сажать в тюрьму...» [7, с. 117].
Созвать I съезд Тувинского Революционного Союза Молодежи удалось лишь 20 декабря 1925 г., на нем присутствовало 96 представителей из хошунов и сумонов. В работе съезда принимали участие представитель Коммунистического Интернационала Молодежи (КИМ) тов. Кутепов, представители райбюро РКП (б) и РКСМ, исполкома Русской самоуправляющейся трудовой колонии в Туве.
В состав ЦК ТРСМ было избрано 13 человек. Существенное отличие I съезда ревсомола от всех предыдущих хуралов и собраний в республике заключалось в том, что в руководящий орган (ЦК ТРСМ) впервые в истории Тувы были избраны девушки. Членом ЦК был избран и секретарь райбюро комсомола тов. Кончестер. Это указывало на интернационализм делегатов I съезда. Секретарем ЦК стал бывший батрак Иргит Шагдыржап. Он изучает опыт работы ВЛКСМ сам где пешком, где на лошадях побывал почти во всех хошунах республики, проводил большую воспитательную и организаторскую работу не только среди молодежи, но и всего населения Тувы.
Познавший нужду и несправедливость, несмотря на молодость, он был принципиальным, зрелым революционером. О нем как первом своем артийном наставнике тепло отзывался государственный деятель и писатель, фактический глава Тувы на протяжении 41 года — с 1932 по 1973 г., Салчак Тока: «Ша-гдыржап не раз изумлял меня цепкостью памяти и глубиной ума» [2, с. 118]. Впоследствии в январе 1929 г. на II (чрезвычайном) пленуме ЦК ТНРП Ша-гдыржап был избран секретарем ЦК партии, а на VIII съезде в октябре 1929 г. — Генеральным секретарем.
Первый съезд Тувинского ревсомола поставил перед молодежью республики задачу расширения своих рядов и привлечения юношей и девушек из числа активистов к управлению государственными делами. I съезд ТРСМ, признав программу КИМа, решил, чтобы тувинская молодежная организация вошла в его состав. Просьбу ТРСМ КИМ удовлетворил.
Если к I съезду в рядах ТРСМ насчитывалось около 500 человек, то осенью 1926 г. в 18 ячейках состояло 1 016 членов, в том числе 406 девушек [2, с. 118].
При принятии в члены ревсомола руководствовались следующими требованиями: признание программы и Устава ТРСМ, работа в одной из ее организаций, поддержка союза материально, непричастность к эксплуатации наемного труда. Ревсомол строился по территориально-производственному принципу, его основой были первичные организации в арбанах (десятидворках), сумонах, на предприятиях и в учреждениях, школах и частях Народно-революционной армии.
Лишь 1,5 процента населения знало монгольскую грамоту, поэтому с принятием в 1930 г. национальной письменности ликвидация неграмотности была главной задачей ревсомольцев. Они открывают кружки ликбеза, строят в невероятно трудных условиях клубы, школы, красные уголки. Среди ревсомольцев был популярен клич: «Каждый грамотный должен обучить не менее трех неграмотных». Тот, кто только недавно сам научился читать и писать, шел в кружок ликбеза в качестве учителя, ехал в сумоны и арбаны обучать грамоте аратов. Среди них были активисты Х. А. Анчимаа, А. А. Аракчаа, Б. Ш. Долчанмаа, М. С. Дамдын и другие. Через каждые полмесяца активисты ликбеза докладывали членам бюро о том, как продвигается учеба на порученных им участках. Такая практика контроля за общественной работой повышала ответственность ревсомольцев и результаты работы по ликвидации неграмотности сказались незамедлительно. Уже в октябре 1933 г. 40 процентов взрослого населения обучалось новой грамоте. При этом ТРСМ использовал богатый опыт молодежных организаций Советского Союза и Монголии.
В самые сложные и ответственные 1920‒1930-е годы истории ТНР решался основной вопрос судьбы тувинского народа: сможет ли феодальная кочевая Тува идти до конца по пути некапиталистического развития, осуществить мероприятия социального, политического, экономического и культурного порядка. Противники социального прогресса не дремали, вели скрытую и явную контрреволюционную борьбу против строительства новой жизни. Поэтому руководству и активистам ТНРП и ТРСМ пришлось выдержать трудные испытания, агитировать за новую жизнь не только путем устных выступлений с докладами, лекциями и беседами, но и личным примером. Их можно было видеть на сенокосе, на уборке урожая в тожземах, они всегда были в гуще аратских масс.
К 1939 г. ревсомольцы составляли среди учителей 72 процента, а среди всей тувинской интеллигенции — 46 процентов. К 1940 г. среди ревсомольцев уже насчитывалось 1 883 человека хорошо грамотных, средней грамотности — 1 799, 44 человека окончили Коммунистический университет трудящихся Востока в Москве, 45 — школы и рабфаки в СССР, 175 — учебный комбинат в Кызыле. Появилась тувинская национальная интеллигенция [6, с. 42]. Численность членов ТРСМ к октябрю 1943 г. выросла уже до 6 тысяч. Молодежь активно участвует в работе первых «красных юрт», кружков художественной самодеятельности, а также клубов на прииске «Хараал» и в госхозе «Элегест».
Высоко оценивая итоги 15-летней деятельности Тувинского ревсомола, 20 декабря 1940 г. президиум Малого Хурала ТНР наградил его орденом республики.
С началом Великой Отечественной войны молодежь ТНР заявила о своей готовности встать на защиту Страны Советов. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» становится целью труда и жизни ревсомола, одни уходят на фронт, другие приближают победу в тылу. Они организуют соревнования, становятся ударниками труда, изучают военное дело. В 1943 г. в республиканском обществе содействия обороне страны насчитывалось более пяти с половиной тысяч ревсо-мольцев, почти столько же в международной организации помощи рабочим.
20 мая 1943 г. отправилась на фронт группа тувинцев-танкистов. 1 сентября 1943 г. под командованием капитана Т. Б. Кечил-оола добровольческий кавалерийский эскадрон, более 60 процентов из них являлись членами ТРСМ. Молодежь Тувинской Народной Республики внесла достойную лепту в дело Победы!
1944 год явился в жизни тувинского народа историческим событием. Тува вошла в многонациональную семью народов Советского Союза. Роль молодежной организации, существовавшей в ТНР, трудно переоценить. Ее история отражает историю республики. В 1924 г. на IV съезде Тувинской народнореволюционной партии было принято решение об организации Тувинского Революционного Союза Молодежи. И с тех пор, в течение 20 лет, вплоть до вступления ТНР в состав СССР в 1944 г., Тувинский ревсомол был активным помощником Тувинской народно-революционной партии в борьбе за новый путь развития Тувы, широко вовлекая в этот процесс молодое поколение, что позволило добиться успехов в развитии и молодежи, и общества в целом.
Список литературы Из истории тувинского ревсомола
- История Тувы: в 3 т. Т. 2 / под общей редакцией В.А. Ламина. Новосибирск: Наука, 2007. 430 с. Текст: непосредственный.
- Очерки истории Тувинской организации КПСС / ответственный редактор Г. Ч. Ширшин. Кызыл: Тувкнигоиздат, 1975. 404 с. Текст: непосредственный.
- Гребнев Л. В., Очур В. Ч. Рабочий класс Тувы. Кызыл: Тувкнигоиздат, 1971. 236 с.
- Толгар-оол О. А. Пионерское движение в Тувинской Народной Республике. Великий Октябрь и проблемы новейшей истории Тувы. Кызыл, 1977. С. 106-115. Текст: непосредственный.
- Сердобов Н. А. История формирования тувинской нации. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1971. 482 с. Текст: непосредственный.
- Тинмей Д. Л. Всегда впереди. Девять фрагментов жизни и деятельности комсомолии Тувы. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1976. 103 с. Текст: непосредственный.
- Аранчын Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. Новосибирск: Наука, 1982. 339 с. Текст: непосредственный.
- Антипин Л. Ф. Комсомол — активный помощник областной партийной организации в борьбе за социалистическое преобразование Тувы (1925-1956 гг.): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Иркутск, 1970. 26 с. Текст: непосредственный.
- Ооржак Д. К.-Х. Комсомолу — 100 лет // Тувинская правда. 2018. 27 окт. Текст: непосредственный.
- Ковалев А. Г. Из истории Тувинского Революционного Союза Молодежи // Ученые записки ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1959. Вып. VII. С. 23-31. Текст: непосредственный.
- Ширшин Г. Ч. Комсомол Тувы на передовых рубежах семилетки // Ученые записки ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1970. Вып. Х. С. 38-47. Текст: непосредственный.
- Баяна С. Ш. Шаги истории: от ревсомола к комсомолу. Кызыл: Саая С.М., 2018. 100 с. Текст: непосредственный.
- Седен А. В. Становление общественных организаций по работе с молодежью в период существования Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.) // V Централь-ноазиатские исторические чтения: сборник материалов международной научно-практической конференции (Кызыл, 9-10 июня 2022 г.). Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2022. 244 с. Текст: непосредственный.
- Дубровский В. А. Конституции Тувинской Народной Республики // Ученые записки / ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1958. Вып. IV. С. 276-304. Текст: непосредственный.