Изучение и сохранение подводного историко-культурного наследия России
Автор: Фазлуллин Сергей Маратович
Журнал: Культурологический журнал @cr-journal
Рубрика: Историческая культурология
Статья в выпуске: 2 (8), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье даётся анализ текущего состояния дел по изучению и сохранению подводного историко-культурного наследия в Российской Федерации. Даются рекомендации по гармонизации отношения Общества и Государства к объектам подводного историко-культурного наследия.
Подводное историко-культурное наследие, морское наследие, подводная археология, подводно-археологический музей, подводный парк, юнеско
Короткий адрес: https://sciup.org/170174267
IDR: 170174267
Текст научной статьи Изучение и сохранение подводного историко-культурного наследия России
Современное понимание культурного наследия тесно связано с деятельностью ЮНЕСКО. Работа в этом направлении приобрела системный характер особенно после принятии ЮНЕСКО в 1972 г. Конвенцию об охране Всемирного культурного и природного наследия [1] . Уже около одной тысячи объектов природы и культуры составляют сокровищницу Всемирного наследия.
Человеческая цивилизация выросла на берегах рек, озер и морей. Водные пространства были источниками пищи и транспортными артериями. На их акваториях совершались географические открытия, складывалась мировая торговля, и, к сожалению, разыгрывались военные трагедии. Природные катаклизмы, несчастные случаи и войны разрушали то, что люди строили, будь то города или корабли. Вода поглощала их, как порой казалось, навсегда. Однако современная цивилизация научилась проникать под воду и находить там материальные свидетельства исторических событий. Общая гуманизация жизни привела к пониманию того, что историко-культурное наследие, как наземное, так и подводное, является важной составной частью развития всего человечества. Это понимание, в конечном счете, было оформлено принятием в 2001 г. ЮНЕСКО Конвенции об охране подводного культурного наследия [2] .
Основные положения Конвенции об охране подводного культурного наследия можно свести к следующему. Приоритетным вариантом охраны подводного культурного наследия считается возможность его сохранения in situ. Коммерческая эксплуатация подводного культурного наследия, спекуляция или его безвозвратное рассредоточение несовместимы с его охраной и надлежащим управлением им: оно не является предметом и политическая в детской книге Европы и Америки 1920–30-х гг. (Часть 1)
Пигальская А. М.
Подходы к конструированию истории дизайна и его практики
Ващенко А.В.
Двуликость Януса: мифология встречи старого с нов ым
Малая культурологическая энциклопедия
Вячеслав Леонидович Глазычев
Pro memoria
Разлогов К. Э.
Флиер А. Я.
Севан О. Г.
Вячеслав Глазычев :
архитектура человека
К 80-летию Российского института культурологии
Кудрявцева Е. Б.
Образование и первые годы существования Института
Рецензии
Рыбак К. Е.
Об итогах деятельности музеев России (по материалам доклада Союза музеев России)
Научная жизнь
Кужелева-Саган И. П.
Носова С. С.
Новомедийные формы международного научного сотрудничества
Жукова О. А.
Актуальные проблемы современного культурологического знания: глобальный мир в культурологическом измерении
Малыгина И. В.
«Семиосфера» Ю.М. Лотмана: рецепции в современном социально-гуманитарном знании
торговли, купли, продажи или бартера в качестве товара, имеющего коммерческую ценность. Деятельность, направленная на подводное культурное наследие, не должна оказывать на него негативного воздействия. При осуществлении деятельности, направленной на подводное культурное наследие, не должен нарушаться покой человеческих останков и мест, являющихся объектом поклонения.
Деятельность, направленная на подводное культурное наследие, строго регламентируется с тем, чтобы обеспечить надлежащий учет полученной культурной, исторической и археологической информации за исключением случаев, когда такой доступ несовместим с задачами охраны и управления. До начала любой деятельности, направленной на подводное культурное наследие, готовится проектная документация, предоставляемая компетентным ведомством для получения разрешения и соответствующей экспертной оценки. Эта документация должна содержать подтверждение возможности финансировать проект, а на случай непредвиденных ситуаций — план действий, обеспечивающий консервацию культурного наследия.
В отечественной науке термин «подводное культурное наследие» устойчиво вошел в научный оборот в конце 1990-х гг. Это произошло, в первую очередь, в связи с началом работы экспертов различных стран над текстом Конвенции об охране подводного культурного наследия. Однако, юридического и научного определения этого термина в отечественной специальной литературе до сих пор нет. Вероятно, именно это обстоятельство было причиной того, что в Федеральном Законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ничего не говорится о подводном культурном наследии специально [3] . В законе есть лишь следующее определение объектов археологического наследия: «частично или полностью скрытые в земле или под водой (курсив наш. — С. Ф .) следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки…». При этом точного определения временных или иных критериев возникновения объекта археологического наследия Закон не дает. Нет этого и в документах бывшей Росохранкультуры, в том числе — в приказе о порядке выдачи открытых листов на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия [4] .
В связи с этим, огромное количество памятников истории и культуры выпало из-под контроля государственных надзорных органов. Для них таких объектов юридически не существует. Министерство культуры до сих пор не решила этого вопроса, видимо, полагая, что вначале он должен быть обсужден в научной среде. Эта ситуация привела к тому, что в настоящее время требуется теоретическая проработка понятия «подводное культурное наследие» и его официальное введение в юридический и научный оборот.
Большой проблемой также является терминологическая неразбериха применительно к рукотворным объектам, находящимся под водой. Часто, не поясняя границы применимости, в одном и том же тексте используются термины «объект подводной археологии», «объект гидроархеологии», «объект подводного культурного (историкокультурного) наследия». И если в отношении термина «объект подводного культурного (историко-культурного) наследия» все более или менее понятно, так как термин описан в Конвенции ЮНЕСКО, то в отношении временной границы объектов подводной археологии нет совершенно никакой определенности. Заканчивается ли «археология» эпохой Возрождения? От этого впрямую зависит правоприменительная практика — ведь за разорение археологического объекта (не важно, наземного или подводного) для нарушителя наступают более серьезные последствия. С другой стороны, манипуляция возрастом и терминологией в нашей стране создает предпосылки для проявления коррупции.
Список литературы Изучение и сохранение подводного историко-культурного наследия России
- Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия // Акты Генеральной конференции ЮНЕСКО, 17-я сессия, Париж, 17 окт. — 21 нояб. 1972 г. [Электронный ресурс]. Париж, 1973. T. 1. С. 146-158. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001140/ 114044rb.pdf#page=144 (дата обращения 20.05.2012).
- Конвенции об охране подводного культурного наследия // Акты Генеральной конференции ЮНЕСКО, 31-я сессия, Париж, 15 окт. — 13 нояб. 2001 г. [Электронный ресурс]. Париж, 2002. Т. 1. С. 54-66. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001246/124687r.pdf#page=60 (дата обращения 20.05.2012).
- Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
- Приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 3 февраля 2009 г. № 15 «Об утверждении положения о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия»
- См., например: Managing the underwater cultural heritage : abstract book / University of Zadar. Zadar, 2011; Scientific colloquium on the factors impacting underwater cultural heritage proceedings, 13-14 Dec. 2011. Brussels, 2011; Развитие подводной деятельности в СССР и России : материалы междунар. науч.-практ. конф. / авт.-сост.: В. Г. Сташевский, С. М. Фазлуллин. М., 2006; Подводное культурное наследие: изучение, сохранение, трансляция : тез. докл. секции // Человек, культура и общество в контексте глобализации : V Междунар. науч. конф. М., 2006; Подводное культурное наследие: перспективы изучения и сохранения : сб. материалов междунар. конф. Великий Новгород, 2007; Проблемы изучения и сохранения морского наследия России : тез. докл. Первой междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2010; Подводная археология: прошлое, настоящее, будущее : сб. науч. трудов / под ред. А. В. Окорокова, С. М. Фазлуллина. М., 2008 и др.
- Окороков А. В. Затонувшие корабли. Затопленные города. М., 1996.
- См.: Окороков А. В. Программа Центра комплексных подводных исследований. М., 1989.
- Таскаев В. Н. Методика проведения подводно-археологических работ // Вопросы подводной археологии. М., 2010. С. 45-95.
- См.: Мазуркевич А. Н., Коноваленко В. В., Кротов Я. А. Методика подводных исследований археологических памятников, расположенных на малых глубинах: по материалам работ Северо-Западной археологической экспедиции Государственного Эрмитажа // Подводная археология: прошлое, настоящее, будущее. М., 2008. С. 243-247.
- См.: Фазлуллин С. М. Учебный курс «Подводная археология»: опыт КПДР // Подводная археология: прошлое, настоящее, будущее. М., 2008. С. 259-263.
- Российская национальная система подготовки подводных пловцов и инструкторов. Подводная археология : стандарт и программа. РД КПДР № 01-08. М., 2008.