Язык поэзии Вадима Рабиновича: феномен всемирной отзывчивости
Автор: Дударева М.А., Рождественская О.Ю.
Рубрика: Филологические науки
Статья в выпуске: 97 т.26, 2024 года.
Бесплатный доступ
Объектом исследования выступает феномен всемирной отзывчивости, проявившийся в русской художественной культуре. Предметом научной работы являются образные реализации этого феномена в современной поэзии. Материалом для статьи послужила поэзия культуролога, философа и поэта Вадима Львовича Рабиновича, а именно его поэтическая подборка из литературного и общественно-политического журнала «Дружба народов». В центре герменевтического анализа - образные реализации феномена всемирной отзывчивости в поэтической подборке поэта, в которой проявились восточно-европейская и русская культурные традиции, связанные с эйдологией любви и смерти, познанием Другого. Авторы обращаются на типологическом уровне к пушкинскому тексту, взглядам на искусство художников эпохи модернизма. Подробно рассматривается понятие «энтелехия», без которого невозможно совершить методологический прорыв в плане понимания феномена всемирной отзывчивости. Результаты исследования заключаются в выявлении культурфилософского потенциала современной поэзии для дальнейшего изучения проблемы всемирной отзывчивости в русской художественной культуре, ее национальном бытии. Результаты работы могут быть интересны литературоведам, включающим литературу в пространство большого диалога культур, а также могут быть использованы в преподавании курсов по культурологии и философии.
Русская культура, современная литература, всемирная отзывчивость, танатологический текст, а.с. пушкин, творчество в. рабиновича, энтелехия
Короткий адрес: https://sciup.org/148330144
IDR: 148330144 | DOI: 10.37313/2413-9645-2024-26-97-37-43
Список литературы Язык поэзии Вадима Рабиновича: феномен всемирной отзывчивости
- Аверинцев, С. С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья первая. Наследие священной державы // Развитие личности. - 2018. - № 1. - С. 225-246.
- Арьев, А. Русская переимчивость как художественный прием [Электронный ресурс] // Звезда. — 2009. — № 7. — URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2009/7/russkaya-pereimchivost-kak-hudozhestvennvj-priem.htmL (дата обращения: 03.08.2024).
- Базилевич, М. В. Романс как феномен отечественной художественной культуры // Евразийский союз ученых. — 2020. — № 7 (76). — С. 38-45.
- Белый, А. Собр. соч. Символизм. Книга статей. — М.: Культурная революция; Республика, 2010. — 527 с.
- Бунин, И. А. Полн. собр. соч.: в 13 т. — М.: Воскресенье, 2006. — Т. 8. — 544 с.
- Гунн, Г. Очарованная Русь. — М.: Искусство, 1990. — 288 с.
- Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. — СПб.: Алетейя; Издательство Олега Абышко, 2002. — 863 с.
- Достоевский, Ф. М. Пушкин // Русская идея. — М.: Республика, 1992. — С. 136-146.
- Дударева, М. А. Апофатика смерти в рассказе Б. Зайцева: онтологический и культурологический аспект // Общество. Среда. Развитие. — 2021. — № 1. — С. 98-102.
- Дударева, М. А. Формула русской жизни в романсе и стихотворении А.К. Толстого «Колокольчики мои...»: культурологический и онтологический аспекты // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2023. — № 52. — С. 39-48.
- Каланчина, И. Н. Концепт «всемирная отзывчивость» в евразийском культурном пространстве // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. — 2022. — № 1 (6). — С. 29-34.
- Окорокова (Алькаева), З. Ю. Интертекст как исследовательский эксперимент поэта и культуролога Вадима Рабиновича // Известия Смоленского государственного университета. — 2019. — № 3 (47). — С. 81-100.
- Рабинович, В. «На данный момент вечности, или Прогулки с Рабиновичем»: [интервью] / В. Рабинович; [беседовал] Ю. Беликов // Дети Ра. — 2010. — № 3 [Электронный ресурс]. — URL: https://magazines.gorky.media/ra/2010/3/na-dannyi-moment-vechnosti-ili-progulki-s-rabinovichem.html (дата обращения: 03.08.2024).
- Рабинович, В. Человек зимы // Дружба народов. — 2012. — № 6. — С. 107-109.
- Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра. — М.: Лабиринт, 1997. — 448 с.