Язык знаков и символов. Обзор текста и анализ контекста

Бесплатный доступ

Предмет статьи: системы коммуникации человека и человечества в культуре и цивилизации. Объект статьи: знаково-символические системы невербальной коммуникации, человека и человечества в культуре и цивилизации. Цель работы: структурирование основных понятий в знаково-символических системах культуры, которые выполняют функции ритуалов, обобщение результатов. Методология работы: обзор, анализ, синтез. Социальное и биологическое в символопорождающем сознании человека. Результаты работы: обоснование невербальных и вербальных систем коммуникации человека и человечества в культуре. Язык человека как «грандиозный код культуры» всего человечества. Область применения результато в: научная, культурная и межкультурная коммуникация человека и человечества. Вывод. Знаково-символический язык ритуалов культуры в единстве мифа, знака и символа, как первоначальная символика, относится к обозначению устойчивого круга представлений в жизнедеятельности человека, а также выполняет интегрирующие и дифференцирующие функции. Культурно-исторический и материальный контексты человечества наследуются индивидом, как созданное предками в прошлом, а реализуемое в жизнедеятельности настоящего. Вместе с тем, передается потомкам в будущее через посредство различных символов культуры, создавая - «семиосферу». Материальные объекты культурной деятельности и обустройства человека в биосфере, выражают его внешние обращения (знаки и символы) и значения (семантику), которые конвенциональны в человеческом обществе. Общеизвестны знаки и символы государственных атрибутов власти, гербы стран и городов, орнамент-гильош на ценных бумагах, на деньгах и документах, все это культурно-исторические «тексты» знаково-символических посланий через стиль своего времени, лики искусства в целом, а также декоративно-прикладную сферу культуры, которая окружает человека в жизнедеятельности. Сама необходимость выработки стабильных долговременных средств коммуникации была основой и предпосылкой возникновения знака в культурной деятельности человека с последующей его символизацией на фоне углубления его природопользовательских навыков и «ручного труда». Древнейшие графические изображения, как проекция синкретического комплекса со времени бесписьменных культур, идентичны счетно-календарным знакам последующих эпох, например чередование кратности четным и нечетным числам (в женской и мужской символике), формально соответствует простейшим видам математических структур, что, по сути, обусловлено зарождением научных знаний о мире. Знаково-символический «микрокосм» человека, представлен и сохраняется сугубо антропологическим, информационно-технологическим потенциалом «макрокосма» человечества. Знаково-символический язык с первобытности кодирует конвенциональное обустройство человека в культурном пространстве. «Психологическая принудительность» культурной деятельности homo sapiens в знаке, символе культурно-исторического контекста, сообщает о роли самого человека в мироздании. Мифологичность бессознательного представляет собой единый континуум конвенциально обусловленной, антропологически значимой информации в сознании каждого человека, расшифровывая предназначение жизни и живой материи на земле. Сознание современного человека отражает филогенез всего культурно-биологического вида homo sapiens, а реализуются в картине мира конкретного индивида в его онтогенезе. Сферами зарождения и сохранения мифологической картины мира человека остаются: культура, искусство, фольклор, ритуальные формы культурно-исторического мифотворчества, генерируя через сознание человека, антропологическую экзистенциальною суть единства мифа, знака и символа в знаково-символическом языке ритуалов культуры как знаков и символов современной цивилизации.

Еще

Культура, цивилизация, знаково-символический язык сознания человека и человечества

Короткий адрес: https://sciup.org/148314349

IDR: 148314349

Список литературы Язык знаков и символов. Обзор текста и анализ контекста

  • Концептосфера современной культуры. Знаково-символический язык человека и человечества. Монография / под общ.ред.д-ра филос.наук Н.И. Ворониной. Саранск, Изд-во Мордов.ун-та, 2019. 188 с. С.16 - 31.
  • Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты / Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. М., Прогресс-Традиция, 2011. 1024 c.
  • Привалова В.М. Когнитивные предпосылки орнамента как знаково-символического ритуала культуры. Монография. Самара, Изд-во Самарский научный центр РАН, 2012. 252 с.
  • Привалова В.М. Орнамент как знаково-символический ритуал культуры. Монография. Самара, Изд-во Самарский научный центр РАН, 2014. 324 с.
  • Привалова В.М. Орнамент как знаково-символический язык ритуалов культуры. Монография. Самара, Изд-во Самарский научный центр РАН, 2015. 236 с.
  • Герчук Ю.Я. Гипнозы стиля // Декоративное искусство. 1982. №5. С. 26 - 27.
  • Мещеряков Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. СПб.; М., Прайм-Еврознак, 2003. 672 с. С.226.
Статья научная