Эффективность использования уголовно-процессуальных институтов в уголовно-правовой политике России в области обеспечения национальной безопасности (постановка проблемы)
Автор: Кабельков Станислав Николаевич
Журнал: Legal Concept @legal-concept
Рубрика: Главная тема номера
Статья в выпуске: 2 (39), 2018 года.
Бесплатный доступ
Введение: констатация факта существования угроз в сфере обеспечения национальной безопасности обязывает государство создать механизм, позволяющий устранить их в настоящем и не допустить их возникновения в будущем. В качестве одной из частей данного механизма выступает уголовно-правовая политика государства. С одновременным признанием ее эффективности необходимо задуматься о создании правового инструментария, который позволит сделать ее более успешной. В связи с этим автор работы поставил цель определить современное состояние реализации норм уголовно-процессуального права в сфере обеспечения национальной безопасности для дальнейшего эффективного использования их в сфере уголовно-правовой политики российского государства. Методы: методологическую основу исследования составляют методы научного познания, среди которых выделяются методы анализа, аналогии, изучения следственно-судебной практики, правового моделирования и др. Результаты: изложенная в работе авторская позиция опирается на действующее уголовно-процессуальное законодательство и следственно-судебную практику. Выводы: современное состояние уголовно-процессуального права способствует реализации уголовной политики российского государства. Однако повышение эффективности ее использования требует дальнейшего развития по отдельным направлениям. Среди них выделяются теоретическое, методическое, законодательное и др.
Обеспечение национальной безопасности, уголовно-правовая политика России, уголовный процесс, меры принуждения, меры пресечения, институты уголовно-процессуального права
Короткий адрес: https://sciup.org/14973526
IDR: 14973526 | DOI: 10.15688/lc.jvolsu.2018.2.7
Текст научной статьи Эффективность использования уголовно-процессуальных институтов в уголовно-правовой политике России в области обеспечения национальной безопасности (постановка проблемы)
DOI:
Существование любого государства, позиционирующего себя в качестве самостоятельного и независимого субъекта, предполагает успешную реализацию собственной политики в области обеспечения безопасности. В зависимости от уровня социально-экономических отношений государством определяются приоритетные направления, позволяющие, с одной стороны, обеспечить реализацию своей внешней и внутренней политики, а с другой – гарантировать полноценное использование конституционных прав и свобод своих граждан.
Начальный период становления Российской Федерации как государства сопровождался не только экономическими реформами, но и значительным возрастанием показателей зарегистрированной преступности. Причем количественные изменения преступности сопровождались качественными. Возрастало число проявлений таких особо опасных преступных явлений, как организованная преступность, коррупция, терроризм.
Современное состояние российского уголовно-процессуального законодательства в области обеспечения безопасности
Необходимость эффективного противодействия преступности, как явлению, угрожающему национальной безопасности, побудило задуматься о создании действенных механизмов, способных с ним бороться.
Государственная политика в области обеспечения безопасности представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом мер, в том числе и правовых [7].
Нельзя не заметить, что в рамках реализации стратегии национальной безопасности [6] приняты законы о противодействии эк- стремистской деятельности [11], терроризму [10] и коррупции [9].
Обращает также на себя внимание разработанная Общественной палатой Концепция уголовно-правовой политики России, в которой сформулированы ее цели, задачи и основные направления [3].
Следует признать, что вовлечение в ее реализацию правоохранительных органов дает положительные результаты, которые ежегодно отражаются в статистических сведениях, представляемых Министерством внутренних дел России [4]. Так, в течение последних лет уменьшается количество регистрируемых преступлений. Данная тенденция проявляется и в январе-марте 2018 года. Однако несмотря на снижение числа регистрируемых преступлений увеличилось число преступлений экономической направленности, преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. В соответствии с п. 3, правовую основу Концепции уголовно-правовой политики России составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России в области защиты прав человека и контроля над преступностью, Уголовный кодекс РФ и иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ [3].
В качестве одного из основополагающих источников указан Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) [5]. О значении и возможности использования уголовно-процессуальных норм прямо не упоминается. Составители Концепции уголовно-правовой политики России, вероятно, имели их ввиду, указывая на «иные федеральные законы».
Представляется, что некая «невнимательность» связана с тем, что возможности Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) [8], в котором закреплены уголовно-процессуальные средства, в области обеспечения национальной безопасности недостаточно исследованы, и в связи с этим недооценены, а между тем внимание законодателя к этой проблеме совершенно очевидно.
Реализация уголовно-правовой политики требует ответа на вопросы о возможностях и эффективности уже существующих уголовнопроцессуальных институтов и о создании новых. На отдельные аспекты рассматриваемой проблематики в юридической литературе уже обращалось внимание [9].
Естественно, сразу возникает проблема выбора критерия для оценки. Представляется допустимым исходить из возможности решения задач уголовной политики. Такими являются: контроль над преступностью, охрана правопорядка, совершенствование нормативно-правовой базы противостояния преступности и др.
Прежде всего следует сформулировать перечень проблемных вопросов, подлежащих разрешению. Думается, что требуется провести мониторинг существующего уголовно-процессуального инструментария, чтобы найти положительные и отрицательные стороны и пути повышения эффективности.
В общих чертах вопросы, интересующие теорию и практику, можно сформулировать следующим образом:
-
– можно ли констатировать факт наличия уголовно-процессуальных средств, применяемых в сфере обеспечения национальной безопасности;
-
– какова область их применения;
-
– используются ли они сейчас;
-
– можно ли их заменить иным правовым инструментарием (существует ли альтернатива);
-
– имеются ли препятствия для их эффективного применения;
-
– существует ли возможность повышения эффективности;
-
– на какие сферы воздействовать наиболее эффективно.
Анализируя возможности УПК РФ по обозначенным выше вопросам, можно констатировать, что его нормы как прямо, так и опосредованно способствуют решению задач в области обеспечения национальной безопасности. Так, согласно закону, принятому в декабре 2008 г., уголовные дела по преступле- ниям террористической направленности не могут рассматриваться судом присяжных. Законодатели внесли в этот перечень следующие статьи УК РФ: 205 (теракт), 206 (захват заложников), 208 (организация и участие в незаконном вооруженном формировании), 212 (массовые беспорядки), 275 (государственная измена), 276 (шпионаж), 278 (насильственный захват или удержание власти), 279 (вооруженный мятеж), 281 (диверсия).
Обращают на себя внимание и последние новеллы УПК РФ, а именно Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. № 72-ФЗ, который дополнил УПК нормой в виде запрета определенных действий [8].
Касаемо области применения норм УПК РФ, можно однозначно утверждать, что в настоящее время применяется весь спектр уголовно-процессуального законодательства при производстве по уголовным делам, затрагивающим национальную безопасность Российской Федерации. И совершенно естественно, что никакой другой нормативно-правовой акт, кроме УПК, не может предложить альтернативного правового инструментария.
Ответы на три последних вопроса требуют комплексного подхода к обозначенной в них проблематике. В настоящее время в правоприменительной практике сложилась следующая ситуация: среди прочих других совершаются преступления, затрагивающие национальную безопасность, и производство по ним осуществляется согласно УПК РФ. И вроде бы очевидных препятствий, которые могли бы возникнуть по данной категории дел при реализации норм действующего УПК на досудебных и судебных стадиях, не существует. В этой связи весьма правомерно было бы озадачиться разрешением вопроса об эффективности возможностей уголовно-процессуального законодательства.
Ответ на него следует искать в тенденциях, оказывающих влияние на современное уголовно-процессуальное право. Конечно, в первую очередь это касается дифференциации уголовного судопроизводства.
Действующий УПК РФ в ч. 4 закрепил «Особый порядок уголовного судопроизводства», а в разделе 16 – особенности производства по отдельным категориям уголовных дел. Представляется, что, учитывая степень об- щественной опасности и влияние данной категории дел на государственные интересы вообще, имеет смысл в отдельной главе детализировать особенности производства по уголовным делам в области обеспечения национальной безопасности. В ней должны реализоваться возможности институтов уголовнопроцессуального права, регламентирующих особенности доказывания, применения мер пресечения и принуждения, подследственности, подсудности, а также другие институты, позволяющие разрешить задачи общей и специальной превенции.
Выводы
Нормы действующего УПК РФ как прямо, так и опосредованно способствуют решению задач в области обеспечения национальной безопасности. С целью их систематизации имеет смысл дополнить раздел 16 УПК «Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел» главой, в которой будут учтены особенности производства на досудебных и судебных стадиях по уголовным делам в области национальной безопасности.
Список литературы Эффективность использования уголовно-процессуальных институтов в уголовно-правовой политике России в области обеспечения национальной безопасности (постановка проблемы)
- Зеленский, С. Н. Уголовно-процессуальные меры предупреждения нарушения принципа справедливости при обеспечении экологической безопасности/С. Н. Зеленский, Н. А. Соловьева//Legal Concept. -2017. -№ 4. -С. 149-156. -DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2017.4.21.
- Конституция Российской Федерации: (принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ). -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации//Общественная палата Российской Федерации. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://www.oprf.ru/discussions/newsitem/17889. -Загл. с экрана.
- Состояние преступности за 2018 год//Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://50.мвд.рф/DEJATELNOST/activity/состояние-преступности-за-2018-год. -Загл. с экрана.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 23 апр. 2018 г., с изм. от 25 апр. 2018 г.). -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537: (в действующей ред.). -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон «О безопасности» от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ: (в действующей ред.). -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ: (в действующей ред.). -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ: (в действующей ред.). -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ: (в действующей ред.). -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ: (в действующей ред.). -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».