Эффективность применения энергопротеиновой кормовой добавки из личинок насекомых при выращивании перепелов
Автор: Куренков Е.Е., Гайнуллина М.К.
Статья в выпуске: 3 т.255, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье представлены результаты исследований по изучению сравнительной эффективности выращивания перепелов породы Феникс с использованием кормовой добавки из биомассы личинок мухи Lucilia Ceasar и соевого жмыха. Эквивалентная по протеину замена в комбикормах для молодняка перепелов соевого жмыха кормовой добавкой из личинок мухи Lucilia Caesar повышает поедаемость кормов, среднесуточные приросты живой массы на 5,2 %, живую массу к концу опыта на 3,9 % (Р>0,01), общий прирост живой массы на 5,0 %, снижает конверсию корма на 9,1 %.
Протеин, насекомые, комбикорм, перепела, продуктивность
Короткий адрес: https://sciup.org/142238913
IDR: 142238913 | DOI: 10.31588/2413_4201_1883_2_255_222
Текст научной статьи Эффективность применения энергопротеиновой кормовой добавки из личинок насекомых при выращивании перепелов
Интенсивное развитие птицеводства, по-прежнему, является важной задачей – цель которой, создать экономическую базу для продовольственной безопасности страны [3]. Перепелиное мясо и яйцо являются лидерами среди продуктов птицеводства по содержанию аминокислот, витаминов и эссенциальных микроэлементов. Уникальное соотношение белков, углеводов, жиров и минеральных веществ делает мясо и яйца этой птицы идеальными для питания человека [2]. Поэтому дальнейшее развитие перепеловодства является актуальной задачей.
Для получения высоких результатов и максимальной реализации генетического потенциала сельскохозяйственной птицы, в том числе и перепелов, необходимым условием является научно-обоснованное кормление, обеспечение энергией, питательными веществами, минеральными и биологически активными добавками в соответствии с зоотехническими нормами [8, 1, 4]. При выращивании молодняка птицы актуальным является обеспечение рационов кормления белком, сбалансированным по аминокислотному составу. Традиционно в качестве протеиновых добавок в кормлении птицы используются корма животного происхождении (рыбная и мясо-костная мука), растительные жмыхи и шроты (соевый, подсолнечниковый, рапсовый), кукурузный глютен и другие [8].
По мнению ряда авторов, альтернативой традиционным белковым добавкам может стать биомасса насекомых, которая содержит качественный белок, жиры, витамины, микро- и макроэлементы. Содержание белка в организме насекомых зависит от вида и составляет 40-60 %, в кузнечиках Tettigoniaviridissima и комнатной мухе Muscadomestica достигает 70 % [7].
Высокая пищевая ценность насекомых была подтверждена рядом зарубежных исследователей. 100 граммов гусениц (личинок моли или насекомых) способны обеспечить до 70 % необходимого количества белка для человека [5].
Белок насекомых по своим свойствам и аминокислотному составу не уступает, а иногда и превосходит традиционные источники протеина -растительные шроты, рыбную и мясокостную муку [10, 11, 12]. Так, в 1 кг сухого вещества сырья из личинки мучного хрущака Tenebriomolitor содержится 24,7 г изолейцина, 52,2 г лейцина, 26,8 г лизина, 6,3 г метионина [12, 13].
К настоящему времени довольно хорошо изучена кормовая ценность и возможность применения в кормлении личинок Hermetia illucens (черная львинка). По данным Р.В. Некрасова и др. (2019), в 1 кг личинки Hermetiai llucens содержится 357,3 г сырого протеина и 239,8 г сырого жира [13]. Опубликованы работы, указывающие на перспективность использования личинок Hermetia illucens в рационе рыб, свиней и птиц, телят, а также вместо соевой муки в рационе коров [14, 9].
Имеются единичные сведения об использовании в качестве кормовой добавки личинок мухи Lucilia Caesar, которая использует для своего питания мясные отходы. Предварительные исследования, проведенные специалистами компании «Зоопротеин» (г.Липецк), показали, что белково-липидный корм на основе личинок мясной мухи Lucilia Сaesar, которые адаптированы под мясные отходы, может с успехом заменить рыбно-костную муку [6].
По данным Е. А. Романенко (2020), добавка муки из личинок мух Lucilia Caesar в количестве 5,0% и 7,5% в рацион индюшат на откорме позволяет повысить относительно контроля живую массу самок на 8,67 % и 12,24 % и самцов – 6,17 % и 8,58 %, уменьшить затраты корма на 1 кг прироста живой массы у самок – на 0,06 кг и 0,17 кг, у самцов – на 0,09 кг и 0,18 кг. При этом уровень содержания белка в средней пробе мяса индеек, получавших муку из личинок мух Lucilia Caesar, повысился на 1,26-1,57%, а уровень холестерина снизился на 7,21-0,95 % [8].
А.И. Хогунцев и др. (2021) разработали эффективную кормовую добавку на основе муки из личинок Lucilia Caesar, фосфогипса и доломитовой муки, которая положительно влияет на нормализацию белкового и минерального обмена кур-несушек [15].
Цель: изучить эффективность применения кормовой добавки из личинок мухи Lucilia Caesar взамен соевого жмыха при выращивании молодняка перепелов.
Материал и методы исследований. Исследования проведены на кафедре технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции ФГБОУ ВО Казанская ГАВМ, в КФХ «Наседкин» Пестречинского района, ОСП ФГБУН «Институт органической и физической химии им. А.Е. Арбузова» ФИЦ «КазНЦРАН». Для проведения научнохозяйственного опыта было взято 160 перепелят (самцов) породы Феникс в возрасте 10 дней, из которых по принципу сбалансированных групп сформировали две группы. Птица обеих групп получала полнорационный комбикорм в соответствии с зоотехническими нормами. Перепелята первой контрольной группы в качестве дополнительного источника протеина в рационе получали соевый жмых в количестве 27,3 г/100 г комбикорма, в рационах перепелят второй подопытной группы соевый жмых эквивалентно по протеину был заменен концентратом из биомассы личинок мухи Lucilia Caesar в количестве 24 г/ 100 г комбикорма.
В течение опыта постоянно проводили наблюдения за физиологическим состоянием птицы, определяли динамику изменения живой массы по результатам индивидуального взвешивания в течение всего периода выращивания, сохранность поголовья ежедневно – путем учета падежа. Ежедневно проводили учет заданного и съеденного корма. По результатам поедаемости корма и приростов живой массы была рассчитана конверсия корма.
В комбикормах и кормовых добавках определяли: содержание сухого вещества – согласно ГОСТ 31640-2012; содержание протеина – согласно ГОСТ 13496.4-201; жира - согласно ГОСТ 329052014; сырой клетчатки – согласно ГОСТ 31675-2012; сырой золы – согласно ГОСТ 32933-2014; кальция – согласно ГОСТ 32343-2013; фосфора – согласно ГОСТ 26657-97.
Содержание беазотистых экстрактивных веществ (БЭВ) в кормах определяли по формуле (1):
БЭВ=СВ-СП-СЖ-СК-СЗ (1) где, СВ – сухое вещество, СП – сырой протеин, СЖ – сырой жир, СК – сырая клетчатка, СЗ – сырая зола, БЭВ – безазотистые экстрактивные вещества.
Содержание обменной энергии (ОЭ) в кормах определяли по формуле (2): ОЭ = 4,31 хСПхКп + 9,32 хСЖхКж + 4,16 хБЭВхКбэв (2) где, ОЭ - обменная энергия в Ккал/100г, СП – переваримый протеин, СЖ – переваримый жир, БЭВ – переваримые безазотистые экстрактивные вещества, К П , К Ж , К БЭВ – коэффициенты переваримости.
Цифровой материал, полученный в результате исследований, обработан по стандартным программам вариационной статистики. Разницу по средним показателям считали достоверной по t-критерию Стьюдента.
Результат исследований.
Проведение зоотехнического анализа позволило установить, что содержание сырого протеина в комбикорме для перепелов в возрасте 1-4 недели ниже нормы на 9,7 %. Для балансирования комбикорма по содержанию переваримого протеина и обменной энергии нами были взяты соевый жмых и кормовая добавка из личинки мухи Lucilia Ceasar. Химический состав кормовых добавок представлен на рисунке 1.
Химический состав и питательность комбикормов, обогащенных протеиновыми добавками, представлены в таблице 1.
Схема кормления перепелов представлена в таблице 2.
Результаты исследований показали, что эквивалентная по протеину замена соевого жмыха в рационе молодняка перепелов добавкой из личинок мухи Lucilia Ceasar не оказала отрицательного влияния на поведение, активность и динамику роста подопытной птицы. В период опыта у всего поголовья наблюдались нормальные поведенческие рефлексы. Цвет и консистенция помета соответствовали данному виду птицы. Сохранность поголовья составила 100%.
При этом установлено, что поедаемость комбикорма с кормовой добавкой из личинок Lucilia Ceasar была больше, чем у комбикорма с добавлением соевого жмыха. Потребление и эффективность использования корма перепелами представлены в таблице 3.
По нашим данным, поедаемость корма у перепелов, получавших комбикорм ПК-2 с кормовой добавкой из личинок Lucilia Ceasar, в возрасте 18-24 сутки была меньше на 2,0 г/гол, чем у контрольной птицы, получавшей комбикорм с соевым жмыхом. В возрасте 25-31 сутки поедаемость комбикорма сравнялась, а в возрасте 32-37 суток поедаемость корма перепелками второй группы на 2,2 г/гол была больше, чем птицы контрольной группы. В целом, в течение всего опыта расход комбикорма на 1 кг прироста у птицы второй группы был меньше, чем у контрольной птицы, на 1,2%.
Индивидуальное взвешивание перепелов, учет съеденного и заданного комбикорма позволили изучить динамику изменения живой массы, среднесуточного прироста подопытной птицы и конверсию корма за период опыта (таблица 4).

Рисунок 1 – Химический состав кормовых добавок
Таблица 1 – Химический состав и питательность полнорационных комбикормов для перепелов
Показатель |
1 группа |
2 группа |
Обменная энергия, ккал/кг |
3032,4 |
3141,9 |
Обменная энергия, МДж/кг |
12,70 |
13,15 |
Сухое вещество, % |
74,7 |
87,8 |
Органическое вещество, г/кг |
835,4 |
827,3 |
Сырой протеин, г/кг |
214,3 |
214,3 |
Сырой жир, г/кг |
78,0 |
38,7 |
Сырая клетчатка, г/кг |
48,4 |
50,5 |
Сырая зола, г/кг |
49,6 |
46,9 |
Беазотистые экстрактивные вещества (БЭВ), г/кг |
487,5 |
536,8 |
Кальций, г/кг |
10,4 |
10,6 |
Фосфор, г/кг |
4,2 |
4,3 |
Таблица 2 - Схема кормления перепелов
Возраст птицы, сутки |
Количество заданного корма, г |
Содержание сырого протеина в суточном рационе, г |
||
норма |
1 группа |
2 группа |
||
10 |
9,0 |
2,50 |
2,50 |
2,50 |
11 |
10,0 |
2,50 |
2,50 |
2,50 |
12 |
11,0 |
2,75 |
2,75 |
2,75 |
13 |
12,0 |
3,0 |
3,0 |
3,00 |
14-18 |
13,0 |
3,25 |
3,25 |
3,25 |
19-23 |
14,0 |
3,50 |
3,50 |
3,50 |
24-25 |
15,0 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
26-38 |
16,0 |
3,20 |
3,20 |
3,20 |
Таблица 3 – Потребление и эффективность использования корма
Возраст птицы, сутки |
Потребление корма в сутки, г/гол. |
Расход корма на 1 кг прироста, кг |
||
1 группа |
2 группа |
1 группа |
2 группа |
|
10-17 |
10,0 |
10,0 |
1,94 |
1,94 |
18-24 |
16,2 |
14,2 |
2,43 |
2,23 |
25-31 |
17,3 |
17,3 |
2,17 |
2,12 |
32-37 |
17,1 |
19,3 |
2,20 |
2,00 |
Таблица 4 – Изменение живой массы подопытной птицы и конверсия корма
Показатель |
1 группа |
2 группа |
Количество перепелов: в начале oпыта |
80 |
80 |
в конце опыта |
80 |
80 |
Живая масса перепелов, г: |
||
в возрасте 10 суток |
52,60±0,45 |
52,43±0,43 |
38 суток |
225,58±2,19 |
234,33±2,03** |
Общий прирост живой массы перепелов за период опыта, г |
172,98 |
181,90 |
Среднесуточный прирост живой массы перепелов, г |
6,18 |
6,50 |
Расход комбикорма на группу за период опыта, кг |
17,5 |
17,2 |
Конверсия корма, кг |
2,2 |
2,0 |
Примечание: ** - р≥0,01.
Живая масса перепелов контрольной группы, получавших комбикорм с соевым жмыхом, в начале опыта составила 52,60±0,45 г, у перепелов второй группы, получавших комбикорм с кормовой добавкой из личинок Lucilia Ceasar, – 52,43±0,43 г, в возрасте 38 суток, соответственно по группам, живая масса птицы составила 225,58±2,19 г и 234,33±2,03 г. Таким образом, живая масса перепелок, получавших в составе рациона кормовую добавку из личинок личинок Lucilia Ceasar, была выше контрольных показателей на 3,8 % (Р≥0,01).
Общий прирост живой массы за период опыта (28 суток) составил у перепелов контрольной группы 172,98 г, у перепелов второй опытной группы -181,90 г, что больше контроля на 5,0 %. Аналогичная закономерность наблюдалась и по среднесуточному приросту живой массы. Этот показатель у перепелов второй группы был на 5,2 % больше контроля.
За период откорма в первой группе на все поголовье было израсходовано 17,5 кг, во второй группе 17,2 кг комбикорма. Конверсия корма соответственно по группам составила 2,2 кг и 2,0 кг. Следовательно, применение энерго-протеиновой добавки взамен соевого жмыха в рационах молодняка перепелов снижает конверсию корма на 9,1 %.
Заключение. Сравнительный анализ химического состава и питательности показывает, что кормовая добавка из личинок мухи Lucilia Ceasar является альтернативой традиционному белковому корму (соевому жмыху), так как содержит 84,6 % органического вещества, 38,3 % сырого протеина, 26,9 % сырого жира, 5,1% сырой клетчатки, 11,8 % БЭВ, 5,8% сырой золы. Эквивалентная по протеину замена в комбикормах для молодняка перепелов соевого жмыха кормовой добавкой из личинок мухи Lucilia Caesar не оказывает отрицательного влияния на поедаемость кормов, повышает среднесуточные приросты живой массы на 5,2 %, живую массу перепелов к концу опыта на 3,8 % (Р≥0,01), общий прирост живой массы на 5,0 %, снижает конверсию корма на 9,1 %.
В статье представлены результаты исследований по изучению сравнительной эффективности выращивания перепелов породы Феникс с использованием кормовой добавки из биомассы личинок мухи Lucilia Ceasar и соевого жмыха. Эквивалентная по протеину замена в комбикормах для молодняка перепелов соевого жмыха кормовой добавкой из личинок мухи Lucilia Caesar повышает поедаемость кормов, среднесуточные приросты живой массы на 5,2 %, живую массу к концу опыта на 3,9 % (Р≥0,01), общий прирост живой массы на 5,0 %, снижает конверсию корма на 9,1 %.
Kurenkov E.E., Gainullina M.K. Summary
The article presents the results of studies on the comparative effectiveness of growing Phoenix quails using a feed additive from the biomass of fly larvae Lucilia Ceasar and soybean cake. Protein equivalent replacement of soy cake in compound feeds for young quails with flour from the larvae of the Lucilia Caesar fly increases feed consumption, average daily live weight gain by 5,2 %, live weight by 3,9 % by the end of the experiment (P≥0,01), total live weight gain by 5,0 %, reduces feed conversion by 9,1 %.
Список литературы Эффективность применения энергопротеиновой кормовой добавки из личинок насекомых при выращивании перепелов
- Бастраков, А. И. Муха черная львинка HermetiaIllucensв условиях искусственного разведения – возобновляемый источник меланин-хитозанового комплекса / А. И. Бастраков, А. Е. Донцов, Н. А. Ушакова // Известия Уфимского научного центра РАН. - 2016. - № 4. – С. 77 - 79.
- Бедеев, Б. А. Продуктивность и биологические особенности перепелов разных пород: автореф. дис……канд. с.-х. наук. 06.02.10 – частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства / Б. А. Бедеев; ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет». – Владикавказ,2016. – 24 с.
- Куренков, Е.Е. Перспективы использования белка насекомых / Е.Е. Куренков // Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и учащейся молодежи, посвященной памяти академиков М.П. Тушнова и А.З. Равилова «Молодежные разработки и инновации в решении приоритетных задач АПК», Казань, ФГБОУ ВО Казанская ГАВМ. – 2022. – С. 43-45.
- Гайнуллина, М. К. Диатомит – новая кормовая добавка для птицеводства / М. К. Гайнуллина //Аграрный вестник Урала. – 2010. – № 11. –1 (77). – С. 30.
- Жирно-кислотный состав мучных червей zophobas morio и личинок hermetia illucens и их влияние на живую массу молодняка белых крыс / Р. М. Папаев [и др.] // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана,2021. – Т. 245. – № 1. – С. 150-153.
- Зотов, В. А. Белково-липидные корма на основе насекомых / В.А. Зотов, В.М. Карцев // Биоразнообразие и рациональное использование природных ресурсов: материалы докладов V Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, Махачкала, 25 марта 2017 года. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет. – 2017. – С. 250-252.
- Новиков, Н. М. Альтернативные источники кормового протеина на примере использования насекомых / Н. М. Новиков, В. Королёва // Физика и современные технологии в АПК,2020. – С. 468-472.
- Романенко, Е. А. Интенсивность роста и развития индюшат кросса БИГ-6 при использовании белка из личинок мух популяции Lucilia Сaesar / Е. А. Романенко, А. И. Истомин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2020. – № 157. – С. 136-144.
- Романенко, Е. А. Качество пищевых яиц при использовании кормового белка изличинок мух черная львинка (hermetiai llucens) / Е. А. Романенко // Sciences of Europe. – 2021. – № 85(2). – С. 3-5.
- Amza, N. Insects as an option to conventional protein sources in animal feed: A review paper / N. Amza, M. Tamiru //Global Journal of Science Frontier Research: D Agriculture and Veterinary, 2017. – Т. 17. – №2.
- Consumer acceptance of insects as food and feed: The relevance of affective factors / M. C Onwezen [et al.] // Food Quality and Preference. – 2019. – Т. 77. – С. 51-63.
- Edible insects: future prospects for food and feed security / A. Van Huis[et al.]// Food and agriculture organization of the United Nations. – 2013. – № 171. – С. 171.
- Sanchez-Muros, M. Insect meal as renewable source of food for animal feeding: a review / M. Sanchez-Muros, F. Barroso, F. Manzano-Agugliaro // Journal of Cleaner Production. -2014.- V. 65.– P. 16 -27.
- Composition of black soldier fly prepupae and systematic approaches for extraction and fractionation of proteins, lipids and chitin / A. Caligiania, A Marseglia, G. Leni [et al.] // Food Research International. –2018. – № 105. – P. 812-820. – (doi: 10.1016/j.foodres.2017.12.012).
- Патент № 2743366 C1 Российская Федерация, МПК A23K 10/20, A23K 20/26, A23K 20/28. Белково-липидная кормовая добавка для сельскохозяйственных животных: № 2020124235: заявл. 14.07.2020: опубл. 17.02.2021 / А. И. Хатунцев, М. Н. Аргунов, Т. Ю. Филонова, Д. В. Крайнов; заявитель ФГБОУ ВО "Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I". – EDN SWAEOV.