Эхосемиотика микроинвазивного рака эндометрия

Автор: Мягкова А.А., Огрызкова В.П., Ашрафян Л.А., Басова И.О.

Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj

Рубрика: Тезисы

Статья в выпуске: S1, 2007 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14054659

IDR: 14054659

Текст статьи Эхосемиотика микроинвазивного рака эндометрия

C момента выделения основных факторов прогноза и формирования концепции микроинвазивно-го рака эндометрия еще более актуальной и сложной стала задача внутринозологической диагностики рака эндометрия. С внедрением в клиническую практику высокоэффективной ультразвуковой аппаратуры, практически все аспекты внутринозологической диагностики рака эндометрия удалось реализовать. Тем не менее до настоящего времени остается открытым вопрос высокоэффективной диагностики микроин-вазивного рака эндометрия, когда требуется четкая дифференциация инфильтративного компонента с точностью до миллиметра. Таким образом, целью работы стало изучение возможностей современных ультразвуковых технологий в диагностике микроин-вазивного рака эндометрия.

Основная группа была представлена 59 больными с микроинвазивным раком эндометрия (рак в пределах слизистой или с инвазией до 5 мм). В качестве группы сравнения были отобраны 48 больных раком эндометрия, у которых имелась инфильтрация в миометрий, превышающая 5 мм, но в пределах 1/3 его толщины. Весь научный поиск осуществлялся с учетом концепции о трех типах роста микроинвазивного рака эндометрия:

I тип – 18 наблюдений (развитие множественных очагов на фоне разной степени выраженности гиперплазии всего эндометрия);

  • II    тип – 22 наблюдения (развитие одного опухолевого очага окруженного гиперплазированной слизистой);

  • III    тип – 19 наблюдений (развитие одного опухолевого очага на фоне атрофической слизистой).

Очевидно, что истинные размеры (линейные параметры и объем) опухолевого очага могут быть достигнуты лишь при III типе роста микроинвазивного рака эндометрия (М-эхо – 8,0 ± 4,7 мм; объем – 4,2 см3). При II типе (М-эхо – 10,5 ± 5,3мм; объем 5,8 см3) и в большей степени при I типе (М-эхо – 14,5 ± 6,7; объем – 8,8 см3) при ультразвуковом исследовании отображается как сама опухоль, так и гиперпластический процесс окружающей опухоль слизистой. Вполне очевидно, что использование обзорной гистероскопии, корректирующей информацию о характере внутриматочной патологии, в сочетании с сонографией позволило в 57,9 % при III типе и в 45,5 % наблюдений при II типе четко обозначить в ходе ультразвукового исследования собственно опухолевый очаг, в виде образования чаще округлой правильной формы, с четкими контурами, достаточно однородной, как гипер-, так и ги-поэхогенной структурой, средний объем которых составил 1,06 см3.

Использование системы трехмерной реконструкции показало, что при всех наблюдениях микроинва-зивного рака эндометрия полость матки определялась в виде правильного треугольника, преимущественно с четкими границами и ровными контурами. В целом объемная конфигурация полости матки зависела от варианта микроинвазивного процесса. В результате нам удалось в 88,8 % наблюдений правильно оценить вариант инфильтративного роста, при этом эффективность дифференцирования составила 84,7 %.

СИБИРСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2007. Приложение

Статья