Экклезиология сегодня: две модели устройства церкви и их исторические предпосылки
Автор: Легеев Михаил Викторович
Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda
Рубрика: Современная экклезиология: проблемные поля
Статья в выпуске: 2 (6), 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблеме формирования в XX веке двух экклезиологических концепций, использующих предшествующее наследие опыта константинопольской и русской богословских школ. Обозначены основные этапы формирования концепции «евхаристической экклезиологии», критически рассмотрены её ключевые аргументы и положения. Рассмотрены также основные проблемные области на пути формирования «иерархической модели» внутреннего устройства Церкви в богословии минувшего столетия. Каждую из двух экклезиологических моделей возможно рассмотреть как законченную систему, однако это не означает их равнозначности. Предложены критерии систематизации экклезиологического наследия русской богословской школы, с учётом достижений современного богословия, на основании которых возможно будет адекватно оппонировать богословской системе митрополита Иоанна (Зизиуласа), представляющей сегодня итог развития «евхаристической модели» Церкви. Среди таких критериев должны быть представлены: сама структура Церкви (отвечающая на три вопроса: что есть? как управляется? чем обладает?), обозначены принципы её функционирования, а также связь с содействующей Святой Троицей (триадологический аспект Церкви) и, наконец, определены область и характер применения догматического понятийного аппарата.
Церковь, евхаристическая экклезиология, протопресвитер николай афанасьев, протопресвитер александр шмеман, митрополит иоанн (зизиулас), современные проблемы экклезиологии, константинопольская церковь, русская богословская школа, понятийный аппарат богословия
Короткий адрес: https://sciup.org/140294852
IDR: 140294852 | DOI: 10.47132/2541-9587_2020_2_17
Список литературы Экклезиология сегодня: две модели устройства церкви и их исторические предпосылки
- Афанасьев Н., протопр. Две идеи Вселенской Церкви // Его же. Церковь Божия во Христе: сборник статей. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. С. 146-160.
- Афанасьев Н., протопр. Проблема истории в христианстве // Его же. Церковь Божия во Христе: сборник статей. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. С. 104-112.
- Василий (Кривошеин), архиеп. Кафоличность и структуры Церкви // Его же. Богословские труды. Н. Новгород: Изд-во «Христ. библиотека», 2011. С. 587-599.
- Григорий Богослов, свт. Стихотворения богословские // Его же. Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2011. Т. 2. С. 11-178.
- Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: очерки о личности и Церкви. М.: Св.-Филаретовский Православно-христианский институт, 2006. 280 с.
- Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость. М.: Изд-во ББИ, 2012. 407 с.
- Иустин Попович, прп. Догматика Православной Церкви. Пневматология. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 544 с.
- Легеев М., свящ. Богословие истории как наука. Опыт исследования. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2019. 656 с.
- Легеев М., свящ., Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. Путь Церкви: аскеза, таинства, кафолическая полнота // Христианское чтение. 2017. №2. С. 57-80.
- Лосский В. Н. О третьем свойстве Церкви // Его же. Боговидение. Минск, 2007. С. 448-468.
- ЛосскийВ.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Его же. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2013. С. 7-378.
- Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. М.: Мартис, 1994. 347 с.
- Мейендорф И., протопр. Исторический релятивизм и авторитет догмата // Его же. Церковь в истории. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. С. 3-19.
- Мейендорф И., протопр. Кафоличность Церкви // Его же. Церковь в истории. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. С. 771-786.
- Мефодий (Зинковский), иером. Богословие личности в XIX-XX вв. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2014. 320 с.
- Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. М.-Эссекс: Свято-Троицкая Сергиева Лавра — Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2009. 272 с.
- Софроний (Сахаров), иером. Единство Церкви по образу единства Святой Троицы // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего экзархата. 1950. № 2-3. С. 8-33.
- Флоровский Г., прот. Церковь, её природа и задача // Его же. Избранные богословские статьи. М.: Пробел, 2000. С. 186-200.
- Шкаровский М. В. Константинопольская и Русская Церкви в период великих потрясений (1910-е — 1950-е годы). М.: Познание, 2019. 304 с.
- Шмеман А., протопр. Вселенский Патриарх и Православная Церковь // Его же. Собрание статей. 1947-1983. М.: Русский путь, 2009. С. 364-374.
- Шмеман А., протопр. О понятии первенства в православной экклезиоло-гии // Его же. Собрание статей. 1947-1983. М.: Русский путь, 2009. С. 391-412.
- Zizioulas John D. Eucharist, Bishop, Church: The Unity of the Church in the Divine Eucharist and the Bishop During the First Three Centuries. Brookline: Holy Cross Orthodox Press, 2001. 279 p.