Экологические преступления: криминологическая характеристика и основные направления профилактики
Автор: Амирханов Т.Г.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 11-3 (98), 2024 года.
Бесплатный доступ
В публикации исследуются актуальные вопросы концепта экологических преступлений в его криминологическом контексте. Автор приходит к выводу, что наращивание успеха в уголовно-правовом противодействии экологическим преступления немыслимо без усиления экологической надзорной деятельности всех компетентных структур публичной власти, всемерного вовлечения в эту работу структур гражданского общества, а также совершенствования уголовно-экологического законодательства и перманентного повышения соответствующей квалификации всех должностных лиц, ответственных за защиту окружающей среды, включая и уголовно-правовые меры воздействия.
Криминология, окружающая среда, экологическое преступление, общая и специальная профилактика
Короткий адрес: https://sciup.org/170208336
IDR: 170208336 | DOI: 10.24412/2500-1000-2024-11-3-15-17
Текст научной статьи Экологические преступления: криминологическая характеристика и основные направления профилактики
Актуальность темы вполне объяснима той неоценимой значимостью, что имеет окружающая среда как объект правового воздействия и правовой защиты для настоящего и будущего нашей страны. Экологические права – права нового поколения, они жизненно необходима каждому из нас как базовое условие для реализации всех остальных прав и свобод человека. К сожалению, экологическая ситуация в России близка в неблагополучной, особенно – на территориях, где высока концентрация человеческих ресурсов и расположены крупные производства.
При этом экологическая безопасность безоговорочно признается в научном сообществе важнейшей составляющей национальной безопасности. На важность этого компонента очевидно указывает тот факт, что российские законодатели отказались относить экологические преступления к категории хозяйственных, как было принято в советский период. Более того, в действующем УК РФ они выделены в особую главу 26, которая размещена их в разделе IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», куда законодатель включил, к примеру, преступления террористической направленности. И этом вполне объяснимо, учитывая колоссальную общественную опасность экологических преступных событий, вред от которых может носить долгосрочный и широ- комасштабный характер, его негативные последствия могут в полной мере ощущать на себе как нынешние поколения россиян, так и – последующие.
С позиций оценки экспертов и аналитиков, подкрепленной статистическими выкладками, экологическая преступность в последние годы демонстрирует следующую динамику: в 2020 году официально регистрируется 22,7 тыс. экологических преступлений, в 2021 году – 20,3 тыс., в 2022 году – 19,1 тыс., в 2023 году – 16,2 тыс. [1, c. 257; 2, с. 956]. При этом наиболее «популярным» среди экологических составов за последние годы, по данным из официальных источников, является незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260) [1, c. 257; 2, с. 956]. При этом экологические преступления занимают чуть более 1% от общего количества официально регистрируемых преступных событий [2, c. 956].
К сожалению, в рассматриваемой сфере уголовно-правовых отношений чрезвычайно высока латентность, из-за чего огромное число общественно опасных экологических девиаций остаются вне поля зрения правоохранителей. В качестве ключевой причины латентности принято называть тот факт, что как правило применительно к данным посягательствам трудно назвать реальных потерпевших. Кроме того, значительная часть современного российского общества весьма то- лерантно относится к экологическим правонарушениям, традиционно рассматривая их как неизбежных спутников экономического и технологического развития.
Профилактический механизм противодействия экологической преступности презюмирует использование мер как общего, так и специального предупреждения. К числу первых в научном мире принято относить, прежде всего, социально-экономический инструментарий профилактики, включая долгосрочный политический курс стран на переход к т.н. «зеленой экономике». Важные аспекты касаются интенсификации внедрения и усовершенствования мер экологической защиты на всех крупных производствах, особенно - в таких сегментах национальной экономики как транспорт, добыча природных ресурсов, металлургия, энергетика, АПК, химическая промышленность, и ряд др. Речь идет о таких природоохранных мероприятиях, как сокращение вредных выбросов в окружающую среду, включая активное внедрение безотходных технологий, сохранение природных ресурсов, наращивание на производствах очистного оборудования, и т.п. [3, с. 100-101]. Подобные меры позволяют существенно снизить пагубное (и, к сожалению, подчас неизбежное) воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Следует поддержать общепризнанный в научных кругах тезис об экологизации общественного сознания как обязательного компонента в системе общих мер противодействия экологической преступности [3, с. 100]. Прививать людям надлежащие экологические стандарты поведения следует повсеместно и независимо от их возрастных, национальных, гендерных, социальных, и иных критериев. Полагаем целесообразным начинать экологическое просвещение населения с детей дошкольного возраста.
Что касается мер специальной профилактики экологической преступности, к ним общепринято относить, прежде всего, наращивание всех аспектов экологической контрольно-надзорной деятельности, своевременное выявление и пресечение актов экологического некомплайенса, создание условий для последующего применения к виновным в соверше- нии экологических правонарушений правовых санкций. К уполномоченным субъектам, вовлеченным в механизм специальной профилактики, отнесем природоохранные инспекции, правоохранительные структуры, органы прокуратуры, общественные объединения экологической направленности. Специфической особенности именно нашей страны является наличие института природоохранной прокуратуры.
В целом же методы специальной профилактики экологической преступности весьма разнообразны и разноплановы. Они включают непосредственное практическое наблюдение за состоянием природных объектов путем обходов, патрулирования, проведения рейдов, проверок, охрану пропускного режима, изъятие орудия совершения экологических правонарушений; пресечение актов экологического некомплайенса. Речь идет о раскрытии и расследовании экологических преступлений.
Представляется очевидным, что эффективное противодействие экологической преступности невозможно без активного вовлечения в эту работу негосударственных структур гражданского общества - трудовых коллективов, общественных объединений, объединений людей по месту жительства, а равно обычных граждан.
Разумеется, ключевое направление профилактики касается усовершенствования экологического законодательства. Такого рода новеллизация должна осуществляться на основе научно разработанных концепций и тщательного анализа практики правоприменения.
В заключение финализируем вывод о том, что наращивание успеха в уголовно-правовом противодействии экологическим преступления немыслимо без усиления экологической надзорной деятельности всех компетентных структур публичной власти, всемерного вовлечения в эту работу структур гражданского общества, а также совершенствования уголовно-экологического законодательства и перманентного повышения соответствующей квалификации всех должностных лиц, ответственных за защиту окружающей среды, включая и уголовно-правовые меры воздействия.
Список литературы Экологические преступления: криминологическая характеристика и основные направления профилактики
- Борис О.А. Экологические преступления: общая характеристика и проблемы правового регулирования // В сборнике: Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако. - Тамбов, 2023. - С. 253-259. EDN: TSRAQV
- Вокуев Д.И. Криминологическая характеристика экологических преступлений // В сборнике: Безопасность личности, общества и государства: теоретико-правовые аспекты. - Санкт-Петербург, 2024. - С. 954-959. EDN: ALUTJM
- Ланг П.П. Профилактика экологических преступлений: цели и значение для теории и практической деятельности // Право и государство: теория и практика. - 2024. - № 7 (235). - С. 99-101.