Экспериментальное определение модового состава излучения, распространяющегося в многомодовом оптическом волокне
Автор: Большаков Максим Вячеславович, Комарова Марианна Алексеевна, Кундикова Наталия Дмитриевна
Рубрика: Краткие сообщения
Статья в выпуске: 2 т.5, 2013 года.
Бесплатный доступ
Предлагается метод определения модового состава излучения, распространяющегося в оптическом волокне со ступенчатым профилем показателя преломления, в основе которого лежит разложение комплексного светового поля по неортогональным модам. Расчет комплексных коэффициентов мод излучения оптического волокна проведен для экспериментальных данных.
Оптическое волокно, моды оптического волокна
Короткий адрес: https://sciup.org/147158770
IDR: 147158770
Текст краткого сообщения Экспериментальное определение модового состава излучения, распространяющегося в многомодовом оптическом волокне
Использование многомодовых волокон в оптических линиях передачи (по сравнению с маломодовыми волокнами) имеют большие преимущества, так как позволяют передавать большой объем информации, кроме того, распространение в волокне нескольких мод делает возможным параллельную передачу данных. Особенно перспективно использование многомодовых волокон для пространственного модового мультиплексирования [1], параллельной передачи данных [2] и передачи изображения через волокно [3]. Важнейшим вопросом при разработке и исследовании многомодовых систем связи является разложение излучения, распространяющегося в оптическом волокне, по модам. Существуют множество методов определения модового состава излучения оптического волокна (например, [4-6]), но до настоящего момента нет метода экспериментального анализа модового состава излучения многомодовых волокон с произвольными параметрами.
В данной работе предлагается метод определения модового состава излучения, распространяющегося в оптическом волокне, в основе которого лежит разложение комплексного светового поля по неортогональным модам. Рассмотрим распространение света в оптическом волокне со ступенчатым профилем показателя преломления. В приближении слабонаправляющего волновода можно записать четыре поляризационные моды в поперечном сечении на длине z для любого значения орбитального момента т ( т > 0) и радиального квантового числа N [7]:
Mm)N(x’У’z) = [cos(mФ)ex — sin(mФ)ey ] • Fm,N(x’У) • ei^’N
M mN ( x ’ У ’ z ) = [cos( m Ф ) e x + sin( m ^ ) e y ] • F m , N ( x ’ У ) • e z3™’ N
MmN (x’У’ z) = [sin(mФ)ex + cos(mФ)ey ] • Fm,N (x’У) • e^m'"
M mN ( x ’ У ’ z ) = [sin( m Ф ) e x - cos( m Ф ) e y ] • F m , N ( x ’ У ) • e i ^ m N
Здесь e x , ey - собственные вектора, ф = arctg( x/ y ), FmN ( x , y ) - функции Бесселя, P k N - постоянные распространения, определяющие скорость распространения мод.
Разложение произвольной функции по системе неортогональных функций является классической задачей функционального анализа [8]. Разложим электрическую составляющую светового поля E ( x , у ), распространяющегося в оптическом волокне, представив в виде суперпозиции поляризационных мод M m n ( x , у ):
E ( x , У ) = ZZZ C k , N M m,N ( x , У )
k = 1 т N
Большаков М.В., Комарова М.А., Экспериментальное определение модового состава излучения,
Кундикова Н.Д. распространяющегося в многомодовом оптическом волокне где постоянные Ck - комплексные коэффициенты при различных поляризационных модах. Для m, N удобства перейдем к сквозной нумерации мод: вместо индексов k, m, N введем индекс i = 0... (L -1), где (L -1) - полное количество мод, распространяющихся в оптическом волокне. Перепишем выражение (2):
E ( x , у ) = £ C i M i ( x , у ), (3)
i постоянные Ci называются коэффициентами разложения функции светового поля E(x, у) в базисе функций {Mi (x,у)}. Базис {Mi (x,у)} не удовлетворяет условию ортогональности
( M i ( x , у ), M j ( x , у )) Ф 0 при i Ф j ;
где функционал скалярного произведения определяется выражением
( a , b ) = jj a ( x , у ) b ( x , у ) dxdy .
Распределение поля каждой моды M i ( x , у ) определяется из выражений (1). Суммарное световое поле E ( x , у ) известно из эксперимента. Таким образом, коэффициенты разложения C i по неортогональной системе функций определяются системой линейных уравнений
L - 1
£ C; ( M i , M j ) = ( E , M j ), j = 0, ^ ,( L - 1). (4)
i = 0
Такая система получается в результате скалярного умножения (3) на систему базисных функций {Mi (x,у)}. Матрица системы (4) состоит из попарных скалярных произведений базисных функций. Решая полученную систему, можно получить коэффициенты Ci . Для расчета ком- плексных коэффициентов ci была написана программа в пакете MATLAB. Для апробации модели определения модового состава излучения сначала была проведена серия расчетов с теоретически заданным распределением поля. Генерировался случайно заданный модовый состав излучения Ci на входе в волокно, рассчитывалось распределение поля на выходе из волокна E(x, у). Распределение поля каждой моды Mi (1) определяется параметрами волокна и длиной волны света. Составлялась система линейных уравнений (4), решением которой были комплексные коэффициенты Ci = Ca exp(iC^,), здесь C; - амплитудные коэффициенты, C± - фазовые коэффи- циенты. Проверка осуществлялась сравнением рассчитанных комплексных коэффициентов Ci с генерированными изначально. Тестовые расчеты проведены для волокна со следующими параметрами: показатель преломления сердцевины nco = 1,47, числовая апертура Na = 0,11, радиус сердцевины волокна r = 6 мкм, длина волокна z = 20 см, длина волны света X = 0,633 мкм. В оптическом волокне с данными параметрами для данной длины волны света распространяются семь поляризационных мод Mi (x, у).
В результате тестирования обнаружено, что для m > 0 погрешность определения коэффициентов составляет 0,001 %, однако для m = 0 коэффициенты отличались от заданных. Данные результаты можно объяснить тем, что для m = 0 распределение поля MkN является аксиально симметричным и находятся несколько наборов модовых коэффициентов, удовлетворяющих условию. Таким образом, модовые коэффициенты для m = 0 являются вырожденными. Полученные распределения интенсивностей с рассчитанными коэффициентами полностью идентичны распределениям интенсивности с заданными коэффициентами, среднеквадратичное отклонение распределений интенсивности порядка 10-12. Таким образом, была решена задача определения модового состава излучения по теоретическому распределению поля на выходе из волокна. По- грешность метода составила 0,001 %.

Рис. 1. Оптическа^ схема экспериментальной установки
В эксперименте информацию о комплексном световом поле, распространяющемся в оптическом волокне, невозможно получить прямыми из-
Краткие сообщени^
мерениями. Данная информация может быть получена с помощью алгоритма Гершберга– Сэкстона [9], который позволяет восстанавливать поле по двум распределениям интенсивностей в ближнем и дальнем полях. Для получения информации о комплексном световом поле регистрировалось распределение интенсивности на выходе из волокна в ближней и дальней зоне. Схема экспериментальной установки представлена на рис. 1.
Излучение He-Ne лазера с длиной волны λ = 0,633 мкм, ослабленное фильтром, проходило через экран с диафрагмой и фокусировалось на торец оптического волокна тонкой собирающей линзой с фокусным расстоянием f = 2 см. Для экспериментальных исследований использова- лось оптическое волокно с диаметром сердцевины 9 мкм и длиной 50 см. После прохождения через волокно свет попадал на активный элемент ПЗС камеры с размером чувствительной области 5,2х3,9 мм. Таким образом, регистрировалось распределение интенсивности в дальнем поле.
Для получения распределения интенсивности в ближнем поле между выходным торцом волокна и активным элементом ПЗС камеры устанавливался 40-кратный объектив с числовой апертурой 0,65. Зарегистрированные распределения интенсивности на выходе из волокна в ближнем и дальнем полях представлены на рис. 2.

Рис. 2. Распре^елени^ интенсивностей в бли^нем (а) и ^альнем (б) пол^х
Распределения интенсивности в ближнем и дальнем поле использовались для восстановления фазы комплексного светового поля в ближней зоне, т.е. на торце волокна, на основе алгоритма Гершберга–Сэкстона. Моделирование осуществлялось в пакете MATLAB с использованием итерационной процедуры с быстрым преобразованием Фурье, восстановленное фазовое распределение представлено на рис. 3, б. Погрешность метода составила 6,7∙10–15, по- грешность рассчитывалась как среднеквадра тичное отклонение между текущим амплитудным распределением и исходным экспериментальным распределением дальнего поля на конечной итерации.
Таким способом была получена информация о комплексном световом поле на выходном торце волокна. Задача определения модового состава излучения решалась разложением комплексного светового поля, распространяющегося в оптическом волокне, на выходном торце волокна по неортогональным модам. В целом экспериментальный метод определения модового со- става излучения отличается от теоретического метода только тем, что в теоретическом методе известны заданные коэффициенты, с которыми впоследствии осуществляется сравнение. Для определения модового состава излучения по экспериментальному распределению поля на выходном торце волокна распределение поля раскладывалось по неортогональным модам и составлялась система линейных уравнений (4). В оптическом волокне с данными параметрами и длиной волны света распространяются четыре поляризационные моды M i . Решение системы линейных уравнений (4) позволило получить комплексные коэффициенты Ci при модах Mi (см. таблицу).
Амплиту^ные коэффициенты C + , C - и фазовые коэффициенты C + , C - ^л^ ка^^ой из пар m , N a a ϕϕ
m |
N |
+ Ca |
C ϕ + |
- Ca |
C ϕ - |
0 |
1 |
0,0174 |
–2,7155 |
0,0174 |
2,3159 |
0 |
2 |
0,0096 |
–1,9498 |
0,0096 |
1,5688 |
1 |
1 |
0,8848 |
–0,4625 |
1,0000 |
–0,1677 |
2 |
1 |
0,0200 |
0,5680 |
0,0622 |
0,2955 |
Экспериментально измеренное и рассчитанное с вычисленными коэффициентами распределения интенсивности на выходном торце волокна представлены на рис. 3. Из рис. 3 видно, что наблюдается хорошее соответствие между экспериментально зарегистрированным и рассчитанным распределением интенсивности.
Таким образом, предложен и реализован метод, позволяющий определить модовый состав излучения, распространяющегося в многомодовом оптическом волокне, по известному распреде-
Большаков М.В., Комарова М.А., Экспериментальное определение модового состава излучения, Кундикова Н.Д. распространяющегося в многомодовом оптическом волокне лению поля на выходном торце волокна. Получено хорошее соответствие между экспериментально зарегистрированными и рассчитанными распределениями интенсивности и фазы.

20 40 60
x, пиксель
б

10 20 30 40 50 60
x, пиксель

-2
20 40 60
x, пиксель

-2
10 20 30 40 50 60
x, пиксель
Рис. 3. Распределения интенсивности и фазы: рассчитанное с вычисленными коэффициентами (а), экспериментально измеренное (б)
Список литературы Экспериментальное определение модового состава излучения, распространяющегося в многомодовом оптическом волокне
- Saffman, M. Mode multiplexing and holographic demultiplexing communication channels on a multimode fiber/M. Saffman, D.Z. Anderson//Optics Letters. -1991. -Vol. 16, № 5. -P. 300-302.
- Stuart, H.R. Dispersive multiplexing in multimode optical fiber/H.R Stuart//Science. -2000. -Vol. 289, № 5477. -P. 281-283.
- Tai, A.M. Transmission of two-dimensional images though a single fiber by wavelength-time encoding/A.M. Tai, A.A. Friesem//Optics Letters. -1983. -Vol. 8, № 1. -P. 57-59.
- Complete modal decomposition for optical fibers using CGH-based correlation filters/T. Kaiser, D. Flamm, S. Schroter, M. Duparre//Optics Express. -2009. -Vol. 17, № 11. -P. 9347-9356.
- Complete modal decomposition for optical waveguides/O. Shapira, A.F. Abouraddy, J.D. Joannopoulos, Y. Fink//Physical Review Letters. -2005. -Vol. 94, № 14. -P. 143902.
- Большаков, M.B. Определение модового состава излучения, распространяющегося в маломодовом оптическом волокне/М.В. Большаков, М.А. Комарова, Н.Д. Кундикова//Вестник ЮУрГУ. Серия «Математика. Механика. Физика». -2012. -Вып. 7. -№ 34(293). -С. 138-141.
- Bolshakov, M. Optical effects connected with coherent polarized light propagation through a step-index fiber/M. Bolshakov, A. Ershov, N. Kundikova//Fiber Optic Sensors: сб. науч. тр. -InTech, 2012. -P. 249-274.
- Курант, P. Методы математической физики/Р. Курант, Д. Гильберт. -М.-Л.: ГИТТЛ, 1951. -Т. 1. -476 с.
- Fienup, J.R. Phase retrieval algorithms: comparison/J.R. Fienap//Applied Optics. -1982. -Vol. 21, № 15. -P. 2758-2769.