Экспертиза в обеспечении информационно-психологической безопасности
Автор: Сорокотягин И.Н.
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Социально-психологические и педагогические аспекты деятельности правоохранительных органов
Статья в выпуске: 2 (16), 2001 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14988417
IDR: 14988417
Текст статьи Экспертиза в обеспечении информационно-психологической безопасности
Доктор юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ И.Н.Сорокотягин Уральская государственная юридическая академия, г.Екатеринбург
В “Уральском рабочем” от 21 июля 2000 г. был опубликован материал (автор О.Баранникова), посвященный анализу проекта Закона “Об информационно-психологической безопасности”, принятого Госдумой к рассмотрению. Появление проекта закона является своевременным, нужным и позволяющим задуматься о возможных перспективах защиты физических лиц, находящихся на территории Российской Федерации, от негативных информационно-психологических воздействий.
Автор статьи спрашивает, “от каких же действий собираются оберегать сограждан заботливые члены думского комитета по безопасности, подготовившие законопроект?”. И отвечает цитатой из документа: “воздействие на человека или группу лиц (в том числе помимо их воли), осуществляемое с использованием специальных средств и методов воздействия на психику человека и приводящее к негативным последствиям для личности, общества и государства”.
Основными средствами и приемами воздействия на психику человека является речь (устная и письменная), озвученная с помощью средств массовой информации (СМИ): печати, радио, телевидения, “Интернета”, телефонной сети и т.д.
Последнее время участились случаи появления в СМИ информации (особенно в период выборной компании), которая унижает честь и достоинство человека, вызывает у него физические и психологические страдания.
Негативными последствиями для человека, психически обработанного ложной информацией, являются:
-
а) болезнь (нервное потрясение, боли в области сердца, головокружение, сердечные приступы и др.);
-
б) психические страдания (галлюцинации, тревожно-боязливый аффект, подозрительность, недоверчивость, душевный дискомфорт и др.);
-
в) психологические последствия (аффект, стресс, бессонница, бред, тоска, страх, невротическая депрессия и т.д.).
Моральный вред причиняется не только адресату воздействия, но и его близким, родным, друзьям, появляется негативное отношение на работе, службе и т.д.
Доказывание факта психологического воздействия на личность осуществляется обязательно путем назначения экспертизы (по уголовным, гражданским и др. делам) по заявлению, поданному заинтересованным лицом (потерпевшим, истцом, ответчиком), родственниками, доверенными лицами, работодателями и общественными объединениями.
При доказывании негативного психологического воздействия на личность основными видами экспертного исследования являются психолого-почерковедческая и психолингвистическая.
Психолого-почерковедческая экспертиза связана с изучением интеллектуальной деятельности, в том числе письменной и устной речи. Перед экспертами здесь ставятся, как правило, два вопроса: является ли конкретное лицо автором и исполнителем документа, имеются ли признаки преднамеренного искажения речи? В каком психологическом состоянии находилось лицо, исполнившее исследуемый документ? Экспертами выступают криминалисты (почерковеды, графологи) и психологи. Экспертиза комплексная, так как в изучении документа принимают участие представители различных областей знаний, однако способы достижения целей исследования различны.
Почерковедческая экспертиза письменной речи проводится с целью установления авторства текста, а экспертиза устной речи проводится с целью установления говорящего или выявления отдельных признаков его устной речи.
Исследуются:
-
а) фонетические особенности (тембр, громкость голоса, интонация, темп речи, характер, длительность и распределение пауз, акцент, особенности произношения слов и т.д.);
-
б) семантико-грамматические признаки (характер, заполнение пауз — ммм…, эээ… и т.д., выбор слов, мера выразительности, уровень речевой культуры и др.).
Психологи занимаются анализом психологического состояния автора-исполнителя. Речь идет об изучении эмоциональной напряженности (в письменной и устной речи). Учение о распознавании психологического состояния личности (страх, аффект, испуг, гнев, обида, нервное перенапряжение и др.) по почерку широко развито за рубежом. Например, в США около 3 тыс. компаний проводят графологическую экспертизу, 80% фирм Германии и более 50% крупных компаний Швейцарии анализируют почерк при приме на работу. В России теоретическими, методологическими и правовыми вопросами психолого-почерковедческой экспертизы занимаются во ВНИИСЭ (г.Москва).
Психолингвистическая экспертиза имеет предметом исследования личные качества человека, его психологическое состояние, проявившееся в речи или под воздействием речи (устной или письменной).
Психолингвистика — это наука, лежащая на пересечении психологии и лингвистики. Психология изучает психику человека и проявляется в различных видах деятельности, лингвистика исследует законы строения и функционирования языка.
Лингвистическое обследование позволяет установить:
— относятся ли к оскорбительным, порочащим честь и достоинство человека, умаляющим деловую репутацию конкретные фразы, слова, выражения текста;
— какова идея статьи, письма, телерадиопередачи и т.д.;
— выражают ли исследованные в тексте (например, телепередачи) словесные (изобразительные) средства унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные и негативные установки в отношении конкретного человека;
— использованы ли в данных материалах специальные языковые или иные средства для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок в отношении человека;
— имеются ли в представленных материалах выражения, носящие клеветнический характер, посягающие на честь и достоинство человека.
Психологическое обследование человека позволяет установить:
— склонность личности к повышенной внушаемости и беспокойству;
— уровень интеллекта;
— особенности общительности и отчужденности, сердечности и скрытности;
— уровень эмоциональной устойчивости;
— озабоченность, подавленность, ранимость;
— беспокойство о состоянии здоровья;
— чувствительность к реакции окружающих;
— повышенная чувствительность;
— возбуждение доведенного до отчаяния человека;
— причинную связь между фактами унижения, оскорбления человека и наступившими последствиями (болезнью, стрессом, неврозами и др.).
Экспертами по конкретному делу выступают лингвисты и психологи. Теория и практика психологических экспертных исследований выработала основные методы изобличения ложных высказываний.
Если выявлено негативное воздействие и лицо нуждается в “реабилитационной помощи”, необходимо обратиться к специалистам: медикам, психологам, психиатрам и др. Важно разъяснить пострадавшему необходимость психологической, психиатрической, медицинской помощи.
Особая роль отводится специалистам в области правовой (юридической) психологии. Юрист-психолог может оказать помощь в организации проведения экспертизы (психолингвистической, психологопочерковедческой, психолого-вокалографической, психолого-психиатрической и др.), определит круг необходимых вопросов, найдет нужных специалистов. В одной из газет руководитель промышленного предприятия справедливо сказал: “Бюрократическая система требует от меня, чтобы я был и профессиональным бухгалтером, и профессиональным юристом, и экономистом, и аудитором, и налоговиком…”.
В связи с тем, что в настоящее время вузы не готовят юристов-психологов, Уральская государственная юридическая академия (УрГЮА) провела первый набор студентов на отделение “Правовая психология”.
Юрист-психолог — это надежда правоохранительных органов. Общеизвестно, что знание законов еще не гарантирует успешного решения проблемы борьбы с преступностью. Умение понять человека, расположить его к себе, вызвать на откровенность, установить контакт, поднять его духовность невозможно без психологии, науки о душе. Будущее — за юристами и психологами.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПРАВО
Канд. юрид. наук, доцент В.В.Кожевников
Омская академия МВД России
Определение общественного мнения как общественно-познавательной деятельности социальных общностей, которая находит свое выражение в коллективно вырабатываемых и широко распространенных суждениях, эмоциях, поведенческих установках по поводу общественно значимых проблем и явлений, является теоретической основой понимания природы общественного мнения о праве и его трактовки как категории социологии права. Общественное мнение о праве образуется по поводу фактов юридической жизни общества, оценки этих фактов всеми формами общественного сознания. Отсюда можно сделать вывод: феномен общественного мнения о праве вторичен, производен от феномена общественного мнения вообще. Истоки первого — факты юридической жизни общества (юридические нормы, проступки и преступления, акты правоприменительной деятельности и т.д.).
Наряду с названными чертами общественного мнения (распространенностью, интенсивностью и т.д.), общественное мнение о праве имеет и другие, более специфические характеристики.
Во-первых, следует учитывать, что оценка фактов правовой действительности происходит через призму всех форм общественного сознания (нравственного, экономического, политического, правового, религиозного и т.д.), поэтому она производна от общественного сознания в целом. Как справедливо подчеркивается в литературе, общественное мнение о праве — это, прежде всего, особое состояние общественного сознания. Оно носит массовый, относительно стабильный характер, никогда не ограничивается какой-то одной “предметной” формой сознания, а включает элементы нравственного, политического, правового и иного осознания действи- тельности на уровне не только идеологии, но и социальной психологии. Причем в структуре общественного мнения о праве весьма часто доминируют нравственная и политическая оценка закона, акта правосудия и т.п. (6).
Правосознание — это представления, понятия, идеи и т.д., выражающие потребности в опосредовании поведения людей государственно-правовой волей. Ни одно явление не оказывает воздействия на право, если предварительно не отражается в правосознании. Правосознание — это своеобразный фильтр, через который пропускаются факторы, влияющие на право. Правосознание можно трактовать и как совокупность чувств, настроений, представлений, взглядов и т.п., в которых выражено отношение к действующему праву, ко вновь создаваемым юридическим нормам.
Все эти элементы взаимосвязаны между собой и образуют целостное единство, пронизанное общей идеей. Однако в этой системе основными и главными компонентами являются идеи и нормы, в которых выражается специфика правосознания, его качественное отличие от других форм общественного сознания. Сущность этой специфики состоит в том, что правосознание объективно требует установления общеобязательных правил поведения, юридических прав и обязанностей для всех участников общественных отношений. Будучи одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, моралью, искусством, и т.д.), правосознание подчиняется тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом, и определяется в конечном счете материальными условиями жизни общества. В то же время оно характеризуется относительной самостоятельностью. Это выражается в следующем.
Во-первых, в том, что правосознание может отражать не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития. Пределы опережающего отражения общественных отношений зависят от степени познания объективных закономерностей. В ряде случаев, напротив, правосознание отстает от уровня развития общественного бытия.
Во-вторых, правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве. Возможно восприятие правовых идей, взглядов, выработанных другими народами. Примером тому может служить рецепция римского права в Западной Европе.
В-третьих, правосознание оказывает обратное воздействие на общественные отношения, выступает как активная сила, способная определять процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их.
В-четвертых, правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания, каждое из которых по-своему оценивает одно и то же явление. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания определяют цели, стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты должны сообразовывать свои поступки.