Экспертно-криминалистической службе в системе МВД 100 лет
Автор: Харичкина Ирина Алексеевна
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Статья в выпуске: 2 т.19, 2019 года.
Бесплатный доступ
Возникновение и становление криминалистических подразделений в России претерпевало множество изменений. Прежде всего это было связано с политической и социальной обстановкой в стране, которые происходили в прошлом веке: революция, внешняя и внутренняя обстановка, которая осложнялась экономической нестабильностью. Автор анализирует становление криминалистических подразделений, раскрывает основные исторические моменты и предпосылки возникновения экспертно-криминалистической службы в системе МВД.
Экспертно-криминалистическая служба, система мвд
Короткий адрес: https://sciup.org/147231449
IDR: 147231449 | DOI: 10.14529/law190220
Текст научной статьи Экспертно-криминалистической службе в системе МВД 100 лет
Экспертно-криминалистическая служба в системе МВД 1 марта 2019 года отмечает свой столетний юбилей. Днем экспертнокриминалистической службы МВД России согласно приказу МВД России № 1010 от 24 ноября 2008 г. «Об объявлении Дня экспертно-криминалистической службы системы МВД России» установлен день 1 марта. Этот день выбран не случайно, ведь именно 1 марта 1919 г. начал свою работу Кaбинет судебной экспертизы при Центророзыске НКBД РСФСР [1].
В приказе МВД России № 1010 указано: «В феврале 1919 года при Центральном управлении уголовного розыска Главного Управления Советской Рабоче-Крестьянской Милиции были образованы кабинет судебноуголовной экспертизы, фотографический кабинет и дактилоскопическое бюро».
Наивно думать, что только в 1919 году появилась экспертно-криминалистическая служба в системе МВД и начала свое дальнейшее развитие. Она зародилась задолго до этого дня, имеет обширную и богатую историю, в которой нашли свое отражение большое количество знаменательных событий и открытий в области криминалистики, поэтапное развитие средств, методик и метoдов исследований вещественных доказательcтв.
Экспертная служба начала свой путь от регистрации преступников по следам рук, и претерпевая многочисленные изменения, которые характеризовались и взлетами, и падениями, в настоящий момент достигла определенных вершин в области криминалистической науки и практики.
Согласно Указу от 31 декабря 1803 г. для усовершенствования медицинской части при
Медицинском департаменте был учрежден Медицинский Совет, который стал в то время первым судебно-экспертным отделом, созданным в органах внутренних дел Царской России. Указ конечно же не регламентировал производство экспертиз и исследований, но архивные документы того времени красноречиво повествуют о проведении в Медицинском Совете медицинских, химических, почерковедческих и других видов исследований и о контроле с его стороны других учреждений, проводивших также судебные исследования [1]. Данный Указ можно смело считать первым законодательным документом, который закреплял и регламентировал проведение криминалистических исследований документов с применением различных средств и методов.
1836 год был ознаменован изданием Положения о Медицинском Совете, закрепившего исследование различных видов документов в рамках как уголовного, так и гражданского процессов. Таких исследований, проведенных Медицинским Советом, стало заметно больше, когда в него пришли известные ученые Д. И. Менделеев, Н. Н. Зинин, Ю. Ф. Фрицше и другие академики [1].
Исследование в документах рукописных записей и подписей в России в ХIХ веке происходило коллегиально. Коллегиальность сводилась к тому, что для проведения исследования привлекались учителя чистописания, рисования и черчения, а также секретари столоначальников, содержатели типографий и даже полицейские чины, то есть наиболее грамотные люди.
В 1856 году при Медицинском Департаменте МВД создается первая лаборатория, проводившая микроскопические и микрохимические исследования вещественных доказательств. Именно данная лаборатория и проводимые ею исследования дали первый толчок к образованию в дальнейшем лабораторий для химических и микроскопических исследований, круг которых значительно расширился во второй половине ХХ века [2].
1839 год считается годом изобретения фотографии. Всего несколько лет понадобилось для того, чтобы данное изобретение стали применять в полицейских целях.
Конец ХIХ века был ознаменован созданием Е. Ф. Буринским в России судебнофотографической лаборатории (1889). Создание данной лаборатории позволило проводить исследования на высоком профессиональном уровне, с высоким качеством, так как разработанный Е. Ф. Буринским метод цветоделительной фотографии позволял усилить контраст изображения до 1000 крат, что давало возможность выявлять и читать малозаметные и невидимые тексты. Для конца ХIХ века такие исследования были открытием, позволявшим ускорить процесс исследования вещественных доказательств [7].
В 1892 году в Англии английский ученый Ф. Гальтон написал первую книгу об отпечатках пальцев под названием “Fingerprints” («Отпечатки пальцев»). Именно Ф. Гальтон установил математическую вероятность совпадения всех десяти пальцев, которая составила 1:64000000000, то есть совпадение практически невозможно. После проведенной Ф. Гальтоном исследовательской работы, доказавшей, что папиллярные узоры на руках человека индивидуальны и обладают таким немаловажным качеством, как неизменяемость, появилась возможность использовать отпечатки пальцев и ладоней рук для дактилоскопической регистрации лиц, совершивших преступления [3].
Юридическая служба России конечно же была заинтересована данной информацией. Впервые в 1892 году в «Юридической газете» появились заметки о такой науке, как дактилоскопия. Тремя годами позже, в 1895 году в газете «Правительственный Вестник» была опубликована заметка под названием «Папиллярные линии ладони как средство удостоверения личности преступников». Но в России как метод розыска и регистрации преступников дактилоскопия была введена только после первой российской революции 1905 года, а именно в 1906 году.
Министерством юстиции принимается решение о введении в России дактилоскопической системы регистрации преступников и о создании при Главном Тюремном Управлении Центрального Дактилоскопического Бюро. Утверждаются Правила о производстве и регистрации дактилоскопических снимков и издается циркуляр «О введении дактилоскопии в тюремном ведомстве для регистрации преступников».
Повсеместное использование дактилоскопии в работе полицейской службы Царской России не могло не принести положительных результатов. В 1909 году применение дактилоскопической экспертизы помогло при расследовании и раскрытии убийств. И уже в 1910 году дактилоскопическая экспертиза впервые в России была использована в качестве доказательства в суде [3].
Согласно закону о создании в России первого специализированного судебноэкспертного учреждения – кабинета научносудебной экспертизы от 28 июля 1912 г., и утвержденной 3 ноября 1912 г. инструкции о деятельности кабинета 9 декабря 1912 г. открывается первый в России Петербургский Кабинет научно-судебной экспертизы при прокуроре Санкт-Петербургской Судебной Палаты. С 1913 года такие же кабинеты научно-судебной экспертизы начали работать в Москве, Одессе, а затем и в Киеве [4].
Активное внедрение дактилоскопической экспертизы привело к модернизации и упорядочению учетов. Дактилоскопическая экспертиза была первым и важным звеном в криминалистике в России и во всем мире.
Создание Кабинета судебной экспертизы в 1919 году дало почву для стремительного развития научно-технической службы в ОВД.
Конец ХIХ – начало ХХ вв. в России можно охарактеризовать как упорядочение экспертных знаний, которые имелись на период развития и становления. Такой процесс проявился в работе русских ученых, нацеленной на обобщение имеющихся знаний, а также на разработку новых научно-обоснованных методов и методик судебной экспертизы. Результатом такой работы стало образование судебно-экспертных лабораторий по всей стране.
В то время не было штатных сотрудников экспертных подразделений, и производством экспертиз и исследований занимались эксперты-консультанты, которых приглашали по конкретным делам.
К сожалению, в архивах не сохранились данные, когда же в России была введена штатная должность эксперта-криминалиста. Но исходя из архивных данных, первое упоминание о такой должности встречается в штатах Научно-технического подотдела, включенных в приказ Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) № 112 от 20 июля 1921 г. Вероятно, этот приказ и закрепил введение штатных должностей первых экспертов-криминалистов в системе МВД России.
В конце 20-х гг. в России в ОВД повсеместно создаются научно-технические отделы, которые называются «кабинетами экспертизы» либо «научно-техническими отделениями». Для наполнения их специалистами особую роль сыграли образованные на основании постановления Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 20 июня 1928 года курсы экспертов-криминалистов при Отделе уголовного розыска Центрального административного управления (ОУР ЦАУ) НКВД. Самый первый выпуск специалистов состоялся 1928 году [5].
Кабинет экспертизы сохранял свое название до 1936 года, в этом же году он был переименован в Научно-техническое отделение при 8-м отделении Московского уголовного розыска (МУРа). Годом позже 8-е отделение МУРа претерпело реорганизацию, и было организовано в 4-е отделение г. Москвы. Данный период характеризуется большим спросом производства судебной экспертизы при раскрытии преступлений. В марте 1941 года Научно-техническое отделение было вновь переименовано в Научно-технический отдел Управления милиции (УМ) г. Москва [6].
В военный период все институты и лаборатории судебной экспертизы были эвакуированы, Научно-техническое отделение осталось в Москве одним научным криминалистическим учреждением. Конец 1943 года ознаменовался реорганизацией и с 1 января 1944 г. Научно-технический отдел был восстановлен при УМ г. Москвы. Именно в это время в Научно-техническом отделении появилась первая лаборатория биологических и баллистических исследований.
В 1947 году проходит крупная реорганизация Научно-технического отдела, создается пять отделений: трасологическое, физикохимическое и биологическое отделение исследований; отделение фотографических работ; методическое отделение. В этом же году был проведен эксперимент, связанный с введением должности эксперта-криминалиста. Первый такой эксперимент был проведен в Ленинградском районе г. Москвы. Но ввести экспертов-криминалистов во всех РОВД не удалось в тот период. Лишь в 1960 году «затянувшийся эксперимент» удалось реализовать в районных подразделениях московской милиции [4].
С каждым годом возрастающая нагрузка на работу экспертно-криминалистических подразделений усложнялась отсутствием профессиональных кадров. Для выхода из создавшегося положения возникла необходимость решения проблемы, связанная с подготовкой экспертных кадров. Теоретические и практические труды, созданные в течение длительного времени в области отечественной криминалистики, позволяли обучать профессии эксперта-криминалиста.
В 1961 году для подготовки экспертных кадров с высшим юридическим образованием открывается Высшая школа МВД РСФСР.
1 октября 1962 г. на базе Московской лаборатории и Центральной криминалистической лаборатории Всесоюзного института юридических наук (ЦКЛ ВИЮН) создается Центральный научно-исследовательский институт судебных экспертиз [6]. 1 октября 1967 г. начались учебные занятия по подготовке экспертов-криминалистов в Высшей следственной школе (ВСШ) (г. Волгоград).
Конец 60-х – начало 70-х гг. ХХ века характеризуются как период научно-технической революции в области отечественной криминалистики, который заключается в перенятии, апробации и введении в область судебноэкспертной деятельности достижений как естественно-научных, так и технических наук. Разрабатываются новые, более эффективные в применении новейшие методы для исследования вещественных доказательств различной природы. Данные обстоятельства послужили дальнейшим развитием традиционных, а также нетрадиционных криминалистических экспертиз. В связи с развитием института судебных экспертиз было ясно, что специфическая деятельность судебного эксперта соеди- няет в себе междисциплинарные направления в области науки и техники, и поэтому она должна обладать самостоятельными научными знаниями. Такое понимание дало толчок для эпохи возрождения концепции о создании монолитной экспертной науки, которая впервые была выдвинута в 1935 году и в 50-х гг. прошлого века.
Поскольку ВНИИ МВД СССР большое внимание уделило расширению научноисследовательской работы и обеспечению методическими разработками главных направлений работы ОВД, в 1969 году при Оперативно-техническом управлении МВД СССР создается Центральная криминалистическая лаборатория (ЦКЛ), которая затем в 1977 году преобразуется в Центральную научноисследовательскую криминалистическую лабораторию МВД СССР [5].
Пройдя многократные реорганизации, Центральная научно-исследовательская криминалистическая лаборатория то соединяется, то отделяется от ВНИИ МВД СССР и в 1988 году после очередной реорганизации становится самостоятельным Всесоюзным научно-криминалистическим центром.
В следующие годы велась активная разработка методик в области трасологии, дактилоскопии, баллистики, технической экспертизы документов и других видов криминалистических экспертиз. Активная разработка велась сотрудниками не только криминалистических подразделений Москвы, но и областных и региональных. Примером активной разработки в области дактилоскопии является автоматизированная дактилоскопическая информационная система (АДИС) ПАПИЛОН.
В 1987 году экспертом-криминалистом ГУВД Челябинской области В. Л. Шмаковым разработан метод математического описания папиллярных узоров. Датой начала работы и создания АДИС ПАПИЛОН считается 20 июня 1989 г. В 1992 году АДИС ПАПИЛОН стал применяться в ГУВД Челябинской области, а позднее данное изобретение стали внедрять по всему миру. На данный момент АДИС ПАПИЛОН успешно применяется в органах МВД, Министерства юстиции, ФСБ, пограничной службы ФСБ, Таможенной службы России, Министерства обороны России [3].
Период 90-х гг. XX века известен не только огромным ростом преступности, но и кардинальными изменениями в экспертно- криминалистической области. В 1992 году МВД упраздняет экспертно-криминалистическое управление, которое осуществляло контрольно-методическую функцию в системе экспертных подразделений органов внутренних дел. Такое преобразование привело к образованию экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ МВД). В том же 1992 году создается экспертная высшая школа в г. Саратове.
В данный момент экспертно-криминалистическая служба активно развивается, наверстывая упущенное в момент «застойного положения», которое происходило в середине XX века.
Сегодня экспертно-криминалистические подразделения являются неотъемлемой частью системы органов внутренних дел РФ. Экспертные подразделения обладают большим кругом различных видов криминалистических и не криминалистических экспертиз, которые проводятся в рамках уголовных и гражданских дел.
Изменения, которые произошли с самого «рождения» ЭКЦ, идут в ногу с техническим прогрессом и достижениями науки. К своему большому юбилею экспертно-криминалистическая служба имеет большой штат высокопрофессиональных специалистов, которые имеют знания в области многих прикладных наук, применяют в своих исследованиях передовые научные достижения, в том числе современную технику и специальное оборудование.
Список литературы Экспертно-криминалистической службе в системе МВД 100 лет
- Лавров, В. П. Криминалистическая экспертиза: возникновение, становление и тенденции развития/В. П. Лавров. -М.: ЮИМВДРФ, 1994. -123 с.
- Миронов, А. И. Научно техническая и криминалистическая служба МВД России: лекции/А. И. Миронов. -М.: Изд-во ЦИиН -МОКП МВД России, 1999. -52 с.
- Смирнов, М. П. Становление и перспективы развития дактилоскопического метода криминалистического учета/М. П. Смирнов//Право и закон. -2015. -№ 4. -С. 32-35.
- Россинская, Е. Р. История становления и развития института cудебной экспертизы в России/Е. Р. Россинская, А. М. Зинин//Молодой ученый. -2015. -№ 12 (16). -С. 18-37.
- Тхаков, А. А. История развития судебной экспертизы и судебно-экспертных учреждений в России/А. А. Тхаков//Молодой ученый. -2014. -№ 9 -С. 382-384.
- Хазиев, Ш. Н. История дактилоскопии в России в 1867-1994/Ш. Н. Хазиев. -М.: Изд-во ПрессФорм, 2004. -214 с.
- Чисников, В. Н. К 160-летию со дня рождения «отца» судебной фотографии Евгения Федоровича Буринского (1849-2009)/В. Н. Чисников//Оперативник (сыщик). -2009. -№ 2 -С. 32-33.