Экспрессионистская стратегия в творчестве Э. Канетти
Бесплатный доступ
В данной работе автор ставит себе целью, во первых, доказать, что из всех модернистских школ австрийский писатель, нобелевский лауреат Элиас Канетти более всего тяготел к экспрессионизму, во-вторых, выявить траекторию развития экспрессионистского мировидения и метода в канеттиевских произведениях разных лет. В ходе исследования автор приходит к следующим выводам: в экспрессионистской стратегии творчества нобелевского лауреата ХХ в. происходило движение по нарастающей. Повороту к реалистическому методу освоения действительности априори не было места (не происходит этого и у соплеменника Э. Канетти - Лео Перуца, который в финале своего творческого пути погрузился в мистицизм). Э. Канетти же шел по пути абстрагирования. Всем произведениям в той или иной мере свойственна схематизация образов, карнавалистичность, циклический хронотоп («хронотоп петли»), апокалиптичность мировидения и миромоделирования. В пьесах Э. Канетти можем обнаружить черты «драмы возвещения» и драмы преображения». Объектом исследования послужили три пьесы: «Свадьба» (1932), «Комедия тщеславия» (1934), «Ограниченные сроком» (1964), роман «Ослепление» (1935), книга «Масса и власть» (1962). Отчасти объяснение природы канеттиевского мироощущения находим в мемуарах «С факелом в ухе. История жизни 1921-1931» (1980).
Экспрессионизм, традиции экспрессионизма, элиас канетти, «ослепление», «свадьба», «комедия тщеславия», «ограниченные сроком», «масса и власть», «факел в ухе»
Короткий адрес: https://sciup.org/148324311
IDR: 148324311
Список литературы Экспрессионистская стратегия в творчестве Э. Канетти
- Борев, Ю. Комическое. - М.: Искусство, 1970. - 272 с.
- Борев, Ю. Экспрессионизм / Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. - М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 575 с.
- Гильманова, А. Н. Жанровые особенности автобиографической книги "Факел в ухе" Элиаса Канетти // Мировая литература в контексте культуры. - 2008. - №3. - С. 28-30.
- Гладилин, Н. В. Постмодернистские тенденции в творчестве Элиаса Канетти // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 2-2. - С. 396-404.
- Затонский, Д. Автор «Ослепления» Элиас Канетти // Канетти Э. Ослепление / Предисл. Д.Затонского. - М.: Панорама, 1992. -С. 481-494.
- Затонский, Д. Нобелевская премия полвека спустя: штрихи к портрету [австрийского писателя] Э.Канетти // Иностранная литература. - 1988. - №7. - С. 220-230.
- Илюкович, А. М. 1981. Элиас Канетти / Согласно завещанию: Заметки о лауреатах Нобелевской премии по литературе. - М., 1992. - С. 442-445.
- Ионин, Л. Г. Канетти // Электронная библиотека ИФ РАН «Новая философская энциклопедия»: Канетти. - ШЬ: https://ipЫib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH015cc06735a444848ea5d95c (дата обращения: 30.04.2022).
- Канетти, Э. Ослепление. Пер. С. Апта / Предисл. Д.Затонского. - М.: Панорама, 1992. - 496 с.
- Канетти, Э. Ослепление / Предисл. Д.Затонского; Коммент. Т.Федяевой. - С.-Пб.: Симпозиум, 2000. - 597 с.
- Кафка, Ф. Замок: Роман; Новеллы и притчи; Письмо отцу; Письма Милене / Авт. предисл. Д.Затонский. - М.: Издательство политической литературы, 1991. - 576 с.
- Копелев, Л. Драматургия немецкого экспрессионизма // Экспрессионизм. Сборник статей. - М.: Издательство «НАУКА», 1966. - С. 36-83.
- Мартынова, О. «Драма возвещения» / Энциклопедический словарь экспрессионизма / Под ред. П.М. Топера. -М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с. - С. 204-205.
- Мартынова, О. «Драма преображения» / Энциклопедический словарь экспрессионизма / Под ред. П.М. Топера. - М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с. - С. 205-206.
- Пави, П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991. - 504 с.
- Павлова, Н. С. Масса в персонажах романа Канетти "Ослепление" // Вопросы философии. - 2007. - №3. - С.15-21.
- Пестова, Н. Литература и экспрессионизм // Энциклопедический словарь экспрессионизма / Под ред. П.М. Топера. - М.: ИМЛИ РАН, 2008. - С. 330-339.
- Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 24, № 84, 2022 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 24, no. 84, 2022
- Радаева, Э. А. Модель развития экспрессионистской стратегии в творчестве писателя (на примере произведений Лео Перуца) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2021. - Т. 23. - № 78. - С. 59-63.
- Радаева, Э. А. Элиас Канетти: Диапазон творчества. - Saarbrücken: LAP Academic Publishing Lambert, 2012. - 175 с.
- Федяева, Т. А. Творчество Элиаса Канетти романиста и драматурга: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Т.А.Федяева; Ленинг.ордена Ленина и ордена Труд. Кр. Знамени гос. ун-т. - Л., 1990. - 21 с.
- Шастина, Е. М. Творчество Элиаса Канетти: Проблемы поэтики: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. - Казань, 2004. - 44 с.
- Эркень, И. Путь к гротеску: Рассказы. - М.: «Известия», 1984. - 194 с.
- Canetti, E. Die Befristeten / Canetti, Elias. Dramen. - München, cop. 1964.
- Canetti, E. Die Blendung: Roman. - Frankfurt am M., 2002. - 510 с.
- Canetti, E. Gespräch mit Horst Bienek // Canetti, Elias. Die gespaltene Zukunft. Aufsätze und Gespräche. München, cop. 1972. - S. 93-103.
- Canetti, E. Hochzeit / Canetti, Elias. Dramen. - München, cop. 1964. - S. 7-74.
- Canetti, E. Komödie der Eitelkeit. Drama in drei Teilen / Canetti, Elias. Dramen. - München, cop. 1964.
- Canetti, E. Masse und Macht / E. Canetti. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1981. - 555 s.
- Canetti, E. Nachträge aus Hampstead. Aus den Aufzeichnungen 1954-1971. - München, 1994. - 207 s.