Экстракорпоральная гемокоррекция в комплексной терапии деструктивного панкреатита
Автор: Добрякова Э.А., Казарян С.В.
Журнал: Московский хирургический журнал @mossj
Рубрика: Клинические исследования
Статья в выпуске: 3 (49), 2016 года.
Бесплатный доступ
Проанализировано 386 больных с панкреонекрозом (APACH 11-15 балов Renson >3 балов. При-менялся плазмаферез в 0,5 объема ОЦП за сеанс в сочетании с ВВГФ или ВВГДФ с УФ по показаниям в непрерывном режиме. Подбор программы эфферентной терапии проводился индивидуально, учитывая патогенетическую направленность процесса. Дифференциальный подход и патогенетически подобранная программа экстракорпоральной гемокоррекции позволили снизить частоту гнойно-септических осложнений, сократить пребывание в ОРИТ и летальность.
Панкреонекроз, деструктивный панкреатит, панкреатогенный шок, полиорганная недостаточность, гемофильтрация, экстракорпоральная терапия, плазмаферез, продленная веновенозная гемофильтрация, ультрафильтрация, режимы экстракорпоральной гемокоррекции
Короткий адрес: https://sciup.org/142211264
IDR: 142211264
Текст научной статьи Экстракорпоральная гемокоррекция в комплексной терапии деструктивного панкреатита
Высокий процент неблагоприятных исходов (от 25 до 80%) [2] при деструктивном панкреатите обусловлен не только тяжестью эндогенной интоксикации, но и стремительным развитием патологического процесса, панкреатогенного шока, полиорганной недостаточностью и тяжестью септических осложнений.
Патофизиологическая суть заболевания состоит в том, что в результате воздействия различных факторов возрастает давление в протоках поджелудочной железы (ПЖ), возникает ее отек, нарушается микроциркуляция, оксигенация и иннервация. Панкреатический секрет выходит за пределы протоков, попадает в ткань железы и повреждает е е. При этом активируются цитокиназы, которые активируют трипсиноген, переводя его в активный трипсин. Запускается каскад реакций с формированием генерализованной воспалительной реакции. В течение первых 2 недель от начала заболевания аутолиз и некробиоз ПЖ, забрюшинной клетчатки с развитием ферментативного асцит-перитонита носит абактериальный характер.
Тяжесть состояния больных обусловлена выраженной панкреатогенной токсинемией. У части больных в этих условиях в течение 72 ч от начала заболевания развивается панкреатогенный шок и "ранняя" полиорганная недостаточность, которая служит основной причиной смерти у 30-40% больных в эти сроки. [5]
Токсемия проходит две фазы. Первая фаза характеризуется воздействием вышедшего из канальцев трипсина на паренхиму железы и превращением трипсиногена в трипсин, химотрипсиногена в химотрипсин и калликреиногена в калликреин с развитием от ека железы и появления множественных кровоизлияний. Активированные ферменты поступают в кровоток. Освобожд енная липаза при активации трипсином и желчными кислотами эмульгирует жиры и вызывает жировые некрозы. На фоне гипоксии, повышенной проницаемости сосудов развивается «химический перитонит» с диапедезом форменных элементов крови и гибелью их [6].
Вторая фаза – острый панкреонекроз – развивается в результате комплексного воздействия эластазы, фосфолипазы и трипсина. Протеолиз сопровождается накоплением гистидина в поджелудочной железе и превращением его в гистамин. Гистамин усугубляет нарушение кровообраще- ния, вызывая паралич капилляров. Освободившиеся из разрушенной ткани железы калликреин вместе с трипсином расщепляет белки крови, освобождая из альфа-глобулиновой фракции брадикинин и каллидин. Брадикинин, каллидин и гистамин являются теми биологическими агентами, под влиянием которых происходят изменения периферической и центральной гемодинамики на фоне нарушения обмена веществ. Нарушение гемодинамики вначале может носить гипердинамический характер, когда отмечается некоторое увеличение минутного объ ема сердца (МОС), центрального венозного давления (ЦВД) и артериального давления на фоне учащения пульса и повышения периферического сосудистого сопротивления. Уже в этот период начинает уменьшаться объ ем циркулирующей крови (ОЦК) преимущественно за сч ет плазмы в результате от ека межуточной ткани, развития перитонита, динамической кишечной непроходимости, экссудации в забрюшинную клетчатку и плевральную полость и интерстициальную ткань легких. При геморрагическом панкреонекрозе уменьшается и объ ем циркулирующих эритроцитов (ОЦЭ)[2].
Нарушение гемодинамики, как правило, сочетается с болевым синдромом. Боль возникает при от еке и пере-растяжении капсулы поджелудочной железы, раздражении нервно-рецепторных окончаний при повышении давления в е е протоках. Болевым синдромом сопровождается также вовлечение в процесс брыжейки поперечной ободочной кишки и малого сальника. Боль провоцирует выброс катехоламинов, которые также вызывают расстройство микроциркуляции что усугубляет централизацию кровообращения. Гиповолемия сопровождает это заболевание с первых часов и приводит к уменьшению ОЦК на 30-50% при продолжающемся увеличении периферического сосудистого сопротивления.
Снижение АД может стать причиной развития коронарной недостаточности с характерным изменениями на ЭКГ: снижением интервала S-T, появлением отрицательного или двухфазного зубца Т. При токсическом поражении сердечной мышцы могут появиться стойкие нарушения сердечного ритма и снижение сердечного выброса. Кроме того, в условиях ишемии и снижения кровотока поджелудочная железа продуцирует кардиодепрессивный фактор, угнетающий сократительную способность миокарда.
Нарушение гемодинамики тесно связано с расстройством водно-солевого обмена. Причиной водно-электролитных

нарушений могут быть протеолиз, рвота, нарушение функций почек. Протеолиз вед ет к кратковременной гиперкалиемии вследствие выхода калия из клеток наряду с потерей метаболического азота и клеточной массы. После гиперка-лийурии наступает плазменная и клеточная гипокалиемия, которая клинически проявляется снижением сократительной способности миокарда, гладкой мускулатуры кишечника и бронхов, развитием респираторного дистресс синдрома и острой дыхательной недостаточности.
При остром панкреатите имеет место метаболический ацидоз вследствие нарушения тканевого кровообращения и накопления избытка лактата. Олигоурия первоначально носит преренальный характер и является ответом на гиповолемию и гипотонию, затем в стадии токсической дистрофии паренхиматозных органов на фоне грубых структурных изменений в почках в виде нефрозонефрита и некроза канальцев переходит в ренальную олигоурию.
Нарушения белкового обмена при панкреонекрозе выражается в появлении гипопротеинемии и диспротеинемии за сч ет уменьшения содержания альбуминов и некоторого увеличения количества α1-, α2- и γ-глобулинов. Эти изменения вызваны действием протеолитических ферментов и иммунологическими нарушениями в организме.
При остром панкреатите и панкреонекрозе происходят нарушения и в системе гемостаза, которые находятся в прямой зависимости от тяжести основного патологического процесса. Так, при от ечной форме панкреатита наблюдается гиперкоагуляция, которая носить обратимый характер, не проявляться клинически, в этот период эффективна консервативная терапия. При стеатонекрозе и геморрагическом панкреонекрозе имеет место массивное поступление в кровь тканевого тромбопластина и ферментов ПЖ с

появлением клинических и лабораторных признаков ДВС - синдрома. Диагностика и лечение ДВС-синдрома при панкреонекрозе крайне затруднительна, так как его развитие обусловлено сложными нарушениями в гемостазе и калликреин-кининовой системе [8].
Вторая фаза острого панкреатита связана с развитием "поздних" постнекротических инфекционных осложнений. В этот период основу патогенеза составляет качественно новый этап формирования системной воспалительной реакции в виде септического (инфекционно-токсического) шока и септической полиорганной недостаточности. Наибольшая летальность зарегистрирована после первой недели от начала заболевания, преимущественно за счет развития инфицированного панкреонекроза, при котором летальность варьирует от 40 до 70% [7]. Средняя частота инфицирования при панкреонекрозе составляет 40-70 %. Инфицированные формы некроза выявляют у 24 % больных на 1-й неделе заболевания, у 36 % - на 2-й, у 71 % - на 3-й и у 47% больных - на 4-й неделе заболевания [2]. Удаленные на операции некротические ткани в 75% инфицированы грамотрицательными бактериями. что обусловлено транслокацией условно-патогенной микрофлоры эндогенного (внутрикишечного) происхождения [1, 3].
Материалы и методы исследования
Нами проведен анализ лечения 386 больных с панкрео-некрозом в возрасте от 19 до 86 лет. Острый стерильный панкреонекроз в фазе токсемии был у 63% пациентов, не-инфицированный инфильтрат – у 37%, инфицированный панкреонекроз - у 22% (84 больных). У 211 больных выполнены операции по поводу ферментативного панкреатогенного перитонита и гнойных осложнений. Операции носили преимущественно малоинвазивный характер
Алгоритм обследования включал: оценку тяжести эндотоксикоза (лейкоцитарный индекс интоксикации, индекс сдвига нейтрофилов, уровня мочевины, амилазы крови, миоглобина, альбуминсвязывающей способности плазмы, прокальцитонина, IgG, IgM, IL 6 и 10, С-реактивного белка, эластазы трипсиноген-активирующего белка фагоцитарная активность), оценку нарушения функций печени, почек и повреждения поджелудочной железы (печеночные трансферазы, билирубин, щелочная фосфатаза, лактатдегидрогеназа, мочевина, альбумин, фибриноген, тромбоциты, креатинин, уровни натрия и калия, почасовой диурез, ультразвуковое исследование, допплерография, компьютерная томография), динамический илеус характеризовал моторно-эвакуаторную и всасывательную активность кишечника в динамике заболевания.

о отечный панкреатит
■ стерильный панкреонекроз
а инф ицированный панкреонекроз

парапаньреатическии инфильтрат п ан кр еатогенный аб сцесс афер мен тативный перитонит
■флегмона забрюшинной клетчатки
□арро зивное кровотечение а мех ан и ческа я же лтуха
■псевдо киста
□ ди гестивные свищи
Проведен анализ лечения 386 больных с острым панкреатитом в возрасте от 19 до 86лет (мужчин-67%, женщин-33% МГМСУ>20, APACHE 15211, RansonaS).

Тяжесть общего состояния пациентов при этом дополнительно уточняли по шкалам SAPS II, APACHE II, тяжесть органных расстройств – по шкале SOFA, прогноз при поступлении – по шкале Ranson. Контрольная группа (n=100) набрана ретроспективно, адекватная по полу, возрасту и нозологии.
Результаты
По шкале Ranson до 5 баллов при поступлении было у 43% больных, 5-6 баллов – у 48%, 7 баллов и более – у 9%. Нарушения функций печени и почек различной степени тяжести до и после операций выявлены у 243 (63%) больных. У 68% с тяжелым эндотоксикозом (2-3степень) выявлено нарушение функций и других жизненно важных органов. Наиболее тяжелая печеночно-почечная дисфункция выявлена у лиц пожилого и старческого возраста, с предсу-ществующей печеночно-почечной патологией, у больных сахарным диабетом и у лиц с эндотоксикозом 2-3 степени. При поступлении выполняли установку назоэнтерального зонда для энтерального лаважа, стимуляции кишечника и энтеральной нутритивной коррекции. В качестве стартовой терапии в зависимости от тяжести состояния назначались карбапенемы, фторхинолоны II и III поколений, антиоксиданты, низкомолекулярные гепарины (клексан, фраксипа-рин, фрагмин), профилактика синдрома интраабдоминаль-ной гипертензии, защита слизистых оболочек, гепато- и нефропротекция, коррекция центральной гемодинамики и микроциркуляторных расстройств. Перевод на ИВЛ осуществляли при ИО ниже 260% и клинических проявлениях дыхательной недостаточности и психомоторного возбуждения.. Эфферентную терапию выполняли на аппаратах Prisma и PrismaFlex(Gambro), Multifiltrat, Acvarius для субституции применяли растворы Prismasol 4.
Результаты исследования
У пациентов группы наблюдения эфферентная терапия проводилась в упреждающем режиме при средней и тяжелой степени тяжести(APACHE II≥15). Плазмаферез и(или) плазмообмен проводили вначале 1-2 сеанса при выведении из токсической фазы (в среднем 0,5 объема циркулирующей
Динамика параметров крови при раннем применении ЭКД у групп риска
Основная группа |
||
Параметры |
До ЭКД (М± σ , р < 0,05) |
После ПФ (М± σ , р < 0,05) |
Клнический анализ |
||
Лейкоциты |
19,50 ±3,82 |
8,28 ±2,11 |
Нейтрофилы |
81,38 ±7,46 |
69,87 ±7,21 |
Контроль 1 |
||
Параметры |
До ЭКД (М± σ , р < 0,05) |
После ГФ и ГДФ (М± σ , р < 0,05) |
Клнический анализ |
||
Лейкоциты |
15,90 ±3,82 |
8,28 ±2,11 |
Нейтрофилы |
79,26 ±7,46 |
70,33 ±7,21 |
Контроль 2 без ЭКД |
||
Параметры |
Исходно (М± σ , р < 0,05) |
На третьи сутки (М± σ , р < 0,05) |
Клнический анализ |
||
Лейкоциты |
14,80 ±3,82 |
23,28 ±2,11 |
Нейтрофилы |
67,16 ±7,46 |
87,15 ±7,21 |
Динамика параметров крови при раннем применении ЭКД у групп риска
Основная группа |
||
Параметры |
До ЭКД (М± σ , р < 0,05) |
После ПФ (М± σ , р < 0,05) |
Биохимический анализ |
||
О. белок |
54,32±6,81 |
63,25±5,42 |
Альбумин |
30,03±5,43 |
40,05±3,25 |
АЛТ |
195,33±9,67 |
47,5±5,86 |
АСТ |
128,86±21,54 |
31,43±431 |
ЛДГ |
497,02±29,83 |
195,62±9,68 |
КФК |
401,24±45,22 |
76,54±12,35 |
Амилаза |
899,25±122,89 |
52,42±5,78 |
О. билирубин |
47,63±5,68 |
11,69±2,43 |
Контроль 1 |
||
Параметры |
До ЭКД (М± σ , р < 0,05) |
После ГФ и ГДФ (М± σ , р < 0,05) |
Биохимический анализ |
||
О. белок |
57,32±6,81 |
6,25±5,42 |
Альбумин |
32,03±5,43 |
35,05±3,25 |
АЛТ |
95,33±9,67 |
78,5±5,86 |
АСТ |
188,86±21,54 |
90,43±4,31 |
ЛДГ |
397,02±29,83 |
295,62±9,68 |
КФК |
381,24±45,22 |
116,54±12,35 |
Амилаза |
799,25±122,89 |
236,42±5,78 |
О. билирубин |
27,63±5,68 |
18,69±2,43 |
Контроль 2 без ЭКД |
||
Параметры |
Исходно (М± σ , р < 0,05) |
На третьи сутки (М± σ , р < 0,05) |
Биохимический анализ |
||
О. белок |
59,32±6,81 |
53,25±5,42 |
Альбумин |
32,03±5,43 |
29,05±3,25 |
АЛТ |
115,33±9,67 |
147,5±5,86 |
АСТ |
140,86±21,54 |
231,43±4,31 |
ЛДГ |
397,02±29,83 |
495,62±9,68 |
КФК |
301,24±45,22 |
476,54±12,35 |
Амилаза |
756,25±22,89 |
822,42±5,78 |
О. билирубин |
29,63±5,68 |
41,69±2,43 |
Показатель |
Основная группа (n=58). Лечение с соблюдением выше приведенной схемы и ранняя ЭКД |
Контроль 1 (n=123) |
Контроль 2 n=205) без ЭКД |
Среднее количество суток, проведенных в стационаре |
27,5±9,6 |
32,1 ±8,4 |
48,9 ±10,8 |
Среднее количество суток, проведенное в ОРИТ |
5,2 ±2,6 |
5,8 ±1,7 |
7,1 ±3,1 |
Переход к ИВЛ (%) |
8,2 |
9,2 |
24,5 |
Летальность (%) |
7,4 |
8,457 |
26,5 |
Присоединение полиорганной недостаточности (%) |
12,9 |
14,0 |
29,4 |
Переход в фазу гнойных осложнений (%) |
20,7 |
35 |
78 |
Потребность в ГФ(%) |
41,4 |
100 |
– |

плазмы со 100% замещением свежезамороженной плазмой), далее переходили к продленной гемофильтрации или гемодиафильтрации (свыше 24 часов в дозе от 35 до 60 мл/кг до стабилизации показателей гомеостаза, выхода из токсического шока и коррекции полиорганной недостаточности). Гемодиафильтрацию выполняли при выявлении острой почечной недостаточности. Выбор метода эфферентной терапии и его объем зависел от тяжести гомеостатических нарушений – выраженности эндотоксикоза, уровня амилазы, тяжести коагулопатии, а также превалирования печеночной или почечной дисфункции.
У 56 больных методы экстракорпоральной детоксикации применяли с первых суток после поступления при APACHE II≥15. В контрольной группе эфферентные методы применяли при наличии почечных показаний по общепринятой методике, преимущественно в интермитирующем режиме. Результаты клинических и биохимических исследований у больных с острым панкреатитом при проведении пато-гениетически подобранных методов экстракорпоральной гемокоррекции свидетельствуют о эффективном снижении активности ферментных систем протеолиза, улучшении иммунного статуса, протеиназно – ингибиторного баланса, в регрессе отека стенок кишечника, ткани пожделудочной железы, почечной паренхимы, забрюшинной клетчатки, уменьшения выпота в брюшной полости (документировано исследованиями КТ и УЗИ в динамике). Клинически это проявлялось в регрессе полиорганной недостаточности; отказе от вазопрессорной поддержки в среднем через 6-8 часов от начала экстракорпоральной гемокоррекции, улучшении оксигенирующей функции легких (увеличение респираторного индекса на 30% к концу первых суток), в исчезновении признаков почечной дисфункции у 70% пациентов к концу вторых суток проведения экстракорпоральной гемокоррекции, в восстановлении пассажа илеуса и функции кишечника к концу четвертых суток. Изменения в системе гемостаза носили разнонаправленный характер, были статистически не достоверны и не отражали истинных изменений в системе гемостаза поэтому в основном ориентировались на клинические проявления нарушений в системе гемостаза, а в последний год на изменения ТЭГ.
Средний койко-день в реанимационном отделении составил 5,2±2,6суток, в контрольной группе(2) -7,1±3,1. Общая летальность в основной группе составила 7,4%, послеоперационная летальность - 15,6%; в контрольной группе(2) общая летальность -10%, послеоперационная - 26%.
Выводы
Применение патогенетически направленной терапии в сочетании с ранней патогенетически подобранной комбинацией методов экстракорпоральной детоксикации , а так же дифференцированный подход к ее применению позволяет улучшить результаты лечения панкреатогенного эндотоксикоза и снизить прогрессирование органной недостаточности и летальность. Анализ коагулограммы не отражает реальное состояние системы гемостаза при данной патологии. Применение плазмафереза в объеме 0,5 ОЦП позволяет эффективно провести коррекцию гемостаза и добиться клинически значимого эффекта.
Мы планируем продолжить наши исследования у данной категории пациентов с использованием новых технологий высокопроницаемых мембран и сорбентов.
Список литературы Экстракорпоральная гемокоррекция в комплексной терапии деструктивного панкреатита
- Гельфанд. Е.Б. Гологорский В.А. Гельфанд Б.Р. Клиническая характеристика абдоминального сепсиса у хирургических больных//Consilium medicum. 2000. № 1. С. 231-237.
- Савельев В.С. Филимонов М.И. Гельфанд Б.Р. Бурне-вич С.З. Деструктивный панкреатит: алгоритм диагностики и лечения (проект)//Consilium medicum 2001. Том 3. N 6. С. 273-279.
- Петрищев Н.Н. Беркович О.А. власов Т.д. Диагностическая ценность определения десквамированных эндотелиальных клеток в крови//Клин. лаб. диагностика. 2001. № 1. С. 50-52.
- Савельев В.С. Гельфанд Б.Р. Гологорский В.А. Системная воспалительная реакция и сепсис при панкреонекрозе//Анест. и реанимат. 1999. № 6. С. 28-33.
- Гельфанд Е.Б. Гологорский В.А. Гельфанд Б.Р. Абдоминальный сепсис: интегральная оценка тяжести состояния больных и полиорганной дисфункции//Анестезиология и реаниматология 2000;№3;с 29-34.
- Neoptolemos J.P. Raraty M. Finch M. Sutton R. Acute pancreatitis: the substantial human and financial costs//Gut. 1998. Vol. 42. P. 886-891.
- Tenner S. Banks P. Acute pancreatitis: nonsurgical management.//World J Surg 1997; 21: 143-8.
- Rau B. Uhl W. Buchler M.W. Beger H.J. Surgical treatment of infected necrosis.//world j Surg 1997; 21: 155-61.
- Beger H.G. Bittner R. Buchler M. Bacterial contamination of pancreatic necrosis//Gastroenterology 1986; 91(2): 433-8.
- Bradley E.L.III. A clinically based classification system for acute pancreatitis. Summary of the international symposium on acute pancreatitis. Atlanta. Ga. september 11-13. 1992; 586-590.
- John R Prowle. Antoine Schneider and Rinaldo Bellomo. Clinical review: Optimal dose of continuous renal replacement therapy in acute kidney injury Prowle et al. Critical Care 2011. 15:207 http://ccforum.com/content/15/2/207.
- Berger Hans G. Rau Bettina M. Severe acute pancreatitis: Clinical course and management. world j Gastroenterol 2007. October 14; 13(38): 5043-5051.