Экзистенциальный вызов общества ХXI века: Ф. М. Достоевский versus информационные технологии

Бесплатный доступ

В работе предлагается взгляд на Ф. М. Достоевского как на мыслителя, реализовавшего в своих художественных текстах две эпистемологические позиции сознания по отношению к себе и окружающему миру. В первой позиции существует жёсткое разделение опыта сознания на субъект и объект; она предполагает рационализацию, интеллектуальное исследование и самоописание, характерное для драматических и трагических героев (Раскольников, Иван Карамазов, Кириллов и другие). Во второй позиции сознания как опыта континуальности, непрерывности нет отчуждения человека от мира, других людей и своей сущности. Контекстом такого опыта сознания выступает глубокое экзистенциальное чувство единства человека, мира, Бога (Старец Зосима, Алёша Карамазов, Соня Мармеладова). Среди современных цивилизационных вызовов в эпоху глобального изменения всех форм жизни общества именно экзистенциальный вызов становится ключевым - определяющим будущее развитие мировой культуры. Развитие человека и общества в современную эпоху отчётливо обнаруживает два направления: внешнее, технологическое, и внутреннее - личностное, межчеловеческое, духовное. На фоне взрывного развития и прорастания информационно-сетевых технологий в жизнь личности и общества с их алгоритмизацией и протоколизацией любых действий - как машины, так и человека, особое значение приобретают экзистенциальные прозрения и эпистемологические открытия Достоевского, находящиеся в прямой связи между собой. Их основа - гуманистические идеалы мировой литературы и культуры середины - конца ХIХ века: целостность неразрушимой человеческой души, безусловная любовь к ближнему, абсолютная ценность каждой личности и глубокая вера в возможность её духовного возрождения в любых жизненных обстоятельствах и выхода из бездны экзистенциальных кризисов. Таким образом, идеи Достоевского, воплощённые в его произведениях, противостоят растущим тенденциям алгоритмизации и формализации социальной жизни современного общества. И именно они сейчас особенно необходимы, наряду с идеями великих писателей и мыслителей ХIX и ХХ веков, для сохранения качества и укрепления человечности техногенной цивилизации.

Еще

Техногенная цивилизация, экзистенциальный вызов, сознание, осознанность, ф. м. достоевский, эпистемология, алгоритмизация социальных процессов, этика, гуманистические ценности, сердце и разум, внутренняя свобода

Короткий адрес: https://sciup.org/144162316

IDR: 144162316   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2021-5103-46-58

Список литературы Экзистенциальный вызов общества ХXI века: Ф. М. Достоевский versus информационные технологии

  • Бахтин М. М. Идея у Достоевского // Проблемы поэтики Достоевского. Москва, 2002. Глава 3.
  • Достоевский Ф. М. Письма. М. М. Достоевскому. 16 августа 1839. Петербург // Собрание сочинений: в 15 томах / [сост. Т. И. Орнатчкая, Г. М. Фридлендер] ; Российская академия наук, Институт русской литературы (Пушкинский дом). Санкт-Петербург: Наука, Ленинградское отд., 1988-. Том 15: Письма, 1834-1881 / [тексты подгот. и примеч. сост. А. В. Архипова и др. ; ред. И. А. Битюгова, Т. И. Орнатская]. 1996. С. 20-22.
  • Достоевский Ф. М. Письма. 8. М. М. Достоевскому. 31 октября 1838. Петербург // Собрание сочинений: в 15 томах / [сост. Т. И. Орнатчкая, Г. М. Фридлендер] ; Российская академия наук, Институт русской литературы (Пушкинский дом). Санкт-Петербург: Наука, Ленинградское отд., 1988-. Том 15: Письма, 1834-1881 / [тексты подгот. и примеч. сост. А. В. Архипова и др. ; ред. И. А. Битюгова, Т. И. Орнатская]. 1996. С. 13-16.
  • Достоевский Ф. М. Письма. 133. А. Н. Майкову. 26 октября (7 ноября) 1868. Милан // Собрание сочинений: в 15 томах / [сост. Т. И. Орнатчкая, Г. М. Фридлендер] ; Российская академия наук, Институт русской литературы (Пушкинский дом). Санкт-Петербург: Наука, Ленинградское отд., 1988-. Том 15: Письма, 1834-1881 / [тексты подгот. и примеч. сост. А. В. Архипова и др. ; ред. И. А. Битюгова, Т. И. Орнатская]. 1996. С. 381-387.
  • Достоевский Ф. М. Письмо Н. Д. Фонвизиной. Ф. М. Достоевский. Письма 39. Н. Д. Фонвизиной. Конец января - 20-е числа февраля 1854. Омск // Собрание сочинений: в 15 томах / [сост. Т. И. Орнатчкая, Г. М. Фридлендер] ; Российская академия наук, Институт русской литературы (Пушкинский дом). Санкт-Петербург: Наука, Ленинградское отд., 1988-. Том 15: Письма, 18341881 / [тексты подгот. и примеч. сост. А. В. Архипова и др. ; ред. И. А. Битюгова, Т. И. Орнатская]. 1996. С. 95-98.
  • Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Москва: Художественная литература, 1972. 544 с.
  • Сараскина Л. Христос Достоевского в 1854 году // Достоевский и мировая культура: Альманах. 2007. № 22. С. 85-109.
  • Семенов В. Е. Трансцендентальные основы понимания (И. Кант и неокантианство). Владимир: Изд-во Владимирского государственного ун-та, 2008. 228 с.
  • Троицкий С. А. Непрерывный континуум сознания как основа для философствования // Философия XX века: школы и концепции: научная конференция к 60-летию философского факультета СПбГУ, 21 ноября 2000 г. Материалы работы секции молодых учёных «Философия и жизнь». Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 267-270.
  • Шарипов А. К. «Интертекст»: Сердце против Разума. Кантианские антиномии в романе Достоевского «Братья Карамазовы» [Электронный ресурс]. URL: https://concepture.club/post/ obrazovanie/kant-i-dostoevskij#
  • Kerouac J. Windblown World: The Journals of Jack Kerouac. 1947-1954. New York, 2004. P. 273.
Еще
Статья научная