«Элегия» А. И. Введенского: мотив смерти в заглавии и эпиграфе

Автор: Буров Сергей Глебович, Ладенкова Людмила Сергеевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (31), 2014 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена выявлению и анализу интертекстуальных связей стихотворения А.И. Введенского «Элегия», однако формат краткой статьи позволил уделить внимание лишь семантике заглавия и эпиграфа. Определены семь интертекстуальных пластов произведения, актуализирующихся в тексте и повлиявших на выбор поэтом заглавия и эпиграфа. Так, заглавие отсылает к поэзии XVIII и XIX вв., но в то же время предстает в качестве «предмета», как его понимали обэриуты. Эпиграф же резонирует с большим количеством претекстов: от «Слова о полку Игореве» и «Поучения Владимира Мономаха» до произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, соратника Введенского по ОБЭРИУ И. Бахтерева и научных трудов О.М. Фрейденберг. Образ «телеги смерти» имеет также театральные, музыкальные и живописные источники. Работая со столь различными, но объединенными темой смерти, претекстами, Введенский создает произведение, написанное как бы из «мира мертвых». Любая реалия и идея в стихотворении уравнена с другой, потенциально «смертельна», погранична и служит средством связи и/или расторжения связи двух миров.

Еще

Введенский, "элегия", интертекстуальность, семантика, влияние

Короткий адрес: https://sciup.org/14914461

IDR: 14914461

Список литературы «Элегия» А. И. Введенского: мотив смерти в заглавии и эпиграфе

  • Ичин К. Заметки к разбору «Элегии» А. Введенского//Wiener Slawistischer Almanach. Bd. 50. Wien, 2002. P. 219-221
  • Мейлах М.Б. Примечания//Введенский А.И. Полное собрание произведений: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 198-199
  • Кудрявцев С. От издателя//Поэт Александр Введенский: Сб. материалов конференции «Александр Введенский в контексте мирового авангарда», проходившей 23-25 сентября 2004 года на филологическом факультете Белградского университета. М., 2006. С. 5-6
  • Введенский А.И. Полное собрание произведений: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 78
  • Ичин К., Йованович М. Символика воды и огня в творчества А. Введенского//Поэт Александр Введенский. С. 96
  • Ичин К. Указ. соч
  • Греппи Д. «Оглянись, мир мерцает». А. Введенский и кинематографическое изображение раздробленности времени//Поэт Александр Введенский. С. 62-63
  • Ичин К., Йованович М. Указ. соч. С. 68
  • Ичин К. Указ. соч. P. 221
  • Stone-Nakhimovsky A. Laughter in the Void. An introduction to the writings of Daniil Kharms and Alexander Vvedenskii//Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 5. Wien, 1982
  • Мейлах М.Б. Указ. соч. Т. 2. С. 199
  • Ичин К. Указ. соч. P. 223-224
  • Смирнов И.П. Мегаистория. К исторической типологии культуры. М., 2000. С. 98-196
  • Мейлах М.Б. «Что такое есть потец?»//Введенский А.И. Полное собрание произведений: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 6
  • Кацис Л. «Кругом возможно Бог» А. Введенского: Попытка разгерметизации, или Еще раз о «гибели Маяковского как литературном факте»//Themes and Variations: In Honor of Lazar Fleishman = Темы и вариации: Сб. статей и материалов к 50-летию Лазаря Флейшмана/Ed. by K. Polivanov, I. Shevelenko, A. Ustinov. Stanford, 1994. P. 434. (Stanford Slavic Studies. Vol. 8)
  • Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М., 1973
  • Stone-Nakhimovsky A. Laughter in the Void. An introduction to the writings of Daniil Kharms and Alexander Vvedenskii//Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 5. Wien, 1982. P. 160-165
  • Ичин К. Указ. соч. P. 220, 222-223
  • Буров С.Г., Ладенкова Л.С. Лермонтовские претексты в стихотворении «Больной который стал волной» А.И. Введенского//М.Ю. Лермонтов в XXI веке: Антология. Пятигорск, 2014. С. 64-71
  • Ичин К. Указ. соч. P. 222
  • ОБЭРИУ (декларация)//Ванна Архимеда. Л., 1991. С. 457-458
  • Ямпольский М. Беспамятство как исток. (Читая Хармса). М., 1998. С. 17-25
  • ОБЭРИУ (декларация)//Ванна Архимеда. С. 458
  • Ямпольский М. Указ. соч. С. 20
  • Введенский А.И. Указ. соч. Т. 2. С. 68
  • Герасимова А. Вступительная статья «Об Александре Введенском». Примечания//Введенский А.И. Все. М., 2011. С. 325
  • Бахтерев И. Обэриутские сочинения: В 2 т. М., 2013. Т. 1. С. 36
  • Ичин К. Указ. соч. P. 221
  • Лекманов О. Пушкинский канон в «Элегии» Александра Введенского//Статьи на случай: сборник к 50-летию Р.Г. Лейбова. URL: http://www.ruthenia.ru/leibov_50/Lekmanov.pdf (дата обращения 10.12.2014)
  • Ичин К. Указ. соч. P. 225-227
  • Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Изд. 4-е. Л., 1977-1979. Т. 6. С. 451
  • Порет А. Воспоминания о Данииле Хармсе//Панорама искусств. Вып. 3. М., 1980. С. 353
  • Валиева Ю. Бедный детский человек. К аксиологии пространства А. Введенского//Поэт Александр Введенский. С. 46
  • Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1998. С. 281
  • Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С. 192-194
  • Введенский А.И. Указ. соч. Т. 1. С. 116
  • Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950. С. 12-13
  • Поучение Владимира Мономаха//Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI -начало XII века. М., 1978. С. 393
  • Фаизов С.Ф. Кот Казанский: татарин и царь в восприятии русского после «взятия» Казанского, Астраханского и Сибири//http://nnm.me/blogs/jkar/kot_kazanskiy_tatarin_i_car_v_vospriyatii_russkogo_posle_vzyatiya_kazanskogo_astrahanskogo_i_sibi/(дата обращения 13.12.2014)
  • Хармс Д. Полное собрание сочинений: В 6 т. Записные книжки. Дневник: В 2 кн. СПб., 2002. Т. 1. С. 156-157
  • Введенский А.И. Указ. соч. Т. 2. С. 95-96
  • Греппи Д. Указ. соч. С. 58
  • Идель М. Каббала: новые перспективы. М.; Иерусалим, 2010. С. 127-128
  • Пайк А. Мораль и Догма Древнего и принятого Шотландского Устава: В 3 т. М., 2007-2008. Т. 1. С. 18
  • Юнг К.Г. Эон. М., 2009. С. 374
  • Генон Р. Масонство и компаньонаж. Легенды и символы вольных каменщиков. Воронеж, 2009. С. 122-123
  • Валиева Ю. Указ. соч. С. 41
  • Вестстейн В.Г. Абсурд, смерть и Бог. Несколько заметок о пьесе А.И. Введенского «Елка у Ивановых»//Поэт Александр Введенский. С. 294
Еще
Статья научная