Электронное голосование как способ противодействия нарушениям в современном избирательном процессе (на примере Кыргызской Республики)
Автор: Соодонбеков А.А.
Журнал: Правопорядок: история, теория, практика @legal-order
Рубрика: Проблемы правопорядка: взгляд молодых исследователей
Статья в выпуске: 1 (40), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются особенности электронного голосования в Кыргызской Республике как способа избежать политической коррупции и нивелировать злоупотребления административным ресурсом. Обосновывается значимость расширения сферы применения современных информационных технологий в избирательном процессе Кыргызской Республики. Анализируются этапы внедрения обозначенных технологий в выборы различного уровня посредством анализа изменений в кыргызское избирательное законодательство. Раскрываются проблемные аспекты современного состояния правовой регламентации электронного голосования, в том числе в рамках сравнительной характеристики с законодательством Российской Федерации. В числе существующих недостатков организационно-правового регулирования электронного голосования выделены: недостаточность контрольных мероприятий за выборами, проходящими в удаленном формате; существование рисков раскрытия информации о тайне голосования; сложности с реализацией биометрической идентификации избирателей; воспрепятствование в получении откреплений для голосования вне места постоянного проживания и прочее. Обозначаются положительные и отрицательные аспекты внедрения и оптимизации электронного голосования как способа противодействия нарушениям в современном избирательном процессе Кыргызской Республики. По результатам проведенного анализа, предлагаются направления совершенствования электронного голосования в Кыргызской Республике, что будет способствовать минимизации нарушений в сфере волеизъявления, соблюдению законности в избирательном процессе и развитию демократического правового государства.
Избирательный процесс, электронное голосование, биометрия, выборы, политическая коррупция
Короткий адрес: https://sciup.org/14129563
IDR: 14129563 | DOI: 10.47475/2311-696X-2024-40-1-182-187
Текст научной статьи Электронное голосование как способ противодействия нарушениям в современном избирательном процессе (на примере Кыргызской Республики)
о
На современном этапе развития национальных избирательных систем проблема обеспечения открытости и эффективности избирательного процесса является чрезвычайно распространенной, а ее преодоление выступает значимым ориентиром для развития правового государства. В ситуации ослабления или неполной сформированности демократических традиций, недостаточной эффективной функционирования органов государственной власти, несовершенного законодательства и низкого уровня политико-правовой культуры социума, возникают деструктивные проявления, негативно влияющие на соблюдение законности избирательного процесса, реализацию политических прав и свобод граждан, утверждение принципа народного суверенитета. Политическая коррупция, злоупотребления в организационно-правовой сфере при подготовке к выборам, их проведению, а также подсчету голосов оказывают негативное воздействие на механизм народовластия, вызывая растущее недоверие граждан к выборам и органам государственной власти.
Актуальный для текущего этапа развития общественно-политической сферы процесс упрощения осуществления социально значимых процессов неразрывно связан с расширением сферы применения современных информационных технологий [3, с. 139]. Избирательный процесс в этом смысле не является исключением, ведь растущее недоверие граждан к политическим деятелям и партиям, массовые фальсификации, политическая коррупция, махинации с бюллетенями, иные нарушения норм избирательного законодательства свидетельствуют о необходимости очевидного реформирования процедуры проведения выборов. Информационные технологии в избирательном процессе, предназначенные для достижения позитивных целей упрощения организации составления, уточнения списков избирателей, непосредственного хода голосования, подсчета голосов и обнародования результатов выборов [2, с. 148].
Описание исследования
Как отмечалось в Указе Президента Кыргызской Республики от 17 декабря 2020 г. УП № 64 «О неотложных мерах по активизации внедрения цифровых технологий в государственное управление Кыргызской Республики», «Цифровая трансформация всех отраслей экономики и переход системы государственного управления в электронный формат посредством системы межведомственного электронного взаимодействия „Тундук“ позволят значительно сократить бюрократию, оптимизировать систему государственного управления, создать мобильное и гибкое государство и оперативно реагировать на любые современные вызовы, запросы граждан и бизнеса»1. Актуально указанное и для избирательного процесса, реализация электронного формата осуществления основных процедур для которого также реализуется с использованием обозначенной выше системы.
Однако же внедряемые технологии, направленные на цифровизацию всех сфер общественнополитической жизни кыргызского общества, включая избирательный процесс, вместе с тем создают почву для злоупотреблений на каждом из этапов (подготовка к проведению и непосредственное проведение выборов, подсчет голосов и оглашение результатов, и прочее). Указанное происходит в связи с недостаточностью контроля при дистанционном осуществлении указанных процедур2. Как указывалось в преамбуле Указа Президента Кыргызской
Республики от 1 ноября 2021 г. УП № 512 «О мерах по обеспечению проведения свободных, честных и прозрачных выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 28 ноября 2021 г.»1, даже в случае соответствия международным и иным демократическим стандартам, избирательное законодательство Кыргызской Республике, как и иных государств, может нарушаться посредством использования административного ресурса, а также политической коррупции [1, с. 80].
Соответственно, процесс совершенствования избирательного процесса, в том числе путем введения электронного голосования, является перманентным, зависящим от изменений организационно-правового порядка проведения выборов на каждом из этапов, и преследует целью достижения наилучших результатов с минимизацией возможностей для злоупотреблений.
Несмотря на небольшой опыт кыргызского государства в обеспечении частичной цифровизации выборов, история внедрения электронного голосования представляется достаточно интенсивной и детализированной. Так, начиная с 2015 г., выборы Президента и Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызской Республики проходят с использованием электронных считывающих урн, интегрированные с Государственной автоматизированной системой «Шайлоо»2. В этом же году принята новая избирательная модель, предусматривающая биометрическую регистрацию избирателей. В рамках реформы полномочия по уточнению списков избирателей были переданы от Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики к Центризбиркому как независимому органу. Для реализации указанного, ЦИК Кыргызской Республики создал портал избирателей «Тизме», с использованием которого не только реализовалась биометрическая идентификация избирателя посредством использования электронного кабинета избирателя, но и осуществлялось формирование списка избирателей.
Начиная с 2016 г., применялись наравне с бумажными электронные списки избирателей, порядок и обязательность использования которых определялся п. 3.3 Положения об организации и проведении голосования, установления итогов голосования и определения результатов выборов избирательными комиссиями на выборах депутатов местных кенешей, утвержденного Постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики от 31 октября 2016 г. № 1833.
Частичная реализация цифровизации избирательного процесса продолжилась внедрением в 2023 г. пилотного проекта, предусматривающего проведение голосования на выборах 9 апреля 2023 г. в электронной форме на выборах депутатов Самаркандекского, Ак-Сайского и Ак-Татырского айылных кенешей Баткенского района Баткенской области4. Особенностью голосования являлось то, что идентификация избирателей осуществлялась посредством сканирования избирателем ID-карты либо общегражданского паспорта на избирательном участке, проверки избирательной комиссией сведений о желающим осуществить акт волеизъявления лице в электронных списках избирателей с распечатыванием непосредственно на месте голосования сформированного программой бюллетеня.
На выборах депутатов местных кенешей, прошедших 9 апреля 2023 г., согласно данным Центризбиркома Кыргызстана, «в список избирателей, были включены 72 009 человек, из них 71 168 — для голосования на участках, а 841 — для электронного голосования. В голосовании приняли участие 28 088 избирателей, что составило 39,01 % от общего числа включенных в список. В электронной форме проголосовали 694 из 841 избирателя, что составило 82,52 % от числа включенных в список избирателей для электронного голосования»5.
В целом, обозначенный пилотный проект следует признать состоявшимся и продемонстрировавшим положительные результаты. Прежде всего, использование электронного голосования способствовало увеличению явки избирателей. Такая ситуация имеет место и в Российской Федерации, где онлайн-голосование повысило явку в среднем на 3–4 %. Так, «на выборах, прошедших в сентябре 2023 г. более 1 млн человек из 24 регионов РФ приняли участие в голосовании на федеральной платформе дистанционного электронного голосования на прошедших выборах, явка составила 88 %»1.
Однако опыт реализации пилотного проекта в Кыргызской Республике все же вызывает и ряд закономерных вопросов. Так, согласно официальной статистике, «при голосовании в округах с традиционной организацией выборов, явка избирателей как в текущем 2023 г., так и в предыдущие годы составила от 33 % до 40 %. В то же время, электронное голосование показало рекордную и нереальную явку избирателей — на выборах в местные кенеши в апреле 2023 г. явка в областях, где выборы осуществлялись, в том числе в электронном формате, составила от 67,95 % до 100 % из числа лиц, заявивших о желании отдать свой голос дистанционно, а общая явка на электронное голосование составила 82,52 %»2.
Указанное вызывает сомнения в результативности и честности использования цифровых технологий для осуществления голосования. Обозначенное актуализирует необходимость усиления мер контроля за прозрачностью честностью как электронных выборов, так и дистанционного волеизъявления, в частности, при голосовании на удаленных территориально участках или за рубежом.
Однако и в реализации указанного проекта существует ряд проблемных аспектов. Прежде всего, речь идет о нарушении принципа тайны голосования, поскольку избиратели в силу незнания возможностей автоматической системы управления нередко обращаются к членам избирательных комиссий с просьбами о помощи в загрузке бюллетеней после голосования. Разрешение указанной проблемы представляется путем рекомендации ЦИК Кыргызской Республики подготовить и распространить видеоролики с инструкцией, как пользоваться обозначенной системой перед очередными (внеочередными, досрочными) выборами через СМИ, а также опубликовать информационные плакаты в общественных местах.
Кроме того, осложнения возникли с системой биометрической идентификации избирателей. В целом, ее внедрение дало положительный результат, как исключение массовых вбросов, очень быстрый и достаточно точный подсчет итогов голосования, оперативная передача данных на центральный сервер ЦИК, возможность предоставления итоговых протоколов автоматической системы управления всем наблюдателям, повышение доверия участников избирательного процесса к выборам. Однако были выявлены сложности, связанные с обнаружением гражданами на избирательных участках невключения в бумажные и электронные списки избирателей, что также требует совершенствования программного обеспечения, а также подготовительной работы, направленной на уточнение электронных списков избирателей3, что отчасти было реализовано в ходе выборов в местные кенеши в 2023 г.
Современные глобализационные, интеграционные процессы, растущий уровень трудовой миграции населения требуют упрощения процедуры волеизъявления как гарантии реализации активного избирательного права и за рубежом. В список избирателей включаются все граждане, обладающие на день голосования активным избирательным правом, являющиеся членами местного сообщества и прошедшие биометрическую регистрацию в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики от 14 июля 2014 года № 136 «О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики»4.
Указанное крайне актуально для Кыргызской Республики, где уровень внешней трудовой миграции составляет 20 %, при этом, более 90 % трудовых мигрантов выезжают в Российскую Фе-дерацию5. Использование механизма дистанционного голосования лишает граждан Кыргызской Республики, которые на время проведения выборов находятся за границей, потребности посещать дипломатические учреждения в стране пребывания, что, безусловно, упрощает процесс волеизъявления. Примером могут служить выборы в парламент Кыргызской Республики в 2021 г. (всего в России открыли 21 участок, в том числе шесть — в столице)1.
Проблемным аспектом дистанционного голосования является реализуемая тенденция об исключении Формы № 2, позволявшей лицу голосовать на ином избирательном участке путем открепления от того, к которому он прикреплен по факту регистрации места жительства. Соответствующие изменения были внесены с принятием 22 апреля 2020 г. поправок в Конституционный закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 2 июля 2011 г. № 682.
Одним из основных плюсов указанного является очевидная минимизация возможностей подтасовки выборов путем применения так называемых «каруселей» [5, с. 54], смены избирательных участков для перераспределения процентов голосов на избирательных округах, участия в выборах «мертвых душ», двойного голосования и фальсификации со списками избирателей со стороны избирательных комиссий.
К очевидным недостаткам системы можно отнести тот факт, что избиратель, не имеющий возможности явиться на избирательный участок, к которому он прикреплен по факту регистрации по месту жительства, не допускается к голосованию. В основном это граждане Кыргызской Республики, постоянно проживающие за её пределами. Это обстоятельство в 2020 г. на выборах в парламент Кыргызской Республике вызвало бурный шквал негативной критики в адрес организаторов выборов, так как часть граждан, не предоставивших в установленном порядке биометрические данные, оказалась не включена в список избирателей и, таким образом, была лишена активного избирательного права (возможности голосовать) [4, с. 242].
Соответственно, эффективное применение и активное развитие электронного голосования в Кыргызской Республике позволит решить ряд имеющихся проблем в контексте избирательного процесса: упростить избирательный процесс и повысить уровень доверия граждан; обеспечить осуществление волеизъявления и подсчет голосов с минимальным вмешательством, уменьшение зависимости избирательного процесса от человеческого фактора, который часто подвергается коррупционному воздействию; снизить затраты на проведение выборов, связанные с печатью бюллетеней, привлечением большого количества человеческих ресурсов (для подготовки, проведения выборов, подсчета голосов); уменьшить использование коррупционных махинаций с бюллетенями (подделка бюллетеней, их вброс, вынос за пределы избирательного участка, использование чернил, которые со временем «исчезают» из бюллетеня, не давая возможность учесть соответствующий голос избирателя и т. д.); создать четкую, прозрачную, быструю систему автоматического подсчета голосов; облегчить процедуру участия в голосовании для избирателей, находящихся за границей-;ликвидировать необходимость лично посетить избирательный участок во время выборов; максимально учесть потребности различных групп избирателей (люди с ограниченными возможностями, пожилые люди и т. д.).
При этом с учетом активного развития современных технологий, традиционный способ голосования тоже требует изменений. Перспективной представляется идея размещения в кабинах для голосования оптических сканеров-считывателей, которые идентифицируют избирателя с помощью сканирования его документа (внутреннего биометрического или обычного паспорта) и допускают его к голосованию, если информация о лице есть в базе данных (электронном списке) избирателей, а волеизъявление им еще не было осуществлено. При этом эффективным может являться использование тачскринов (планшетных компьютеров или сенсорных дисплеев), которые вместо бумажных бюллетеней позволят избирателю осуществить волеизъявление путем, аналогичным вышеупомянутому. Тем самым, будет устранена процедура распечатывания бюллетеней непосредственно перед голосованием, как это было реализовано в рамках пилотного проекта на выборах 9 апреля 2023 г. в местные кенеши в отдельных районах Кыргызской Республики.
Для людей, не владеющих подобной техникой, или лиц с ограниченными возможностями, могут быть созданы отдельные кабины для голосования (например, с голосовыми подсказками для слабовидящих). Сотрудники избирательных комиссий в таком случае должны оказать консультативную помощь избирателям, наблюдать за соблюдением ими всех требований и правил проведения голосования.
Благодаря указанному, не только сведения о явке, но и подсчет голосов можно будет автоматизировать, поскольку вся информация с каждого избирательного участка и округа будет передаваться на главный сервер. Соответственно, процедура электронного голосования, реализуемая подобным путем, может способствовать решению проблем, в том числе коррупционных, которые имеют место в избирательном процессе Кыргызской Республики.
Заключение
В подведение итогов, следует отметить, что применение электронного голосования является одним из наиболее действенных механизмов борьбы с ней. Совершенствование системы электронного голосования в Кыргызской Республике должно осуществляться в направлениях упрощения избирательного процесса и повышения уровня доверия граждан; обеспечения осуществления волеизъявления и подсчета голосов с минимальным вмешательством человека; уменьшения зависимости избирательного процесса от человеческого фактора; снижения расходов на проведение выборов, связанных с печатью бюллетеней, привлечением большого количества человеческих ресурсов; уменьшения использование коррупционных махинаций с бюллетенями; создания четкой, прозрачной, быстрой системы автоматического подсчета голосов; облегчения процедуры участия в голосовании для избирателей, находящихся за рубежом; ликвидации необходимости лично посетить избирательный участок во время выборов; максимального учета потребностей различных групп избирателей (люди с ограниченными возможностями, пожилые люди и т. д.).
Список литературы Электронное голосование как способ противодействия нарушениям в современном избирательном процессе (на примере Кыргызской Республики)
- Имаркулов К. А. Избирательное право граждан Кыргызской Республики // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 4. С. 79-82. EDN: GGQUAF
- Морозова М. В., Малахвей Е. Д. Применение информационных технологий в избирательном процессе как инструмент повышения электоральной активности // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2018. № 4-2. С. 147-153. EDN: YUOEZV
- Смирнова Н. С. Информационные технологии как фактор общественных изменений // Социальные явления. 2012. № 1. С. 138-143. EDN: WFGUUV
- Чудакова А. В. Перспективы использования биометрических данных в избирательном процессе на основе опыта Киргизской Республики // Молодой ученый. 2022. № 5 (400). С. 241-243. EDN: VUQOQM
- Шапчиц П. А. Открытые списки избирателей как гарантия равного избирательного права и отсутствия искажений результатов выборов: опыт государств-участников СНГ // Россия в глобальном мире. 2022. № 25 (48). С. 53-72. EDN: ZITVTX