Эмоциональная доминанта страха в контексте оппозиции «свое - чужое» (на материале неоготического романа А. Мердок «The Unicorn»)

Бесплатный доступ

В статье с позиций универсального противопоставления «свое-чужое» анализируется формирование эмоциональной доминанты страха в текстах неоготической прозы, востребованной читательской аудиторией и отражающей особенность современной культуры как «культуры страха» (Ф. Фуреди). Данная оппозиция локализуется в сознании, детерминирует эмоционально-оценочное членение мира в процессе его познания человеком и актуализирует принципы диалогизма, значимые для современной науки. Оценочная направленность членов рассматриваемой оппозиции традиционно трактуется как «свое» - хорошо, «чужое» - плохо, а сама она связывается лингвистами, в первую очередь, с категорией пространства, играющей важную роль в процессе познания мира. Рассматриваемая оппозиция в тексте неоготического романа выявлена в статье посредством построения иерархии оппозитивных эмотивно-оценочных текстовых смыслов, отражающих эмоцию страха, которая доминирует в текстах этого жанра и вербализуется при помощи набора языковых средств. Проекция оппозиции «свое - чужое» на категорию пространства, реконструируемого в тексте как вторичной моделирующей системе (Ю.М. Лотман), позволила установить корреляционные связи между структурой эмоциональной доминанты страха и цикличностью сюжетодвижения, характерной для неоготических текстов. «Свое пространство» актуализирует в сознании персонажа (квазисубъекта) положительные эмоции, а приближение к «чужому пространству», нахождение в нем и удаление от него - преддоминантные эмоции (одиночество, тревогу, дурное предчувствие и др.), собственно доминирующую эмоцию (страх) и постдоминантные эмоции (радость, ностальгию, любовь и др.) соответственно. Предложенный подход к анализу эмоциональной доминанты дал возможность упорядочить сложную эмотивную семантику неоготического текста, расставить необходимые эмоциональные акценты, репрезентирующие динамику эмоций квазисубъекта, и предложить их системное лингвистическое описание.

Еще

Диалогичность, оппозиция "свое-чужое", коннотация, эмоционально-оценочный ряд, эмоциональная доминанта, неоготический текст

Короткий адрес: https://sciup.org/14969932

IDR: 14969932   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2015.5.10

Список литературы Эмоциональная доминанта страха в контексте оппозиции «свое - чужое» (на материале неоготического романа А. Мердок «The Unicorn»)

  • Арутюнова, Н. Д. Два этюда к «геометрии» Достоевского/Н. Д. Арутюнова//Логический анализ языка. Языки пространств. -М.: Языки русской культуры, 2000. -С. 368-384.
  • Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека/Н. Д. Арутюнова. -М.: Языки русской культуры, 1999. -896 с.
  • Бахтин, М. М. Собрание сочинений в 7 т./М. М. Бахтин. -М.: «Русские словари», «Языки славянской культуры», 2003. -Т. 5 -957 с.
  • Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества/М. М. Бахтин. -М.: Искусство, 1986. -442 с.
  • Булыгина, Т. В. Перемещение в пространстве как метафора эмоций/Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев//Логический анализ языка. Языки пространств. -М.: Языки русской культуры, 2000. -С. 277-288.
  • Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание/А. Вежбицкая. -М.: Русские словари, 1996. -416 с.
  • Гак, В. Г. Языковые преобразования/В. Г. Гак. -М.: Языки русской культуры, 1998. -768 с.
  • Ермакова, О. П. Пространство метафоры в русском языке/О. П. Ермакова//Логический анализ языка. Языки пространств. -М.: Языки русской культуры, 2000. -С. 289-298.
  • Иванов, В. В. Marginalia/В. В. Иванов//«Труды и дни». -М.: Мусагет, 1912. -№ 4-5. -С. 38-45.
  • Изард, К. Э. Психология эмоций/К. Э. Изард. -СПб.: Питер, 2011. -461 с.
  • Левицкий, С. А. Трагедия свободы: избранные произведения/С. А. Левицкий. -М.: Астрель, 2008. -992 с.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий/Под ред. А. Н. Николюкина. -М.: НПК «Интелвак», 2001. -1596 с.
  • Лотман, Ю. М. Об искусстве/Ю. М. Лотман. -СПб.: Искусство -СПБ, 1998. -704 с.
  • Никитин, М. В. Лексическое значение слова (структура и комбинаторика)/М. В. Никитин. -М.: Высш. школа, 1983. -127 с.
  • Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий/под ред. Н. Д. Тамарченко. -М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. -358 c.
  • Симонов, В. П. Что такое эмоция?/В. П. Симонов. -М.: Наука, 1966. -91 с.
  • Тураева, З. Я. Лингвистика текста и категория модальности/З. Я. Тураева//Вопросы языкознания. -1994. -№ 3. -С. 105-114.
  • Цивьян, Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы/Т. В. Цивьян. -М.: КомКнига, 2006. -279 c.
  • Шаховский, В. И. Голос эмоций в языковом круге homo sentiens/В. И. Шаховский. -М.: ЛИБРОКОМ, 2012. -144 с.
  • Шаховский, В. И. Лингвистическая теория эмоций/В. И. Шаховский. -М.: Гнозис, 2008. -419 с.
  • Щирова, И. А. Многомерность текста: понимание и интерпретация/И. А. Щирова, Е. А. Гончарова. -СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. -472 с.
  • Щирова, И. А. Текст и интерпретация: взгляды, концепции, школы/И. А. Щирова, З. Я. Тураева. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. -156 с.
  • Щирова, И. А. Текст сквозь призму сложного/И. А. Щирова. -СПб.: Политехника-сервис, 2013. -216 с.
  • Щирова, И. А. Художественное моделирование когнитивных процессов в англоязычной психологической прозе XX века/И. А. Щирова. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. -210 с.
  • Routledge Companion to Gothic/ed. by C. Spooner, E. McEnvoy. -London: Routledge, 2007. -290 p.
  • Zlatev, J. Spatial Semantics/J. Zlatev//The Oxford Handbook of Cognitive linguistics. -Oxford: Oxford University Press, 2007. -P. 318-350.
  • LDCE -Longman Dictionary of Contemporary English. -Electronic text data. -Mode of access: http://www.ldoceonline.com/dictionary (date of access: 15.10.2015). -Title from screen.
  • M-W -Merriam-Webster Dictionary. -Electronic text data. -Mode of access: http://www.merriam-webster.com (date of access: 15.10.2015). -Title from screen.
  • oget -Roget’s Superthesaurus by Marc McCutcheon. -Cincinnati: Writer’s digest books, 2003. -667 р.
Еще
Статья научная