Энергия как объект гражданских прав: актуальные вопросы понятия и содержания

Бесплатный доступ

Опираясь на позицию законодателя и теоретико-правовые взгляды ряда ученых-цивилистов автор характеризует условия необходимости рассмотрения термина «энергия» с точки зрения цивилистического подхода ее определения объектом гражданских прав как функциональный аналог вещи и отнесению энергии с учетом специфичного свойства как материи, способной производить определенную работу к законодательной категории «иное имущество».

Энергия (электрическая, тепловая), объекты гражданских прав, лингвистическая трактовка, нормативное узакононение, имущество (вещи), форма обязательств, функциональный аналог, иное имущество

Короткий адрес: https://sciup.org/170197836

IDR: 170197836   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-2-2-178-180

Текст научной статьи Энергия как объект гражданских прав: актуальные вопросы понятия и содержания

Актуальность вопросов понятия и содержания правового термина «энергия» как объекта гражданских прав детерминирована как минимум двумя условиями:

  • -    во-первых, гражданское законодательство не дает нормативного узакононения понятия «энергия», хотя в качестве предмета обязательств по отчуждению имущества ее называет (например, в договоре энергоснабжения как разновидности договора купли-продажи - п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяя, тем самым, к отношениям, возникающим по поводу энергии, правовой режим, установленный для вещей [1].

  • -    во-вторых, в гражданско-правовой доктрине мнения ученых-цивилистов по данному вопросу разделились. С одной стороны, признается, что энергию необходимо отнести к числу специфических, но все же вещей (наряду с газом, паром, сжатым воздухом), находящиеся во внешнем мире с качествами ценности, оборотоспособности и самостоятельности [2]. С другой - юридически энергия может быть выражена только в форме обязательства, так как такая вещь, определенная родовыми признаками, выражается только в результатах ее использования, и продается в соответствии с единицей измерения. Будучи важным объектом обязательства, энергия

никогда не сможет быть объектом права собственности [3]. Подтверждением тому может служить обращение к лингвистической трактовке энергии. В Толковом словаре русского языка указано, что энергия -это мера движения материи [4]. В связи с этим, совершенно очевидно, что энергия -это динамическое свойство материи и тогда она рассматривается не как предмет вещного права, а как предмет обязательственных правоотношений.

Необходимо отметить и тот факт, что энергия не может быть установлена в качестве залога, ее нельзя сдавать в аренду, завещать, наследовать. Поскольку энергия не может быть рассмотрена как обычный объект материального мира, как телесная вещь, постольку энергия является свойством материи, причем такой, которой дано определенное состояние [5].

В целях определения правовой природы энергии как объекта гражданских прав правомерно согласиться с тезисом о том, что энергия обладает рядом специфических свойств, которые отличают ее от других объектов гражданского права. Именно они, по мнению автора не могут дать однозначный ответ о ее правовой природе:

  • 1)    энергию невозможно визуально обнаружить как другие объекты материально мира;

  • 2)    невозможно накопить и хранить в

энергия, произведенная за счет использо- значительных количествах;

  • 3)    процесс производства энергии, как правило, непрерывен и неразрывно связан с ее транспортировкой и потреблением;

  • 4)    потребление энергии требует особого технического оборудования;

  • 5)    энергия не может определятся индивидуальными признаками;

  • 6)    необходимо принять специальные меры безопасности при подаче и исполь-

  • зовании энергии.
  • 7)    энергия во время передачи потребляется и не может быть возвращена [6].

Вот почему, отходя от крайностей, энергию невозможно отнести к таким объектам права, как вещи в смысле предметов материального мира, поскольку энергия есть определенное свойство материи и по- этому некоторые правоведы считают, что снабжение энергией заключается не в передаче вещей, а в передаче связанных с вещами материальных благ.

Однако такое понимание энергии не охватывается структурой объектов гражданских правоотношений, поэтому отдельные нормы, регулирующие отношения по поводу вещей, можно применять только по аналогии [6]. Таким образом, праву не удалось прочно закрепить энергию в одном ряду с вещами.

На данный момент наиболее обоснованной является концепция, которую предложил Е.А. Суханов, согласно которой энергия, как объект права собственности, отождествляется с товаром. Следовательно, объектом собственности является определенный результат труда, присвоенный кем-то или созданный в результате производственной деятельности. Для производства и передачи энергии затрачивается труд, конечный продукт имеет определенную ценность, а также качественные и количественные характеристики, которые, по сути, отождествляют энергию с вещью. Таким образом, можно сделать вывод, что вания человеческого труда и являющаяся объектом права собственности, в рамках гражданского оборота относится к категории товаров [7].

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что Гражданский кодекс Российской Федерации не классифицирует энергию как общепринятое понятие вещей и прямо не отождествляет два понятия: «энергия» и «товар». В научной литературе можно отметить немало различных позиций и существенных расхождений во мнениях. Однако сегодня энергия представляет собой одно из важных объектов производства и торговли, как на российском, так и на международном рынке, которое нуждается в твердом и однозначном правовом регулировании. Исходя из законодательства, регулирующего определенные отрасли гражданского оборота и учитывая динамику современной жизни, необходимо отметить, что сегодня наиболее обоснована и применима позиция, согласно которой энергия является особым видом собственности и отождествляется с товаром, обладающим особыми характеристиками и свойствами.

Энергия, являясь нематериальным объектом гражданских прав, в то же время обладает экономической ценностью. В отношении энергии у сторон возникают права и обязанности. Именно имущественные права, возникающие между сторонами по договору энергоснабжения, корректно рассматривать в качестве объекта сделки. Представляется, что энергия не является вещью в общеправовом понимании, а является ее функциональным аналогом. С учетом анализа ст. 128 ГК РФ более корректно было бы отнести энергию к категории «иное имущество», поскольку она является определенным свойством материи, которое способно производить определенную работу [8].

Список литературы Энергия как объект гражданских прав: актуальные вопросы понятия и содержания

  • Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II: федеральный закон от 26 января 1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  • Гамбаров Ю. С. Курс гражданского права. Т. 1. Общая часть. - СПб. 1911. - С. 575-576.
  • Саватье Р. Теория обязательства. Юридический и экономический очерк. - М.: Прогресс, 1972. - С. 86.
  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: Азъ, 1994. С. 2290.
  • Эннекцерус Л. Курс германского гражданского права. - М., 1950. Т. 1. Полутом 2. С. 13-15.
  • Нестолий В.Г. Гражданско-правовые формы снабжения электроэнергией по российскому законодательству. - Иркутск, 2011. - 56 с.
  • Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. - 475 с.
  • Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая. Договоры о передаче имущества. М.: "Статут", 2000. - 141 с.
Статья научная