Эстетическое как снятие противоречия между свободой и необходимостью в критической философии И. Канта
Автор: Тащиан Андрей Артемович, Немчанинова Кристина Алексеевна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 3-4, 2011 года.
Бесплатный доступ
В работе рассмотрена «Критика способности суждения», заключительная часть «критической» системы одного из знаменитейших классиков XVIII века - Иммануила Канта, идеи которого послужили концептом для развития мысли. Некоторые постулаты его наследия в современной философии искусства принимают за аксиому. Философия есть собственная форма всеобщего духа; чувственное, как первая ступень познания, не является определяющим, но отброшено быть не может. Более того - чувственное опосредует собою мышление. Искусство, именуясь только непосредственной формой всеобщего духа, прежде взывает к художественному сознанию, и только затем к мышлению. Несмотря на первоначально чувственную природу эстетического восприятия, именно здесь снимается пропасть между свободой и необходимостью. Проблема гениальности, поднятая Кантом в отношении творения, опосредуется фундаментальной идеей активности субъекта. Внешнее не может определять мысль субъекта, напротив - своеобразие субъекта, его особенность, в том числе и души, определяет предмет. Суждение вкуса не является только посредником между рассудком и разумом, оно есть самодостаточность, а потому свободно от внешнего и утилитарного.
Эстетическое, суждение вкуса, субъективность, необходимость, свобода, сознание, рассудок, ноумен, разум, всеобщее, априорность, антиномия, утилитарность, идея, образ, воображение, удовольствие (неудовольствие), "свободная игра", гармония, гений, "целесообразность без цели"
Короткий адрес: https://sciup.org/14940471
IDR: 14940471