Эстетическое воспитание: коммуникативная роль изобразительного искусства

Автор: Бараш Любовь Александровна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 9, 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена педагогическому аспекту исследования постмодернистской художественной коммуникации. Особенности современной художественной коммуникации рассматриваются с точки зрения отражения их специфики в процессе художественно-эстетического воспитания. Такими особенностями, на основе концепции Х.У. Гумбрехта, можно считать «культуру значения» и «культуру присутствия». С первой из них связана эпистемологическая трактовка художественной коммуникации, со второй - онтологическая. Обосновывается необходимость соответствия содержания и технологий художественно-эстетического образования новым тенденциям постмодернистской художественной коммуникации - актуализации процессуальных форм взаимоотношений художника и зрителя, концептуализации и интеллектуализации художественного общения, направленности его на физическое взаимодействие с объектом. Анализируется процесс формирования эстетического опыта в постмодернистской художественной коммуникации. Отмечаются факторы, препятствующие этому процессу. Сделан вывод о продуктивности формирования эстетического опыта на материале новейшего искусства и на основе осмысления теоретических положений современной эстетики.

Еще

Эстетический опыт, эстетическое воспитание, художественная коммуникация, культура значения, культура присутствия, концептуальное искусство, произведение в движении, эстетика взаимодействия

Короткий адрес: https://sciup.org/14941393

IDR: 14941393   |   DOI: 10.24158/fik.2017.9.6

Список литературы Эстетическое воспитание: коммуникативная роль изобразительного искусства

  • Радеев А.Е. Многообразие эстетического опыта//Эстетика: учеб. для бакалавриата и магистратуры/под ред. В.В. Прозерского. Разд. IV. М., 2017. 394 с.
  • Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962. 572 с.
  • Бинкли Т. Против эстетики//Американская философия искусства: основные концепции второй половины ХХ века: антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм/под ред. Б. Дземидока, Б. Орлова. Екатеринбург; Бишкек, 1997. 320 с.
  • Гумбрехт Х.У. Производство присутствия: чего не может передать значение/пер. с англ. С. Зенкина. М., 2006. 184 с.
  • Савчук В.В. Философ как художник. СПб., 2002. С. 422-444.
  • Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста/пер. с англ. и итал. С.Д. Серебряного. СПб., 2005. 502 с.
  • Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике/пер. с итал. А. Шурбелева. СПб., 2004. 384 с.
  • Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века/под ред. В.В. Бычкова. М., 2003. 607 с.
  • Буррио Н. Эстетика взаимодействия //Художественный журнал. 2013. № 28-29. URL: http://www.guelman.ru/xz/362/xx28/x2808.htm (дата обращения: 10.08.2017).
  • Kosuth J. Art after Philosophy//Kosuth J. Art after Philosophy and after. Collected Writings. 1966-1990/ed. by G. Guerico. Cambridge (Mass.); L., 1991.
Еще
Статья научная