Эстетика экзистенцианализма в романе "Тротуары и стены" Мухаммада Зафзафа
Автор: Абу Хаграс А.А.М.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Филологические науки
Статья в выпуске: 6-2 (45), 2020 года.
Бесплатный доступ
Данная статья посвящена роману «Тротуары и стены» марокканского писателя Мухаммада Зафзафа, а именно аспекту наличия в данном произведении мотивов, эстетики и образов экзистенциализма. В работе дается краткая справка об авторе, описание основных событий сюжета, анализ образа главного героя. Также был сделан ряд выводов: роман «Попытка выжить» раскрывает проблему безысходности человеческого удела, которая отражает разочарование и чувство отчуждения марокканского “потерянного” поколения после обретения независимости. Стоит отметить, что данный роман является одним из первых произведений в Марокко, в котором присутствует эстетика экзистенциализма. Таким образом, Мухаммад Зафзаф стал одним из первых писателей в Марокко, который попытался не только отразить проблемы марокканского общества, но и познакомить читателей с его аномическим состоянием. Однако из-за ряда причин, изложенных более подробно данной статье, роман не нашел отклика ни у читателей, ни у критиков.
Мухаммад зафзаф, арабская литература, литература марокко, арабский экзистенциализм, "тротуары и стены"
Короткий адрес: https://sciup.org/170187863
IDR: 170187863 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10706
Текст научной статьи Эстетика экзистенцианализма в романе "Тротуары и стены" Мухаммада Зафзафа
В 1960-70-ые в Марокко набирает популярность направление экзистенциализма. Это было обусловлено влиянием французской философии и литературы. В философии данное направление сформировалось уже в конце XIX - начале XX века, благодаря трудам Хайдеггера, Ясперса, Бердяева и т.д. Однако, как литературное направление экзистенциализм окончательно сформировался во Франции в годы Второй мировой войны в теоретических и художественных работах Альбера Камю и Жан-Поль Сартра. Данное направление литературы наиболее удачно подходило для выражения идей и мыслей писателей поколения Мухаммада Зафзафа (19452001), так как оно наиболее достоверно передавало состояние народа этого периода, который был обманут в своих надеждах на светлое будущее после обретения независимости, и который потерял свои нравственные ориентиры.
Мухаммад Зафзаф - один из самых известных писателей Марокко. Писатель начал свой творческий путь в начале 70-ых годов и быстро получил широкую известность как писатель-реалист, склонный к эстетике экзистенциализма. Эти черты его авторской манеры письма появляются уже в его первых рассказах и романах: «Женщина и роза» («ал-Map'a ва-л-варда», 1972), «Тротуары и стены» («Арсыфа ва-джудран», 1974), «Гадюка и море» (Ал-Аф’а ва-л-бахр, 1979), «Петушиное яйцо» (Байдат ад-дик, 1984), «Лис, который появляется и исчезает» (Ас-Са‘ляб аллязи йазхар ва йахтафи, 1986), «Попытка выжить» (Мухавалят ал-‘айш, 1985).
История главного героя романа «Тротуары и стены» - Бу Махди - начинается с его внутреннего диалога: «Мир иногда кажется мне прогнившим, очень прогнившим» [8, с. 3]. В первой же главе нам показывают внутренний мир героя, который страдает от скуки и однообразия. Бу Махди молодой интеллектуал, однако ему наскучила его жизнь, которую он тратит впустую. Первая и вторая глава раскрывают читателю все дальнейшие события романа: «Через некоторое время он уже стоял на пороге кафе, в котором был завсегдатаем посетителем. …Как обычно Бу Махди почувствовал скуку....Он наслаждался наблюдением за......Он начал испы- тывать отвращение… Он лениво выпил и покурил. …Бу Махди встретился с другом… У меня больше нет сил притворяться, смеяться от его отвратительных шуток или выносить его самохвальство» [8, с. 310]. Эти действия будут повторяться практически во всех последующих 19 главах. Все основные события романа будут проходить в стенах домов, на тротуарах и в различных кафе (отсюда и название произведения «Тротуары и стены), а Бу Махди в каждой главе будет испытывать отвращение и скуку к миру и окружающим. Главный герой постоянно гуляет и ходит в гости, так как, во-первых, его раздражает собственная мать: она постоянно кричит на его отца и донимает Бу Махди различными вопросами. Во-вторых, чтобы не испытывать скуку и отвращение к жизни, он навещает своего лучшего друга – молодого художника Салима, чтобы разговаривать о литературе и искусстве, шутить и пить пиво. Из диалогов героев становится понятным, что они хорошо образованы: они рассуждают о судьбе Николы де Сталя, Бу Махди критикует роман «Под солнцем Сатаны» Жоржа Бернаноса и т.д. В семье у Салима много проблем: его отец алкоголик, а мать умирает от неизлечимой болезни легких.
Из дальнейшего повествования мы узнаем, что Бу Махди состоит в неких отношениях с девушкой Лейлой, которая уже была замужем, а сейчас работает учительницей в школе. Однако главный герой «не находил достаточной смелости, чтобы сделать ее своей возлюбленной» [8, с. 16]. Лейла помогает Бу Махди забыться и отстраниться от этого скучного, тошнотворного мира. В следующих нескольких главах герой просто тратит впустую время с друзьями в барах и кафе: рассуждает над извечными вопросами, засматривается на женщин и созерцает мир, ведя внутренние монологи обо всем на свете. В десятой главе герой замечает девушку, которая ему понравилась. Друг Бу Махди рассказывает ему, что она влюблена в женатого мужчину с детьми, поэтому советует с ней не общаться. Бу Махди находит смелость, чтобы познакомиться с этой девушкой только к четырнадцатой главе. Оказывает- ся, что девушку зовут тоже Лейла, тогда герой предлагает называть её Нэнси. В следующей главе мы узнаем о смерти матери Салима. Дополнительный драматизм вызывает тот факт, что Салим даже не присутствовал на похоронах матери, так как не знал, что она умерла. Герои начинают рассуждать о смерти как об избавлении и покое, пытаясь успокоить Салима. После беседы из-за жары герои решают отправиться в бар. В следующей главе Салим, Нэнси и Бу Махди отправляются на совместную прогулку, во время которой герои рассуждают на различные темы, шутят, пьют кофе и курят. В семнадцатой главе Нэнси и Бу Махди приходят в гости к Салиму, где вовсю идет приготовления к выставке картин молодого художника. Поведение героев не меняется: они так же рассуждают на различные темы и пьют кофе, который теперь уже приготовлен Нэнси, а не Лейлой. Уже в девятнадцатой главе во время одинокой прогулки по городу герой думает о сложившемся любовном треугольнике. Герой не хочет делать выбор между девушками, а, возможно, и не может. После прогулки Бу Махди заходит в гости к Салиму, который, несмотря на недавнюю утрату, радуется и веселится с какой-то девушкой. Причина его радости в том, что его выставка откроется через несколько дней. Далее герой проводит время с Нэнси: гуляет с ней в университете, болтает обо всем на свете и, конечно, восхищается ее красотой. В последних трех главах герой по какой-то причине разочаровывается в дружбе с Салимом. Он приходит к нему в дом и после небольшого разговора прощается с ним и уходит гулять. На вопрос Салима: вернется ли Бу Махди к нему в гости, герой отвечает молчанием. На этом заканчивается сюжет, финал остается открытым.
Личность Бу Махди романтична (в экзистенциальном понимании). Герой видит мир иначе, чем остальные. Это подчеркивает привязанность героя к природе, в противовес равнодушию Бу Махди к любви, дружбе, горю и т.д. Главный герой отказывается потакать лицемерию окружающих. Он откровенен и правдив с самим собой, иногда даже циничен, но дабы не отталкивать окружающих он редко говорит им что думает, вместо этого он ведет внутренние диалоги. Сами окружающие чувствуют его непохожесть и отрешенность. Например, в сцене, где полицейский требует у Бу Махди документы, герой искренне не понимает, почему нельзя гулять на улице ночью. «– Ты как будто не чувствуешь мир вокруг себя.
«Конечно не чувствую», – подумал Бу Махди и сказал: – Иногда человеку пофигу.» [8, с. 12]. Да и сам Бу Махди чувствует и осознает свою отчужденность и уникальность: «Он убеждал себя, что люди не способны чувствовать тревогу находящуюся и укоренившуюся внутри них. Но кто может? “Я единственный, кто самостоятельно сделал это открытие”» [8, с. 85] Во многом герой раскрывается в своем общении и взаимодействии с другими людьми. Когда герой узнает о смерти матери Салима, он не меняет отношение к своей маме. Она для него очередной раздражитель, как цвет стен или надоедливая мелодия, засевшая в голове. Бу Махди также оказывается неспособным на дружбу. Для главного героя Салим является способом развлечься и отвлечься от мира, который ему противен. Несмотря на довольно близкие отношения Бу Махди с Салимом, герои имеют разные ценности и характеры. Они оба молодые интеллектуалы, не религиозны и прожигают жизнь впустую. Однако есть существенная разница. Салим имеет страсть – искусство, он видит в этом смысл и пользу, в то время как Бу Махди не видит смысла ни в чем. Это различие начинает ощущать главный герой ближе к концу романа. Он произносит фразу: «Иногда ты меня не понимаешь, Салим» [8, с. 77]. В предпоследней главе герой идет уже не «к Салиму в гости» и даже не «в комнату Салима», а он идет «навестить образ смеющейся девочки на стене», то есть, картину, которая стала интересовать его больше, чем сам Салим. После непродолжительной беседы Бу Махди покидает его и уходит гулять. Встретятся ли “друзья” снова – вопрос спорный. Главный герой не отвечает на вопрос Салима: вернется ли тот.
Отдельно стоит упомянуть отношение главного героя к девушкам, с которыми он постоянно общается на протяжении всего романа. Герой постоянно колеблется в своем отношении к Лейле и другим девушкам. Он то признается им в любви, то ненавидит, то они его злят, то он восхищается ими. Бу Махди руководствуется сиюминутным настроением, а не собственным мнением, поэтому весь этот спектр одномоментных чувств скорее свидетельствует об общем равнодушии главного героя к другим людям. Одинаковые имена двух героинь, с которыми общается герой подчеркивают, что для Бу Махди нет разницы в девушках. Они все для него “Лейлы” и просто являются сексуальным объектом или способом отвлечься от гнетущей реальности. Герой не делает выбор в пользу какой-либо девушки, не переосмысливает свое отношение к ним, не находит покоя в любовном союзе ни с Нэнси, ни с Лейлой [8, с. 101].
Бу Махди имеет очень много схожего с героями писателей-экзистенциалистов, например, с Мерсо из «Постороннего» Альбера Камю, который также являлся человеком природы, а не социума. Его антирелигиозность роднит его с доктором Риё из романа «Чума» Альбера Камю. Вечное состояние апатии и тошноты напоминает состояние Антуана Рокантена из «Тошноты» Жан-Поль Сартра. Однако является ли Бу Махди экзистенциальным героем – вопрос спорный. Бу Махди постоянно находится в некотором “пограничном состоянии” между реальностью и воображением, часто предпочитая последнее общению с реальными людьми. Данные образы раскрывают депрессивное состояние героя и его апатию. Одним из симптомов этих психических расстройств является головная боль, которая сопровождает героя на протяжении всего романа. На возможность найти смысл жизни в религии или использовать ее как способ борьбы с апатией и безразличием, герой, как и автор, смотрит со скепсисом. Это подчеркивается в юморе героев, в образах мечетей в воображении Бу Махди, в аллегориях. Герой зачастую видит окружающих в различных образах, которые то подчеркивают надменное от- ношения Бу Махди к их жизни и переживаниям, то показывают отчужденность и непохожесть героя на остальных. «Куски мяса с кровью, наполненные чем-то живым» [8, с. 30]. Бу Махди, как и Мерсо из «Постороннего» Камю, является человеком природы, что подтверждается несколькими фактами. Во-первых, герой подробно описывает окружающую его природу, наблюдает за ней и рассуждает о ее красоте, в то время как он практически не интересуется другими людьми, беседами с ними и их чувствами. Во-вторых, единственное, что за весь роман придает Бу Махди силу – это природа. Также герой искренне признается в любви только ей. В-третьих, герой часто ассоциирует себя и остальных с растениями, даже признается в желании стать деревом, чтобы избавиться от бренности бытия.
Также в романе прослеживаются идеи философии экзистенциализма и многие отсылки к классическим литературным произведениям в этом направлении. Герой озвучивает идею ничтожности человеческой жизни и ее бессмысленности. «Я стою нуля в этом мире. Возможно, мой друг думает, что стоит больше, но я убежден, что он живет впустую, и он стоит нуля» [8, с. 29]. Бу Махди задает классические экзистенциальные вопросы, однако, в отличие от многих персонажей писателей-экзистенциалистов, он не способен ответить на них. «Является ли моя жизнь чем-то большим, чем просто существование?» [8, с. 35]. Бу Махди, подобно доктору Риё, ставит под сомнения всевозможные традиционные, общественные, религиозные и нравственные ценности. Главный герой, анализируя окружающий мир, приходит к экзистенциальной истине: «Жизнь бесполезна. Все это просто забава. Этот мир невозможен» [8, с. 56]. В романе также поднимается классический экзистенциальный вопрос, выраженный в «Мифе о Сизифе» Альбера Камю, – стоит ли жизнь труда быть прожитой или легче совершить суицид? Бу Махди задумывается о суициде, однако не совершает его. Он отказывается от данной идеи, так как не находит в себе силы и смелости. Однако, например, в работах Камю отказ от совер- шения суицида обосновывается возможностью преодоления судьбы презрением к окружающему миру. Таким образом, можно сделать вывод, что главный герой – не совсем экзистенциальный персонаж. Это также подтверждает его инфантильность и эмоциональная нестабильность. Человек, который понял тщетность бытия, не врал бы себе и окружающим о своих чувствах. В отличие от того же Мерсо, в схожей ситуации, когда девушка спрашивает любит ли ее герой, Бу Махди врет Нэнси, чтобы добиться её расположения. Бу Махди находится вне рамок добра и зла, нравственности или безнравственности. Он принадлежит к природе абсурда. «Абсурден» тот человек, который принимает, что мир бытия хаотичен и абсурден (конечно, в соприкосновении с человеком). Невозможность человека понять мир вызывает у него чувство отчуждения и разлада. «Тротуары и стены» – роман об отчуждении и разладе. Однако такой автор, как Мухаммад Зафзаф, едва ли посвятил бы целый роман тому, чтобы просто поведать читателю историю о человеке, который не может найти себе место в мире. Так кем же является герой? Ответ состоит в том, что Бу Махди является образом целого поколения. В десятой главе звучит фраза: «Бу Махди чувствовал подавленность, подобную подавленности, присутствующей у многих людей нынешнего времени» [8, с. 47].
Для того чтобы понять причину и истоки этой «подавленности» у людей, стоит вспомнить литературный и историкокультурный контекст в Марокко и мире в 40-70-ых годах. Начало увеличения интереса к экзистенциализму в кругах западной интеллигенции в 40-ые годы связано с ужасами Второй мировой войны, жестокостью тоталитарных режимов и культурой Сопротивления, вследствие чего писатели, интеллектуалы и философы разочаровались в гуманизме, культуре и личности человека. Данное направление литературы выражало умонастроения и состояния военного и послевоенного поколения Европы. Таким же образом, экзистенциализм получил развитие и в Марокко, которое претерпело схожие процессы: борьба за независимость страны, схожее с движением Сопротивления, поворот власти в сторону абсолютизма, “закручивание гаек” и т.д. Во время прочтения романа многие читатели надеялись найти объяснение поведения главного героя романа. Однако автор не ставил задачу объяснить состояние поколения Бу Махди, он хотел показать читателю эти чувства безысходности и отчуждения.
Роман «Тротуары и стены» является одним из первых произведений в Марокко, в котором присутствует эстетика экзистенциализма. Автору удалось описать состояние отчужденности, пустоты и бес- персонажами угадываются экзистенциальные мотивы, образ целительной природы явно намекает на романтизм и т.д. Возможно, смешение различных литературных направлений обусловлено тем фактом, что первые произведения в романном жанре начали появляться в Марокко только в 50-ых годах ХХ века, что и вызывало периодическое соединение различных направлений. Во-вторых, многие критиковали «Тротуары и стены» за скучный сюжет: ни одна из сюжетных линий не приходит к какому-либо четкому заключению, в романе практически ничего не происходит – все статично и монотонно. Многие крити- смысленности жизни, которое испытывали ки и читатели не смогли распознать за- представители его поколения, другими словами, “аномию” – как бы выразился Эмиль Дюркгейм. Однако из-за ряда причин данный роман не нашел отклика ни у читателей, ни у критиков. Во-первых, роман является смесью различных направлений: в произведении присутствуют образы, присущие символизму, в мыслях Бу Махди и его взаимодействиях с другими думку автора: его идея заключалось в том, чтобы познакомить читателя с чувствами апатии и аномии, которые испытывали его современники. Писатель избирал всевозможные приемы и особенности различных направлений литературы, чтобы наиболее эффективно ввергнуть читателя в это состояние.
Список литературы Эстетика экзистенцианализма в романе "Тротуары и стены" Мухаммада Зафзафа
- Андреев Л.Г. Зарубежная литература ХХ века: учеб. для вузов. - М.: Центр Академия, 2000. - 372 с.
- Великовский С.И. Альбер Камю: Избранное. - М.: Правда, 1990. - 480 с.
- Власова О.А. Литература Марокко: История национальных литератур стран Магриба / О.А. Власова, А.Б. Дербисалиев, С.В. Прожогина. - М.: Наука, 1993. - 319 с.
- Камю А. Записные книжки. Творчество и свобода. Сборник / Пер., авт. примеч. К. Долгова. - М.: Радуга, 1990. - 608 с.
- Камю А. Посторонний. Миф о Сизифе. Калигула / Пер., авт. примеч. Н. Галь - М.: Аст, 2014. - 384 с.
- Камю А. Чума / Пер., авт. примеч. Н.М. Жаркова. - М.: Аст, 2017. - 386 с.
- Abbas K.P. Contributions of Mohammed Zafzaf to the Fiction in Morocco: department of Arabic: thesis submitted for the Degree of Ph.D. / K.P. Abbas; under the supervision of Dr. N.A. Mohamed Abdul Kader; University of Calicut. - Kerala, 2013. - 308 p.
- محمد زفزاف أرصفة وجدران \\ محمد زفزاف. - الدار البيضاء: رؤية للنشر والتوزيع، ٢٠١٣. - ١٠٢ ص.
- Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - [Электронный ресурс]. - URL: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0 (Дата обращения: 04.05.2020)