Эстетика рецептивного ответа в послереволюционном искусстве России. Теоретическая программа журнала "Кино-фот" и деятельность "Первой рабочей группы конструктивистов"

Автор: Венкова Алина Владимировна

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Языки культуры

Статья в выпуске: 1 (58), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье подвергается критическому рассмотрению эстетика рецептивного ответа, формируемая в теоретической программе и творческой деятельности группы кинематографистов, собравшихся в 1922 году вокруг журнала «Кино-фот» (Дзига Вертов, Л. Кулешов, Б. Арватов, А. Ган, Т. Глебова). Журнал являлся «ячейкой» «Первой рабочей группы конструктивистов», чьи работы экспонировались в числе участников «1-й дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства» в 1924 году в Mоскве. Показана преемственность идей этих объединений, выявлен генезис эстетической программы его участников. Отдельно рассмотрена и проанализирована структура рецептивного ответа, заложенная в манифестах, декларациях, программных выступлениях и работах киноконструктивистов. Констатируется, что рецептивная программа кинематографических опытов этого периода строится на широком спектре программируемых реакций, где с одной стороны располагается нейтральный тип рецепции, а с другой - пассивное восприятие готовых образов, где в первом случае имеет принципиальное значение визуально-сенсорный тип коммуникации, а во втором - вербально-образный.

Еще

Дзига вертов, жизнестроение, киноглаз, киноки, кино-фот, конструктивизм, лев кулешов

Короткий адрес: https://sciup.org/140257529

IDR: 140257529

Список литературы Эстетика рецептивного ответа в послереволюционном искусстве России. Теоретическая программа журнала "Кино-фот" и деятельность "Первой рабочей группы конструктивистов"

  • Арватов Б. Агит-кино // Кино-фот. - 1922, № 2. - С. 2.
  • Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - М.: Медиум 1996. - С. 15-65.
  • Вертов Д. План-сценарий к фильму «Человек с киноаппаратом» // Вертов Д. Краткая летопись жизни и творчества. Факты, замыслы, фильмы, публикации. - М.: Искусство, 1967. - С. 18-21.
  • Вертов Дзига, Родченко А. «Мы» (Вариант манифеста) // Кино-фот. - 1922, № 1. - С. 11-12.
  • Ган А. Кино-правда. Тринадцатый опыт // Кино-фот. - 1922, № 5. - С. 6-7.
  • Ган А. Конструктивизм. - Тверь: Тверское издательство. - 1922. - 70 с.
  • Герман М.Ю. Снова об искусстве 30-х. Некоторые вопросы истории и анализа // Вопросы искусствознания. - 1995, № 1. - С. 99-126.
  • Глебова Т. Дальнейшее // Кино-фот. - 1922, № 5. - С. 3.
  • Каталог 1-й дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства. - М. 1924.
  • Кино-фот № 1, 1922.
  • Кулешов Л. Камерная кинематография // Кино-фот. - 1922, № 2. - С. 3.
  • Соколов И. Скрижаль века. // Кино-фот. - 1922, № 1. - С. 3.
Статья научная