Эстроз овец. Биологические и экологические основы функционирования паразитарной системы

Автор: Толоконников В.П., Оботурова Н.П., Поветкин С.Н., Багамаев Б.М., Ногин С.Р., Копчекчи М.Е., Зирук И.В.

Журнал: Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана @uchenye-zapiski-ksavm

Статья в выпуске: 1 т.257, 2024 года.

Бесплатный доступ

В работе представлены данные о проблеме эстроза мелкого рогатого скота в Ставропольском крае. Авторами изучено биологические и экологические основы функционирования паразитарной системы при эстрозе овец и представлены данные, где выяснено, что один организм (паразит) живет за счет другого организма, а вместе они образуют паразитарную систему, в которую могут входить представители различных групп беспозвоночных животных.

Структурно-функциональная организация паразитарной системы, онтогенез преимагинальных стадий, диапауза, трофические связи

Короткий адрес: https://sciup.org/142240435

IDR: 142240435   |   DOI: 10.31588/2413_4201_1883_1_257_251

Текст научной статьи Эстроз овец. Биологические и экологические основы функционирования паразитарной системы

Овцеводство является традиционной сельскохозяйственной отраслью в Ставропольском крае. Здесь разводят десять пород овец: шесть тонкорунных, одну полутонкорунную, три грубошерстных. Сдерживающим фактором успешного развития овцеводства являются заразные болезни, к числу которых относится и эстроз овец, имеющий широкое распространение в Ставропольском крае и наносящий овцеводству значительный экономический ущерб. Возбудителями эстроза у овец являются паратизирующие личинки овечьего овода [2, 4, 5, 9].

Современное состояние исследований проблемы эстроза диктует необходимость дальнейшего изучения биологических и экологических основ функционирования паразитарной системы при эстрозе овец, определения уязвимых звеньев в индивидуальном и популяционном развитии овечьего овода овец и разработки на этой основе современных технологических приемов борьбы с ним. В литературе отсутствуют сведения о наличии диапаузы и ее форм у овечьего овода в онтогенезе. Однако установлено, что насекомые других видов не одинаково реагируют на воздействие одних и тех же факторов внешней среды.

Одни впадают в диапаузу, что может является причиной задержки их развития. Членистоногие других видов, при тех же условиях, в диапаузу не впадают [1, 3, 6-8, 10]. Важное значение имеет изучение диапаузы у экто- и эндопаразитов животных, у которых функцию связи с внешней средой выполняет организм хозяина. Отсутствуют сведения о влиянии эндогенных и экзогенных факторов на развитие облигатной и факультативной диапаузы у овечьего овода.

Материал и методы исследований. Материалами для исследования служили инвазированные овцы и паразитирующие личинки Oestrus ovis, полученные от спонтанно инвазированных овец. Изучение морфологии личинок овечьего овода, проводили методами ручного анатомирования и гистологических исследований.

Изучение распространения эстроза у овец в хозяйствах Ставропольского края разных форм собственности основывалось на данных клинического осмотра поголовья овец и результатов вскрытия голов, полученных от инвазированных животных на мясоперерабатывающих предприятиях. Определяли уровни экстенсивности и интенсивности эстрозной инвазии, проводили дифференцированный подсчет паразитирующих личинок по стадиям развития и распределение их в носовой полости, лобной и придаточных пазухах организма хозяина.

В биотопах и местах содержания овец определяли: местообитания оводовых мух, численность их популяций, изучали особенности поведенческих реакций оплодотворенных самок при нападении на овец. Осуществляли контроль суточной и сезонной активности имаго оводовых мух в биотопе. Проводили исследования экологической пластичности имаго и преимагинальных стадий. Плодовитость самок оводовых мух определяли методом ручного препарирования под микроскопом МБС – I.

Результат исследований. Эстроз – паразитарная болезнь овец. Возбудителем являются личинки Oesrus ovis – облигатные паразиты овец. Развитие личинок овечьего овода (ларвальный паразитизм), относят к фазовому паразитизму. Имаго Oestrus ovis – афаги, ротовой аппарат у них рудиментирован. Афагию считают нормальным состоянием в определённый период жизни насекомого, когда его жизнеобеспечение осуществляется за счет жирового тела – резервных запасов насекомого, накопленных паразитирующей личинкой овечьего овода в онтогенезе.

Процесс преимагинального развития O. ovis предполагает три (1, 2, 3) стадии (возраста) личиночного развития. Личинки третьего возраста выпадают из организма хозяина на почву, внедряются в нее, где и окукливаются. Процесс рождения овечьего овода (вылупления из пупария) сопровождается выходом из почвы, расправлением крыльев, пигментацией и затвердением покровов. Для афагов характерен одновременный массовый вылет оводовых мух весенней генерации в сжатые сроки, 2-4 суток.

В процессе проводимых исследований изучали местообитания оводовых мух в биотопе. В экологии местообитание определяется, как комплекс определенных стаций одного или нескольких биотопов, занимаемых насекомыми определенного вида, которые находят там необходимые биоклиматические и экологические условия, необходимые для их существования в течение жизненного цикла.

Наибольшую суточную активность оводов регистрировали в апреле в период с 9-ти часов утра до 15-17 часов дня. При подлете к животному оводы «зависали» на расстоянии нескольких сантиметров (25см) от ноздрей животного, направляли в эту сторону брюшко, производили им сократительные движения, при посредстве которых впрыскивали паразитирующих личинок в носовую полость жертве с четкой ориентацией на поток выдыхаемого животным теплого воздуха. В один прием одна самка овечьего овода впрыскивает в носовую полость одному животному 8–27 личинок 1-й стадии. В течение 1-7 суток (при ежедневном вскрытии голов убойных животных) на мясоперерабатывающих предприятиях мы установили, что живые личинки полостного овода у инвазированных овец распределялись на поверхности слизистых оболочек разных отделов носовой полости. В первые 1-3 суток их размещение в организме хозяина носило равномерный, а через 5-7 суток – агрегированный характер. Личинки формировались в группы (по 5-6 экземпляров), перемещались в полости роговых отростков, лобных и гайморовых пазух, где прекращали двигательную активность.

Нами было отмечено, что отличительная особенность поведенческих реакций личинок овечьего овода в этот период характеризуется их способностью чередования двигательной активности и состояния анабиоза, которое демонстрировалось торможением метаболических процессов и повышенной устойчивостью к воздействию жизненно важных экологических факторов: температуры, влажности, питания. Часть популяции паразитирующих личинок овечьего овода первой стадии локализовались в области носовых ходов, другие – в первой трети площади слизистой оболочки носовой полости.

Поведенческие реакции личинок овечьего овода в этот период демонстрировались чередованием состояний покоя и двигательной активности и впадением в диапаузу, которая проявлялась отсутствием активности и повышенной устойчивостью к снижению температуры внешней среды в зимний период и повышению температуры в летний.

В процессе многолетних исследований установили, что распределение популяции паразитов в популяции хозяина имеет равномерный характер. Экстенсивность эстрозной инвазии у овец в степной зоне Ставропольского края варьирует в пределах 75-95%. Средние показатели интенсивности инвазии составляют 25-40 экземпляров личинок на одно животное. Высокий уровень экстенсивности оводовой инвазии обусловлен, на наш взгляд, достаточно высокой плодовитостью самок овечьего овода, феноменом их афагии, когда при отсутствии необходимости поиска пищи, на фоне приуроченности оводовых мух к местам содержания овец, оплодотворенные самки оводов совершают многократные нападения на овец, Обобщая результаты проведенных исследований, следует отметить, что низкая двигательная активность самок оводовых мух или их неподвижность в период эмбриональной диапаузы создают предпосылки для организации эффективных мер борьбы с ними в местах обитания насекомых этого вида.

Основными формами размещения популяции оводовых мух в биотопе, являются заселение ими определенных местообитаний и их территориальное распределение. Установлено, что родственные виды никогда не заселяют одни и те же стации. Эта особенность избирательного заселения видами строго определенных станций представляет важную экологическую закономерность, называемую принципом стационарной верности.

Паразитические личинки овечьего овода в период своего развития в носовой полости организма питаются секретами из носовой полости, слизью, тканевой жидкостью. Физиология паразита подчинена физиологии хозяина, а его жизненный цикл невозможен без получения от хозяина необходимых для него биологических ресурсов. Такие ресурсы паразит может получить только от ограниченного числа видов хозяев.

Важно подчеркнуть, что небольшие размеры насекомых обеспечивают им ряд преимуществ, использования этими насекомыми небольших укрытий: углублений, трещин и др. Отмечено, что при быстром темпе увеличения численности популяции и благоприятных условиях, связанных с большой интенсивностью метаболизма, для членистоногих типичен r-отбор, т.е. отбор на повышенную плодовитость, которой часто сопутствуют резкие колебания численности их популяций – с уменьшением размера организма насекомого возрастает его относительная поверхность, влияние показателей температуры и влажности. Без морфологических адаптаций наземное членистоногое может быстро потерять влагу буквально за минуты.

Насекомые не имеют постоянной температуры тела и относятся к пойкилотермным организмам. Соотношение между теплопродукцией и их теплоотдачей определяет уровень тепла в их организме, т.е. температуру тела. Насекомое быстро прогревается и остывает. При отрицательных температурах воздуха наземные членистоногие, не могут быть в активном состоянии. Соотношение между теплопродукцией и их теплоотдачей определяет уровень тепла в их организме, т.е. температуру тела.

Регуляция температуры осуществляется у насекомых разными способами, основным из которых является процесс терморегуляции через посредство реализации поведенческих реакций, изменений местоположения, позы насекомого. При перегревании тела насекомые переходят с освещенных солнцем или сильно нагретых мест в затененные, более прохладные места, где температура их тела снижается до приемлемого уровня; и, наоборот, при недостатке тепла происходит их передвижение на освещенные солнцем участки.

Заключение . Из вышеизложенного следует, что паразитизм при эстрозе – понятие не систематическое, а скорее экологическое, это двух или многоуровневая трофическая система, в которой один организм (паразит) живет за счет другого организма, а вместе они образуют паразитарную систему, в которую могут входить представители различных групп беспозвоночных животных.

Таким образом, в данной работе рассмотрены структурно-функциональная организация паразитарной системы при эстрозе овец, биологические и морфологические особенности ее функционирования.

Список литературы Эстроз овец. Биологические и экологические основы функционирования паразитарной системы

  • Енгашев, С. В. Эффективный препарат при эстрозе овец / С. В. Енгашев, Е. С. Енгашева, В. И. Колесников, Н. А. Кошкина // Вопросы нормативноправового регулирования в ветеринарии. -2019. - № 2. - С. 58-60. EDN: ZTHXYD
  • Енгашева, Е. С. Монизен форте при эстрозе овец / Е. С. Енгашева, С. В. Енгашев, В. И. Колесников, Н. А. Кошкина, Е. А. Киц // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. - 2018. - № 4. - С. 102-104. EDN: YPXEPJ
  • Колесников, В. И. Эффективность действия антигельминтных препаратов на основе авермектиновых соединений при смешанных паразитозах коз / Колесников В. И., М. С. Лоптева, Н. А. Кошкина [и др.] // В сборнике: Современные проблемы общей и частной паразитологии. Материалы II Международного паразитологического форума. Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины; Зоологический институт РАН. - 2017. - С. 132-136. EDN: YNGMLP
  • Кошкина, Н. А. Эффективность препарата Флайблок инсектицидная бирка при арахно-энтомозах рогатого скота / Н. А. Кошкина, В. И. Колесников, М. С. Лоптева, С. В. Енгашев, Е. С. Енгашева // Сельскохозяйственный журнал. - 2018. - № 3 (11). - С. 74-81. EDN: ZSNQZD
  • Пушкин, С. В. К вопросу экологической классификации личинок некробионтных энтомокомплексов / С. В. Пушкин // В сборнике: Природные ресурсы и экологическое воспитание на Северном Кавказе. Материалы III Международной конференции. - 2014. - С. 34. EDN: UFYRDZ
  • Пушкин, С. В. Экологогеографический обзор рода Orphilus er. (Coleoptera: Dermestidae) Кавказа / С. В. Пушкин // В сборнике: VIII Чтения памяти О. А. Катаева Вредители и болезни древесных растений России. Материалы международной конференции. под ред. Д. Л. Мусолина и А. В. Селиховкина. -2014. - С. 65.
  • Четвертнов, В. И. Терапия стронгилятозов желудочно-кишечного тракта и эстроза овец / В. И. Четвертнов // Сельскохозяйственный журнал. - 2019. -№ 4 (12). - С. 65-69. EDN: SFHVBO
  • Щуров, В. И. Чужеродные и криптогенные виды насекомых (Arthropoda: Insecta) в природных резерватах (ООПТ) Краснодарского края / В. И. Щуров, А. С. Замотайлов // Вестник Тюменского государственного университета. Экология и природопользование. - 2022. - С. 196.
  • Pushkin, S. V. The use of model groups of necrobiont beetles (Coleoptera) for the diagnosis of time and place of death / S. V. Pushkin, B. M. Tsymbal, A. A. Nagdalian, K. V. Nuzhnaya [et al.] // Entomology and Applied Science Letters. -2019. - Т. 6. - № 2. - P. 46-56. EDN: AISMGU
  • Siddiqui, S. A. Manipulation of the black soldier fly larvae ( Hermetia illucens; Diptera: Stratiomyidae) fatty acid profile through the substrate / S. A. Siddiqui, E. R. Snoeck, A. Tello, M. C. Alles [et al.] // Journal of Insects as Food and Feed. - 2022. -Т. 8. - № 8. - P. 837-855. EDN: JFWMDZ
Еще
Статья научная