Этапы развития правового положения кыргызских женщин
Автор: Тилекова А.Т.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 11-3 (50), 2020 года.
Бесплатный доступ
Поскольку женщины являются опорой нашего общества, они играют жизненно важную роль в построении нации. В статье рассматривается правовое положение женщин с X-XI в. когда стали господствующими среди предков киргизских и родственных им племен патриархально-феодальные отношения. Остатки патриархальных семей сохранились у киргизов еще в первой половине XIX в., а в отдельных случаях и позднее. Статья представляет собой попытку описать меняющуюся роль и ее законные права женщин. Исследование также показывает, что кыргызские женщины имеют несколько более низкий статус, чем мужчин, несмотря на многие усилия, предпринятые правительством и конституцией Кыргызской Республики. В статье предусмотрены различные правовые и конституционные средства правовой защиты улучшения правового положения женщин.
Права женщин, патриархат, реформа, конституция, дискриминация, демократия
Короткий адрес: https://sciup.org/170187042
IDR: 170187042 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11293
Текст научной статьи Этапы развития правового положения кыргызских женщин
Правовой статус женщин в Кыргызской Республике претерпел множество серьезных изменений за последние несколько тысячелетий. Из неравного статуса с мужчинами с древних времен до низов средневековья, до поощрения равноправия многими реформаторами, история женщины в Кыргызской Республике были полны событий. В современном Кыргызстане женщины украшают высокие посты, как экспрезидент Роза Исаковна Отунбаева, вицеспикер Жогорку Кенеша Асия Сасыкбаева, вице-мэр Бишкека Айгуль Рыскулова и т.д. Несмотря на то, что женщины занимают руководящие должности, они продолжают сталкиваться с дискриминацией, социальными проблемами и часто становятся жертвами жестокого обращения и насильственных преступлений.
Социальные изменения – неизбежное явление любого общества. Социальноэкономические тенденции и политические движения общества диктуют баланс между правами и обязанностями личности. Таким образом, закон и справедливость обеспечивают потенциальную силу для достижения прогрессивных социальных изменений.
Правовой статус кыргызских женщин с X-XI в. потерпел патриархально- феодальные отношения. Хотя до карасук-ского времени (1200-700 лет до н. э.) правили матриархатские семейные общины.
Остановимся на правовом положении женщин в нормах обычного права. Нормы обычного права (адата) функционируют в кыргызском обществе как неписаные правовые нормы, сохраняя регулятивную ценность в сфере социальных отношений, где особое место занимают вопросы правового положения женщин. Согласно исследованиям С. Абрамзона существование патриархальной семьи у племен, послуживших базой формирования киргизской народности, подтверждается многими источниками. А правовое положение женщин определил распространенный в недавнем прошлом в быту киргизов, как и других народов Средней Азии и Казахстана институты левирата и сорората. Этим институтам относились такие формы брака как – «Брак покупкой». Как отмечается в литературе, родители старались подыскать для своих дочерей богатых женихов, а для сыновей – некрасивых и бедных невест, за которых не требовали большого калыма. Таким образом, можно заметить, что женщина выступала, своего рода товаром за который можно получить вознаграждение [1, с. 657].
В условиях господства патриархальнофеодальных общественных отношений имущественные отношения основывались главным образом на нормах обычного права, которая основывалась на интересах мужчины-собственника и, следовательно, покоилось на вполне оформившемся принципе социального неравенства, отстаивал принципы господства и подчинения женщины мужчине [2, с. 45]. Давая общую характеристику имущественных отношений в киргизской семье, можно отметить, что женщины исключались из круга наследников. Вопрос о личных взаимоотношениях в старой киргизской семье был решающим образом связан с положением в ней женщины. Положение же женщины вытекало из господствовавшего в семье патриархального уклада. Оно определялось и бесправием ее в общественной жизни. Но при всей категоричности норм обычного права, ставивших женщину в неравноправное положение с мужчиной, киргизские женщины проявляли значительную самостоятельность в домашнем быту, а иногда и за его пределами. Заслуживают внимания замечания, сделанные известным исследователем и путешественником Н.А. Северцовым, посетившим Тянь-Шань. Он писал: «...вообще киргизки не робкого десятка». По его заметкам, кыргызские женщины не признают власти. Они постоянно заняты домашними делами, но это не говорит о том, что она «раба» она «хозяйка», так как муж часто у ней на посылках. По наблюдениям Н.А. Северцова в домашнем быту «смирение нередко приходится на долю мужчины», который в кибитке «почти что гость, по возможности ублаготворяемый, но безгласный и пассивный, а она самостоятельная и полновластная хозяйка» [3, с. 355]. Другой наблюдатель, И.П. Ювачев, отмечал: «Киргизка – прекрасная наездница, отличная работница и разбитная женщина в кругу гостей. Случалось, что киргизки выступали и на общественную деятельность» [4, с. 53-55].
Полигамия – еще одно проявление отсутствие прав у женщин, которая появилась в первой половине XVII в. и господствовало у киргизов вплоть до 1930 года.
Многоженство было доступно богатому слою населения. А, следовательно, тянул за собой шлейф господства мужчин над женщинами и безоговорочного подчинения последних. Отдав выкуп за невесту, богатые мужья удовлетворяли свои похотливые инстинкты, а также хозяйственные расчеты. Оно вместе с тем использовалось как одна из форм эксплуатации женского труда. Например: первая, старшая жена ведала домашней жизнью семьи, распоряжалась снохами и дочерьми, намечала виды домашней работы, которую они должны были выполнить. Она учила их и давала им разъяснения, о том, как правильно и в каком количестве готовить еду, при приеме гостей она только давала распоряжения. В ее обязанности также входило нравственно-воспитательная часть всех представителей прекрасного пола. Первая жена подчинялась только мужу. Вторая жена была заместителем первой жены. Даже распределение еды говорит о том, что женщины не имели никаких прав, так как снохи или младшие жены всегда ели остатки пищи. Религия всегда гласила о том, что отношения должно быть одинакова ко всем женам, но обычай левирата были сильнее религиозных убеждений.
Бракоразводный процесс был доступным для женщин, но не был востребован. В отличие от того, что мужчина всегда в любом месте и в любую минуту мог произнести слово «талак» и развестись. Еще унизительнее было только «уч талак» троекратный развод (особая форма развода, когда восстановить брачный союз возможно только после того, как разведенная жена выйдет замуж, хотя бы фиктивно, за другого, и новый муж даст ей развод; для того чтобы троекратный развод стал действительным, достаточно три раза произнести слово «талак», дальше следуют только формальности)».
Социально-экономические и политические факторы сыграли важную роль в их подавлении. Социальные запреты и дискриминационная практика в отношении женщин продолжали существовать вплоть до приобретения независимости Кыргызстана. С рождением независимого Кыргызстана появился великий документ, на- полненный новыми идеями, новой философией и новыми правами, а именно – Конституция. Он вызвал радикальные изменения и социальную революцию. Конституция представляла собой достижение многих целей, основная и самая значительная среди которых была цель социальной революции. Благодаря этой революции должны быть полностью удовлетворены основные потребности простого человека. Основной закон Кыргызской Республики – документ обеспечивающий равенство женщин с мужчинами в вопросах гражданских, политических и экономических прав. Политические права также были предоставлены кыргызским женщинам в соответствии с положениями Конституции. Кроме того, они получили право голосовать и баллотироваться на любой пост.
Будучи ведущим демократическим государством в регионе, Кыргызстан присоединился к более чем 50 международным пактам, в том числе к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) [5], Пекинской платформе действий [6], выполнению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРТ), и Парижской декларации по повышению эффективности внешней помощи [7].
Кыргызстан располагает солидной законодательной базой, гарантирующей равенство мужчин и женщин. В гражданском, уголовном, трудовом и семейном кодексах провозглашены равные права для мужчин и женщин. В 2013 году Кыргызстан утвердил дорожную карту по устойчивому развитию на 2013-2017 годы, подготовленную Аппаратом Президента. Эти меры содействуют реализации первой долгосрочной инновационной Стратегии по обеспечению гендерного равенства (20122020 гг.) и его первоначального Национального плана действий на 2012 год.
В феврале 2013 года при активной информационной поддержке со стороны Структуры «ООН-женщины» в сотрудничестве с Региональным центром ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии (РЦПДЦА) и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Кыргызстан принял Национальный план действий по осуществлению резолюции 1325 Совета Безопасности ООН, которая, наряду с шестью вспомогательными резолюциями Совета Безопасности ООН – 1820, 1888, 1889, 1960, 2106, 2122 – является частью обязательств ООН в отношении прав женщин. Эти политические документы представляют собой новый подход к обеспечению гендерного равенства в Кыргызской Республике.
Согласно вышесказанному, мы можем сделать вывод, что после обретения независимости Кыргызстаном было принято много законов для расширения прав, возможностей и улучшения положения женщин, но эти законы остаются только на бумаге.
Несмотря на принятые меры, в стране по-прежнему наблюдается высокий и растущий уровень неравенства, и существенный дисбаланс между регионами. Женщины практически исключены из процесса принятия решений. Насилие в отношении женщин является широко распространенным явлением и принимает различные формы, включая бытовое насилие, похищение невест, торговлю людьми, ранние браки и физическое насилие. Отрицательное истолкование некоторых культурных и социальных традиций все больше ограничивает право женщины самостоятельно распоряжаться своей жизнью. В этой связи возрастает риск вовлечения женщин в радикальные религиозные группировки.
Необходимо оказывать поддержку семьи и молодой мамы, помощь от государства во время родов, воспитания ребенка, возможность устроить ребенка в ясельные учреждения, для того чтобы мама могла устроиться на работу. Неоплачиваемый труд по дому ограничивает возможности трудоустройства сельских женщин в фермерские хозяйства или другие предприятия. Производственные ресурсы должны быть доступны для кыргызских женщин.
Список литературы Этапы развития правового положения кыргызских женщин
- Хрестоматия по истории государства и права Кыргызстана: Учебное пособие. - Т. 1 / Сост. Б.И. Борубашов. - Б., 2008. - 657 с.
- Загряжский Г.С. Кара-киргизы. Туркестанские ведомости, 1871. №42.
- Северцов Н.А. Путешествия по Туркестанскому краю. - 355 с.
- Абрамзон С.М. Этнографические экспедиции в Киргизской ССР в 1946-1947 гг. Изв. ВГО, т. 80, вып. 4, 1948, 53-55.
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. - Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.
- Пекинская Декларация от 4-15 сентября 1995 года.
- Парижская декларация по повышению эффективности внешней помощи от 2 марта 2005 года.