Этническая идентичность русских (на примере студентов в Республике Мордовия)

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14720345

IDR: 14720345

Текст статьи Этническая идентичность русских (на примере студентов в Республике Мордовия)

Синтезируя различные точки зрения на природу этичности, можно выделять следующие ее особенности: консервативность; обращенность к образам прошлого; нацеленность на мобилизацию сил индивида и группы, особенно в случаях угрозы ее позитивности; солидарность и групповую сплоченность; потенциальную конфликтность; эмоциональность и потому уязвимость при внешнем воздействии; способность актуализироваться под внешним воздействием, а значит, управляемость. Еще более личностно значимой и эмоциональной этичность становится в соединении с религиозной идентичностью.

Этническая идентичность как личностная ценность взаимосвязана с определенными характеристиками самосознания, в частности установочными образованиями. В число последних обычно включают стереотипы, предубеждения, предрассудки и другие установочные образы.

Разрушение всей системы социальной идентичности — это начало трансформации самой этичности. В условиях, когда этичность остается единственной массовой формой групповой самоидентификации, для по- давляющего большинства этнических общностей процессы социальной трансформации обретают характер инициированных извне и, следовательно, этнически чужеродных. Социальные противоречия на уровне обыденного сознания получают этническую интерпретацию, т. е. сводятся к проблемам развития взаимоотношений этнических общностей и к проблемам развития «собственной» общности в качестве этноса.

Обращаясь к настоящему моменту состояния межэтнических отношений в Мордовии, трудно не согласиться с утверждением, что «такой многоэтнический регион, как наша республика, может служить “лабораторией” исследования прошлого и настоящего народов, уживающихся друг с другом на протяжении многих веков»1. Однако с дестабилизацией социально-экономической и политической обстановки в стране и в республике в частности, сфера межэтнических отношений не могла не стать уязвимой для сходных кризисных явлений. Результаты социологических опросов, проведенных 1990-х гг. в Мордовии, свидетельствуют о некотором росте межэтнической напряженности в республике, говорят о тенденции более значительного ослабления этнокультурных традиций русского населения по сравнению с другими этническими общностями, проживающими в республике. Хотя этот процесс начался не в 1990-х гг., а гораздо раньше, но именно тогда русские стали акцентировать общественное внимание на слабости собственной национальной специфики, говорить о засилии привилегированной мордовской культуры.

В 1992 г. было зарегистрировано республиканское общество русской культуры «Русь». Лидеры общества выступали против политических мероприятий «Масторавы». В 1995 г. общество русской культуры переформировалось в общественно-политическое движение «Русская община в Мордовии». В ряде его политических требований к центральной власти в ответ на суверенизаторс-кие устремления эрзянских националов были и совсем крайние: ликвидация Мордовии как политической единицы и преобразование в Саранскую область. Абсолютное большинство русского населения не поддержало эту идею активистов «русской общины». Почему? В сравнении с другими республиками, за русскими в Мордовии всегда сохранялся статус «национального большинства» (70 % населения), что позволяло им чувствовать гораздо более тесную связь с общероссийским нежели национально-региональным, сознанием. Позитивная этническая идентичность для русских не такой значимый фактор, как для титульного народа. Большинство русских были за сохранение устойчивого социально-экономического и политического статуса региона, в котором они проживают. Это являлось залогом и нормального психологического фона межэтнических отношений

Оценивая социально-культурную дис-танцированность русских от представителей других этнических общностей Мордовии, нельзя говорить о существовании для первых отчетливой этнической границы в личных, семейно-бытовых контактах. Важно отметить, что русские, как правило, не отдают каких-либо особых предпочтений ни эрзянам, ни мокшанам, поддерживая примерную равновесность этнонаправленной коммуникативной нагрузки.

Задачей нашего эмпирического исследования было определение характерных очертаний этнической идентичности русских в Мордовии в сравнении с этичностью мордовских и татарских респондентов, а также в сопоставлении с аналогичными данными по другим республикам России. Были проведены: Диагностический тест Отношений, методики «Типы этнической идентичности» и «Этническая аффилиация».

На первом этапе исследования респондентам было предложено ответить на вопросы этнопсихологической анкеты. Объектом исследования явились студентов экономического и филологического факультетов Мордов- ского университета, из которых 50 — мордва, 50 — русские, 46 — татары. Материал собирался в сентябре-ноябре 2004 г. В связи с небольшими выборками представителей этнических общностей мы не имели возможности выявить абсолютно статистически достоверные данные о состоянии этнической идентичности, генерируемой большинством русскоязычного населения, проживающего на территории Мордовии.

Вопросы методики «Этническая аффилиация» предполагали выяснение наличия двух противоположных эмоций — «стыд» и «гордость» по отношению к своей этнической общности. Сравнительно высокий уровень этнического самоуважения татарских респондентов является важным индикатором безусловной позитивности их этнической идентичности, благополучности их психологического состояния. Не так высок уровень чувства гордости у русских респондентов, что тоже показательно. Но в сравнении с аналогичными данными этносоциологичес-ких исследований по Мордовии, проведенных в 1990-х гг., а также с данными из других республик Российской Федерации (Татария, Тува, Осетия, Якутия) русские респонденты в нашем случае уже не испытывают разрушительного дисбаланса между «стыдом» и «гордостью» за свой этнический статус в регионе. Для них характерно вообще отсутствие акцентированности на этнической идентичности. В большинстве республик России доля этнически индифферентных колеблется в пределах 10 — 12%2. Полученные нами данные о количестве этнически индифферентных русских студентов (17 %) дополняют общую картину установок на этническую самооценку у русских и в других регионах России. В основе усиления тенденций формирования этнической идентичности по типу индифферентности лежат психологические механизмы.

По данным других методик эмпирического исследования выяснилось следующее.

  • 1.    РусскРусские5 студенты лобладают знач нормой этнической идентичности, при которой наблюдается толерантное отношение к представителям других этнических общностей, но более позитивное — к своей. В отношении собирательного образа мордвы можно говорить о наличии у русских незначительной предубежденности восприятия.

  • 2.    Отмечается укрепление в среде русских студентов тенденции к этнической индифферентности (особенно в среде молодежи) как второго по степени доминирования типа этнической идентичности.

  • 3.    Высока степень психологической готовности русских к различного рода межэтническим взаимодействиям (брак, соседство, бытовые контакты, деловое сотрудничество)

и иноэтническому влиянию. В этом случае роль этнической идентичности отходит на второй план, а на первый выходят личные предпочтения. В сравнении с другими русские менее склонны активно защищать свой этнический статус. Этноаффилиативные тенденции русских (по данным крупномасштабных исследований) носят размытый и неустойчивый характер.

Список литературы Этническая идентичность русских (на примере студентов в Республике Мордовия)

  • Попов Г.Я. Особенности межнациональных отношений в Мордовии//Гармонизация национального развития и межнационального сотрудничества народов России. Саранск. 1997. С. 10 13
  • Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе//Психол. журн. 1998. № 1. С. 52 -63
Статья