Этнические общности и формирование этнокультурной компетентности в образовательном процессе (на примере вузов ФСИН России)

Автор: Туарменский Владимир Викторович, Чернышва Ольга Валериевна, Кареева Ирина Владимировна

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 10, 2022 года.

Бесплатный доступ

Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования у курсантов ведомственных вузов уголовно-исполнительной системы России этнокультурной компетентности. По мнению авторов, оно осуществляется посредством включения дополнительных воспитательных мероприятий в воспитательную работу в вузе, а также путем включения в учебные дисциплины (гуманитарного профиля) дополнительных лекционных и семинарских занятий по указанной тематике. Основной акцент делается на воспитательную работу с курсантами, а именно на внедрение разработанного авторами элективного курса по формированию позитивных межэтнических взаимоотношений у курсантов на кураторском часе. Проведенное пилотажное исследование (анкетирование) курсантов Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (г. Рязань) выявило недостаточно развитое межэтническое взаимодействие в коллективах курсантов, поэтому введение в работу кураторов учебных групп элективного курса для формирования позитивных межэтнических взаимоотношений в среде курсантов становится актуальным. В статье обозначены задачи элективного курса, а также ряд тем его лекционных и семинарских занятий. Авторы полагают, что путем внедрения элективного курса в учебный процесс вузов ФСИН России будет активизирован потенциал учебных заведений уголовно-исполнительной системы по формированию этнокультурной компетентности у курсантов. Выводы авторов подтверждены статистическими данными, полученными в ходе проведения эксперимента.

Еще

Социальная структура общества, этническая общность, курсанты, культурное наследие, межэтническое взаимодействие, поликультурное общение, полиэтничность, поликонфессиональность

Короткий адрес: https://sciup.org/149140896

IDR: 149140896   |   DOI: 10.24158/spp.2022.10.9

Текст научной статьи Этнические общности и формирование этнокультурной компетентности в образовательном процессе (на примере вузов ФСИН России)

Современный мир включает в себя несколько тысяч этнических общностей (наций, народностей, этнических групп и т. п.) и представляет собой сложную структуру этносов, отличающихся по культурному наследию, вероисповеданию, менталитету и другим критериям. Все этнические общности мира входят в состав более двухсот государств, большинство из которых полиэтничны. Так, например, в составе Российской Федерации в настоящее время проживают более 180 различных этносов.

Этнические общности занимают важное место в социальной структуре и жизни общества. Они оказывают влияние на многие процессы, происходящие в обществе, например, на кооперацию, ассимиляцию, амальгамизацию, стратификацию, интеграцию и т. д. Межэтнические отношения могут способствовать как прогрессивному развитию общества при условии позитивного межэтнического взаимодействия, так и замедлить его развитие и привести к деградации при возникновении противоречий и конфликтов между различными этническими группами.

Изучение этнической структуры общества является чрезвычайно важным и актуальным вопросом, поскольку эти исследования могут объяснить процессы этнической стратификации, социализации личности в этнической общности, позитивные (негативные) межэтнические отношения, а также причины этнических конфликтов, происходящих в современном обществе. Вопрос конструктивного взаимодействия этносов особенно актуален для России как для полиэтничного и поликонфессионального государства. «Позитивное межэтническое взаимодействие является одним из условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, а также дальнейшего развития нашей страны, сохранения ее территориальной целостности и суверенитета. Нерешенность проблем межэтнического взаимодействия может стать источником социальных рисков, а также способствовать развитию губительных для социума противоречий и конфликтов» (Кареева, Васильева, Зотова, 2020: 91).

В стремительно изменяющемся современном мире необходимо знать, учитывать и уважать нормы и ценности разных культур, уметь вести диалог с представителями различных этнических общностей. Утрата культурных ценностей, незнание национальных традиций, исторических корней служат питательной средой для социальных, межэтнических и межконфессиональных проблем. Представляется, что в нашей полиэтничной и поликонфессинальной стране позитивное межэтническое взаимодействие является неотъемлемой социальной нормой поведения.

К сожалению, сегодня из-за недостаточных знаний по истории, географии, экономике, а также пробелов в знании культуры, менталитета, обычаев, религий различных народов, проживающих на территории нашей страны, получают распространение такие негативные для общества явления, как ксенофобия, русофобия, дискриминация, шовинизм, национализм. Следовательно, проблема формирования этнокультурной компетентности является одной из наиболее важных и актуальных для нашей страны.

Как пишут И.В. Кареева и А.В. Туарменская, «одной из главных особенностей образовательных организаций ФСИН России является их многонациональный состав. Многонациональный состав и различное вероисповедание вызывают трудности межличностного взаимодействия в среде курсантов, которые не всегда могут справиться со своим индивидуальным восприятием представителей иных национальностей и этносов» (Кареева, Туарменская, 2020: 17). Безусловно, будущему сотруднику уголовно-исполнительной системы необходимо соответствовать реалиям сегодняшнего времени, а также соблюдать предъявляемые к нему морально-нравственные требования и осуществлять свою профессиональную деятельность на основе принципов гуманизма, законности и коллективизма.

О необходимости применения в ведомственных вузах программ, направленных на формирование этнокультурной компетентности у курсантов, говорится в указах Президента Российской Федерации, федеральных законах, постановлениях Правительства Российской Федерации, приказах Министерства образования и науки Российской Федерации, приказах Министерства культуры

Российской Федерации, а также ведомственных нормативных актах. Актуальность данной тематики подтверждает и Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 30 декабря 2021 г. № 745, в соответствии с которым 2022 г. объявлен годом культурного наследия народов России1.

Таким образом, формирование климата взаимного доверия и уважения по отношению к людям разных этнических общностей в вузах ФСИН России является одной из наиболее приоритетных задач.

Интересными в рамках нашего исследования представляются работы социологов Т.А. Апи-тяна (Апитян, 2002), Ю.В. Арутюняна2, Л.М. Дробижевой (Дробижева, 2019), Ю.П. Платонова3, а также зарубежных ученых Д. Берри (Berry et al., 1992), Г. Олпорта (Allport, 2018), занимающихся проблемой этнических общностей как компонента социальной структуры. Однако, несмотря на наличие ряда исследований по обозначенной тематике, проблема формирования этнокультурной компетентности у курсантов вузов уголовно-исполнительной системы России остается малоизученной. Недостаточная разработанность указанной проблематики свидетельствует о потребности в ее более углубленном изучении.

Понятия «этнос» и «этническая общность» многогранны и многоаспектны. Существует множество различных определений понятия «этнос». Мы солидарны с трактовкой Ю.В. Бромлея, который характеризует этнос «как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую многопоколенную совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык и психику), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме)» (Бромлей, 1983: 58).

Социологи рассматривают этнические общности как важный компонент социальной структуры общества и один из источников его саморазвития. Этнические общности объединяют людей на основе идей сохранения для новых поколений национальной культуры, языка, норм поведения, традиций, религии, а также дальнейшего развития духовных и материальных ценностей. Развитие полиэтничного и поликонфессионального общества происходит на основе внутреннего развития входящих в него этнических общностей. От того, как развиваются отношения между разными этническими группами внутри государства, напрямую зависит то, как будет развиваться само государство и общество.

Представляется, что приоритетную роль в реализации обозначенных выше ценностных ориентиров должны выполнять высшие учебные заведения, в том числе и вузы уголовно-исполнительной системы.

Для изучения отношения курсантов к представителям других этнических групп, а также выявления наличия знаний у них культуры, обычаев, традиций и религий людей других этнических общностей нами с помощью анкетирования было проведено пилотажное исследование.

В разработанную нами анкету были включены 30 вопросов, в том числе выявляющие наличие (отсутствие) у респондентов знаний культуры, обычаев, традиций, религий и отношение курсантов к представителям других этносов.

На первоначальном (констатирующем) этапе эксперимента нами были выделены две группы респондентов из числа курсантов 2 курса юридического факультета Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (г. Рязань): контрольная (КГ) (24 чел.) – курсанты 216 учебной группы, и экспериментальная (ЭГ) (23 чел.) – курсанты 217 учебной группы. Группы были идентичны по количеству и полиэтничны по составу. В общей совокупности анкетирование прошли 47 курсантов.

По итогам проведенного анкетирования в первую очередь обозначим, каковы знания респондентов относительно терминологии по вопросам этнической проблематики. Так, правильное определение термину «этнос» дали 58 % опрошенных, термину «менталитет» – 55 %, «толерантность» – 65 %, «межэтническое взаимопонимание» – 68 %. Верную трактовку понятию «ксенофобия» дали 54 % респондентов, «националист» – 65 %, «русофобия» – 72 %, «геноцид» – 69 %, «фашизм» – 70 %.

В процессе исследования также были затронуты вопросы, связанные со знаниями курсантов религиозных основ, обычаев и традиций представителей различных этнических общностей, проживающих на территории Российской Федерации. Так, на вопрос «Какой месяц является месяцем поста для мусульман?» правильный ответ дали 60 % респондентов, на вопрос «Что означает триединство в православии?» – 72 %, на вопрос «Знаете ли Вы, что такое дацан?» правильно ответили лишь 53 % респондентов.

Опрашиваемым был задан также ряд общих вопросов по данной проблематике. Так, например, на вопрос «Как называется государство, на территории которого проживают люди различных этносов?» правильно ответили 63 % респондентов, а с вопросом «Сколько этнических групп проживает на территории России?» справились лишь 57 % опрашиваемых. На вопрос «Представители каких религий проживают на территории Российской Федерации?» правильно ответили только 68 % респондентов.

На вопрос «В чем, по Вашему мнению, причины возникновения межэтнических конфликтов?» больше половины респондентов (69 %) обозначили только политические причины, а 6 % – не смогли ответить.

Большинство респондентов (в соответствии с анализом проведенного анкетирования) относятся к представителям других национальностей позитивно, однако 15 % опрашиваемых курсантов выразили негативное отношение к представителям других национальностей (этносов), у 7 % респондентов ответ на данный вопрос вызвал затруднения.

Интересными представляются и ответы респондентов на вопрос, распределяющий социальные роли представителей других этносов в социуме. Так, ответы на вопрос «Представителем какой профессии Вы видите человека другого этноса в вашей стране?» распределились в следующем порядке: «строитель» (41 %), «водитель» (29 %), «продавец» (15 %), «бизнесмен» (8 %), «в качестве коллеги по работе» (6 %). В соответствии с вышеизложенными данными большая часть респондентов предпочли бы видеть людей иной этнической группы только представителями таких профессий, как строитель, водитель, продавец.

На вопрос «В качестве кого лично Вы видите человека другой этнической группы по отношению к себе?» набольшее количество опрашиваемых (36 %) ответили «в качестве гостей в моей стране», 24 % – «в качестве однокурсников», 19 % – «в качестве соседей», 11 % – «в качестве сограждан», «в качестве друзей» видят людей другой этнической группы 9 % респондентов.

Таким образом, процент респондентов, испытывающих негативное и индифферентное отношение к представителям других этносов, достаточно большой, что в свою очередь также говорит о недостаточно развитой этнокультурной компетентности в коллективах курсантов.

Интересен и тот факт, что при ответе на вопрос «Испытываете ли Вы ущемление своих прав из-за этнической принадлежности?» 85 % респондентов дали отрицательный ответ, утвердительно ответили на заданный вопрос 11 % курсантов, а 4 % респондентов затруднились ответить. Данный факт также заставляет задуматься о необходимости дальнейшего формирования этнокультурной компетентности курсантов в образовательных организациях ФСИН России.

Констатирующий этап исследования дает основание полагать, что, несмотря на проводимую в вузе работу по формированию этнокультурной компетентности, знания курсантами вопросов, касающихся культуры, обычаев, традиций и религий людей других этнических общностей, недостаточны. Отношение респондентов к представителям других этносов также необходимо корректировать.

Знания респондентами КГ и ЭГ культуры, обычаев, традиций и религий людей других этнических общностей находятся приблизительно на одном уровне и также предполагают дополнительную работу по обозначенной тематике.

Основной акцент в работе по формированию этнокультурной компетентности у курсантов в вузах ФСИН России должен быть сделан на воспитательную работу и осуществляться посредством включения во внеучебную деятельность большего количества воспитательных мероприятий и включения в дисциплины гуманитарного плана дополнительных лекционных занятий и семинаров по указанной тематике.

Элективный курс разработан нами преимущественно для работы с обучающимися на кураторских часах и рассчитан на учебный год. Он включает в себя лекции, семинарские и практические занятия. Например, в элективный курс входят следующие темы лекционных занятий: «Ме- жэтнические отношения: сущность, структура, типы», «Стереотипы в обыденном сознании (этнические стереотипы и предубеждения)», «Межэтнические конфликты: причины, формы, типы», «Профилактика и пути решения межэтнических конфликтов в вузах».

Второй этап нашего исследования был направлен на реализацию разработанного нами элективного курса по формированию этнокультурной компетентности у курсантов. В формирующем этапе эксперимента приняли участие две выделенные нами группы испытуемых: ЭГ – курсанты 217 учебной группы, и КГ – курсанты 216 учебной группы.

Работа по формированию этнокультурной компетентности была реализована с обучающимися ЭГ; КГ не подвергалась целенаправленным воздействиям. Формирование этнокультурной компетентности осуществлялось с использованием авторской методики (элективный курс), которая была внедрена в воспитательную работу куратора.

После апробации элективного курса по формированию этнокультурной компетентности у курсантов в ЭГ нами был проведен контрольный этап эксперимента. Для того чтобы определить, изменился ли первоначальный (исходный) уровень знаний курсантов по вопросам культуры, обычаев, традиций, религий, а также выявить, изменилось ли отношение курсантов к представителям других этносов, мы провели повторное анкетирование.

По результатам опроса на контрольном этапе эксперимента можно отметить, что знания терминологии по вопросам этнической проблематики у курсантов ЭГ улучшились в целом на 25 %. Знания респондентов по общим вопросам заданной нами тематики также изменились в положительную сторону. Так, например, на вопрос «Как называется государство, на территории которого проживают люди различных этносов?» правильно ответили 81 % респондентов, на вопрос «Сколько этнических групп проживает на территории России?» – 78 %, на вопрос «Представители каких религий проживают на территории Российской Федерации?» – 95 % респондентов.

Нельзя не отметить и тот факт, что после внедрения элективного курса количество опрашиваемых, отрицательно относящихся к представителям других этносов, уменьшилось. Так, в ЭГ только 8 % респондентов отрицательно относятся к увеличению количества представителей иных этносов в вузе.

В ЭГ изменилось также и распределение курсантами социальных ролей относительно представителей других этносов в соответствии с результатами повторного анкетирования. Так, на вопрос «Представителем какой профессии Вы видите человека другого этноса в вашей стране?» первое место занял ответ – «бизнесмен» (50 %), второе – «продавец» (20 %), третье – «коллега по работе» (18 %), четвертое – «водитель» (8 %), пятое – «строитель» (4 %).

На вопрос «В качестве кого лично Вы видите человека другой этнической группы по отношению к себе?» набольшее количество опрашиваемых (28 %) ответили «в качестве однокурсников», 22 % – «в качестве соседей», 20 % – «в качестве друзей», 16 % – «в качестве сограждан», 14 % – «в качестве гостей в моей стране».

В ЭГ наблюдается и некоторое увеличение процента респондентов (84 %), испытывающих положительные эмоции по отношению к представителям иных этнических групп; процент респондентов, испытывающих отрицательные эмоции по отношению к представителям других этносов, стал меньше (9 %).

Таким образом, можно сделать вывод, что по сравнению с начальным этапом эксперимента после проведенного нами второго этапа (формирующего) объем знаний по этнической проблематике у респондентов в ЭГ увеличился, а отношение к другим этнофорам стало более толерантным.

В КГ вторично проведенное анкетирование показало, что показатели, полученные на первом этапе эксперимента, не изменились: знания курсантами вопросов культуры, обычаев, традиций, религий и отношение к представителям иных этнических общностей остались на том же уровне.

На основании вышеизложенных данных можно констатировать, что экспериментальное воздействие (внедрение разработанного авторами элективного курса на кураторском часе) в ЭГ было эффективно, поскольку до проведения воздействия значимых различий (статистические данные) между группами (ЭГ и КГ) не было, а после воздействия различия появились.

Перспективы исследований данной проблематики видятся в дальнейшем внедрении элективного курса, направленного на формирование этнокультурной компетентности в высших учебных заведениях уголовно-исполнительной системы и иных вузах, а также поиске новых методов и средств для формирования этнокультурной компетентности у курсантов и студентов.

Статья научная