Этнодемографическая ситуация в Российской империи в контексте укрепления российской государственности на рубеже XIX - XX вв. (на примере Кыргызстана)
Автор: Батырбаева Шайыр Джолдошевна
Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary
Рубрика: История
Статья в выпуске: 1 (17), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются этнодемографическая ситуация в Кыргызстане во второй половине XIX в., в контексте переселенческой политики России.
Этнос, демография, государство, российская империя, кыргыстан
Короткий адрес: https://sciup.org/14720672
IDR: 14720672
Текст научной статьи Этнодемографическая ситуация в Российской империи в контексте укрепления российской государственности на рубеже XIX - XX вв. (на примере Кыргызстана)
Вхождение Киргизии в состав России во второй половине XIX в., связанные с присоединением края к России исторические процессы, в целом взаимоотношения с Россией являются определяющими факторами основных тенденций этнодемографического развития республики на современном этапе. Для всестороннего анализа особенности современной этнодемографической ситуации Киргизской Республики следует исходить из истоков расширения этнического многообразия населения Киргизии, которая обусловлена прежде всего политикой Российской империи по отношению к новым территориям в ходе укрепления российской государственности на рубеже ХIХ–ХХ вв.
К моменту присоединения к России на территории Киргизии проживали представители около 40 этносов. Второе место по численности после киргизов занимало узбекское население. Численность остального населения была незначительной, в их составе были такие немногочисленные национальные группы, как татары, дунгане, уйгуры, казахи. Сюда же входили этнические группы кипчаков, тюрков, кураминцев и некоторых других жителей, проживавших на данной территории.
Выяснение этнического состава населения к концу ХIХ в. из-за незавершенности процесса формирования народности во многих случаях вызывало затруднения, и ряд авторов предпочитали пользоваться наиболее общей характеристикой. В этом плане характерно высказывание А. И. Дмитриева-Мамонтова в путеводителе по Туркестану: «В этническом отношении туземное население Туркестана представляет конгломерат – продукт смешения рас тюрко-монгольской и индо-иранской» [2, с. 40].
В переписи населения Российской империи 1897 г. впервые официально было зафиксировано этническое разнообразие населения Киргизии. Но в программе не было прямого вопроса об этнической принадлежности, а содержались только вопросы о языке и религии. Таким образом, национальность («народность») косвенно определялась по ответам на вопросы о родном языке. Итак, согласно опубликованным данным переписи населения 1897 г., по Туркестанскому генерал-губернаторству были выделены следующие языковые группы: «рус» – русский, «мр» – малорусский, «тат» – татарский, «мрд» – мордовский, «тркм» – туркменский, «узб» – узбекский, «тюрк» – тюркский, «тдж» – таджикский, «кит» – китайский, «крг» – киргизский», «крг-кс» – киргиз-кайсацкий, «кр-крг» – кара-киргизский, «срт» – сартский, «клм» – калмыцкий, «трн» – таранчи, «прс» – персидский, «арм» – армянский, «пол» – польский, а позднее по итогам переписи населения были представлены по областям следующие народности: великорусы, малороссы, белорусы, черемисы, поляки, немцы, туркмены, мордовцы, татары, киргизы, кара-киргизы, кара-калпаки, киргиз-кайcаки, сарты, узбеки, тюрки, таранчи, калмыки, китайцы, евреи, арабы и др. [5, с. 6; 6, с.12; 7, с. 5].
Определение численности народов, проживающих в крае, по языку в некоторой степени искажало картину этнического состава местного населения, а также завышало численность русских, основанную на численности населения, назвавших русский язык в качестве родного. Кроме этого, при определении этнодемографической ситуации сложность представляет то обстоятельство, что территория современной Киргизии в ходе административной реформы Туркестанского края была включена в разные уезды Семире-ченской, Ферганской, Сырдарьинской и Самаркандской областей.
Статистики, обследовавшие Туркестанский край в ходе подготовки проведения переписи 1897 г., отмечали: «Население Сырдарьинской области по этнографическому составу отличается большой разнохарактерностью. Преобладающей народностью являются киргизы (64,4 %). Они составляют главную массу населения степных частей области Перовского, Казалинского и отчасти Чимкентского уездов и Амударьинского отдела. Кара-киргизы населяют горную часть Аулиеатинского уезда» [4, с. 40]. Сводные данные переписи 1897 г. о народностях Ферганской области на основании показаний о родном языке фиксируют: «...население в большинстве состоит из представителей турецко-татарских народностей» [7, с. 5]. В то же время статистики отмечали, что в конце ХIХ в. «киргизы» были обобщающим названием народов, говоривших на различных тюркских языках и диалектах. Были выделены две языковые подгруппы: киргизско-казахская, на которой говорят современные казахи (3,9 млн чел., говорящих на языках этой группы), и кара-киргизская, на которой говорят современные киргизы (горные киргизы), которых только в Ферганской долине свыше 201 579 [7, с. 40]. В Киргизии в начале XX в. активно проходила этническая интеграция и консолидация местного и пришлого населения, а описание в различных источниках народов, проживающих на территории Киргизии, не всегда совпадало с их этнической самоидентификацией.
Из-за вышеприведенной сложности природы источника, а также незавершенности этнической самоидентификации вряд ли возможно применительно к Туркестанскому краю к концу ХIХ – началу ХХ в. более точно определить, во-первых, численность киргизов, во-вторых, этнический состав населения в целом. В современной историографии эт-нодемографический состав населения Киргизии, как правило представлены к моменту образования Кара-Киргизской автономной области.
На этнодемографическую ситуацию в Киргизии в рассматриваемый период огромное влияние оказала переселенческая политика России в Туркестане, которая началась не в 60-х гг. XIX в., как это указывается в большинстве научных трудов, а гораздо раньше – в 40-е гг. XIX в., т. е. еще тогда, когда не начались процессы присоединения киргизов к России. Первоначальными целями переселенческого движения являлось укрепление границ, недопущение в крае влияния других государств путем создания на землях Семиречья (Северной Киргизии) казачьих поселений и создания в лице казаков прочной опоры на местах. На последующих этапах переселенческого движения в связи с отменой крепостного права и начавшимся в России капиталистическим развитием, преобладающей частью переселенцев стали крестьяне.
Данный процесс продолжался до начала Первой мировой войны и имел зигзагообразный характер. Его можно разделить на четыре этапа:
– первый этап – с середины 50-х до второй половины 80-х гг. ХIХ в. – этап закрепления на новых присоединенных территориях. Основные мероприятия проводились силами местной администрации края. Она была заинтересована в более скором заселении Киргизии переселенцами из Центральной России. В этот период переселение осуществлялось преимущественно в северную часть Киргизии. Уже в начале 80-х гг. только в Семиреченской области образовалось 36 русско-украинских поселений, в которых проживали 2 500 семейств. С 1868 по 1883 г. основным правовым актом, регулирующим этот процесс, был документ, именуемый «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье», разработанный военным губернатором Семиреченской области Г. А. Колпаковским;
– второй этап – конец 80-х – первая половина 90-х гг. ХIХ в. Неурожай и голод 1891– 1892 гг. во многих областях европейской России способствовали и резкому увеличению числа переселенцев. В этот период времени начался процесс ограничения самовольного переселения. На территории Киргизии начали действовать следующие правила переселения: «Правила о поземельном устройстве оседлого населения» 1883 г. и «Положение об управлении Туркестанским краем» 1886 г. (в Сырдарьинской и Ферганской областях). Следует отметить, что для севера Киргизии в действительности было распространено действие основного переселенческого закона от 13 июля 1889 г., который позволял лишь частичное переселение;
– третий этап – с середины 90-х гг. XIX в. до 1904 г. Этот отрезок времени можно охарактеризовать крупными волнами переселения, вызванными в основном неурожаями и голодом в Центральной России и ряде местностей Сибири (первая волна – 1891–1892, вторая, 1901–1902 гг.). Только за 1902 г. в Семиреченскую область прибыли 2 700 семей, из них около половины – в Пишпекский уезд, и в 1906 г. в Семиречье насчитывалось уже 40 тыс. переселенцев;
– четвертый этап – с 1906 по 1910 г. – период Столыпинской аграрной реформы. В это время переселение достигло особого размаха. В результате этой реформы в крае возникли десятки переселенческих селений. В свете решения программы 1905 г. «О порядке колонизации Семиреченской области» с 1907 по 1908 г. начинается новая волна переселений в основном в Таласскую долину крестьян из Воронежской, Курской, Саратовской губерний России и Полтавской, Черниговской, Харьковской, Киевской и других губерний Украины;
– пятый этап начался после принятия закона 19 декабря 1910 г. и продолжался до 1917 г. Это был период так называемого «нового курса», рассчитанного на создание
«крепких» хозяйств, которые в будущем явились бы надежной опорой царской власти в крае.
В Северной Киригизии русские поселения размещались в долинных местностях всех трех уездов. Узбеки, дунгане, калмыки – только в отдельных селениях. Более равномерно, хотя и в небольшом числе, расселялись татары, украинцы, поляки, евреи и некоторые другие этносы.
Переселение русских и украинских крестьян в южные районы Киригизии несколько отличалось от северного региона республики и началось намного позднее. Здесь можно выделить две причины: во-первых, Кокандское ханство (и с ним кыргызские земли) было окончательно завоевано Россией лишь в 1876 г., во-вторых, правящие имперские и торгово-промышленные круги российской метрополии были сильно заинтересованы в среднеазиатском хлопке для текстильных фабрик и не стремились в последней четверти XIX в. форсировать крестьянский переселенческий процесс в Южный Узбекистан и южную часть Киригизии. Только в 1892 г. администрации удалось в Ошском уезде найти подходящее место для устройства там первого русского села на 200 семейств, названного Покровским [4, с. 9]. Н. Гаврилов в своем очерке так писал о ходе переселения: «За 1906–1910 гг. численность устроенных переселенцев составила в Сыр-дарьинской области 1 111 семей, Самаркандской – 244, Ферганской – 64 и всего 1 419 семей. По сравнению с предыдущим периодом в 32 года (1874–1906) было устроено 4 800 семей, такой результат можно признать значительным. Но для укрепления русского влияния в крае, площадью в 72 млн десятин, с 4½ миллионным инородческим населением – этого мало, слишком мало» [1, с. 133]. Чтобы интенсивно осваивать Южную Киргизию для устройства переселенцев, со стороны царской администрации предпринималось экономическое принуждение. Об этом свидетельствуют высказывания Н. Гаврилова о переселенческом деле в Туркестане: «В целях увеличения русского населения в Ферганской и Самаркандской областях включать в договоры предпринимателей по орошению свободных земель в Туркестане обязательства предоставить часть площади под устройство русских переселенцев» [1, с. 136]. Тем самым этнический состав населения юга республики имел иной характер, чем на севере республики, где более динамично шла трансформация этнического состава населения.
В первые годы советской власти не было существенных государственных мероприятий, которые бы основательно затронули этнический состав населения. В период с 1917 по 1926 г. в Киргизии отмечалось сначала сокращение, а затем увеличение темпов роста ее населения. Негативные демографические изменения были обусловлены влиянием сложнейших экономических и политических факторов – империалистической и гражданской войнами, интервенцией, хозяйственной разрухой. Последующие изменения в этно-демографической ситуации целиком зависели от национальной политики Советского государства.
К моменту образования Кара-Киргизской Автономной области РСФСР, всего населения насчитывалось 798 090 чел., из них кара-киргизов – 504 917, или 63,3 % от всего населения, русских – 137 513, или 17,2 %, узбеков – 122 331, или 15,3 % и других национальностей 33 329, или 4,2 % » [8, с. 11]. В материалах и документах об образовании Киргизской Автономной ССР было указано, что численность ее населения составляла 829 300 человек. Распределение по национальному признаку для 1925–1926 гг. было следующее: киргизы – 499 487 чел., или 60,2 %, русские – 161 299 чел., или 19,4 %, узбеки – 124 727 чел., или 15,0 %, казахи – 15 757 чел., или 1,9 %, остальное приходилось на дунган, уйгур, татар, немцев, таджиков и др. [3, с. 7].
Таким образом, из вышеизложенного следует, что в Киргизии основной тенденцией трансформации этнического состава населе- ния страны в рассматриваемый период был рост ее полиэтничности в результате миграционных процессов, вызванных относительным аграрным перенаселением и развитием капитализма в России. Наличие у Российской империи единого сухопутного пространства позволяло жителям метрополии без особых дополнительных усилий заселять новые, присоединенные земли, продвигать на них свои методы ведения хозяйства и привычный для переселенцев образ жизни, содействовал цементации, объединению народов, проживавших в границах единого государства.
Исторически сложившаяся к 1917 г. многонациональная структура населения края обусловила тенденции этносоциальных процессов в нем как в дореволюционное, так и советское время. Коренное население расселялось относительно равномерно, а пришлые национальности – более или менее дисперсно. Активная трансформация этнической структуры населения, обусловленная, с одной стороны, политикой Российской империи в области переселения на присоединенные территории, с другой – шла дальнейшая этническая консолидация, этническая самоидентификация среди народов, проживающих в Киргизии. Для усиления своей власти на новом месте царское правительство стало законодательно закреплять норму о разрешении переселения в Туркестанскую область лиц русского происхождении и православного исповедания, а также членов некоторых старообрядческих сект. Также принцип построения административно-территориальной системы Туркестанского генерал-губернаторства был нацелен на укрепление российской государственности. Что касается административно-территориональной политики, то она была направлена на то, чтобы пресекать в корне зачатки всякой государственности.
Список литературы Этнодемографическая ситуация в Российской империи в контексте укрепления российской государственности на рубеже XIX - XX вв. (на примере Кыргызстана)
- Гаврилов Н. Переселенческое дело в Туркестанском крае (области Сырдарьинская, Самаркандская и Ферганская)/Н. Гаврилов. -СПб., 1911.
- Дмитриев-Мамонтов А. И. Путеводитель по Туркестану и железным дорогам Средне-азиатской и Ташкентской/А. И. Дмитриев-Мамонтов. -СПб., 1903.
- Об образовании Киргизской Автономной ССР. -Фрунзе, 1927.
- Пален К. К. Переселенческое дело в Туркестане/К. К. Пален. -СПб., 1910.
- Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Семиречинская область. -Т. LXXXY. -Спб., 1904.
- Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Сырдарьинская область. -Т. LXXXYI. -Спб., 1904.
- Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Ферганская область. -Т. LXXXIX. -Спб., 1904.
- Справочник по Кара-Киргизской Автономной области РСФСР на 1925 г.