Этнография казахского народа в работах Григория Николаевича Потанина

Бесплатный доступ

Рассмотрены проблемы изучения традиционной культуры казахского народа, раскрытые в различных научных трудах Григория Николаевича Потанина (1835-1920). На основе проведенного нами исследования его творчества можно выделить такую важную заслугу ученого, как детальное изучение народного фольклора, в том числе генеалогических легенд и преданий, устного и музыкального народного творчества В работах Г. Н. Потанина содержится также анализ происхождения данных произведений, проводится сравнение их форм и содержания с материалами, известными в творчестве других народов. Много внимания он уделял исследованию истории, этнического состава, особенностей традиционной системы жизнеобеспечения казахского народа, что справедливо считал материальной основой его яркой и своеобразной духовной культуры. Выполненные им описания народного быта до сих пор остаются наиболее полными характеристиками такого рода.

Еще

Г. н. потанин, казахи, традиционная культура, духовная культура, фольклор, музыкальное творчество

Короткий адрес: https://sciup.org/147220216

IDR: 147220216   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-3-105-109

Текст научной статьи Этнография казахского народа в работах Григория Николаевича Потанина

В условиях ускоренного развития модернизационных процессов в Казахстане возрос интерес к изучению творческого наследия историков и этнографов XIX–XX вв. Особую значимость для науки имеют работы виднейшего русского этнографа, географа и общественнополитического деятеля Григория Николаевича Потанина (1835–1920). Научный анализ его трудов представлен в работах широкого круга дореволюционных российских исследователей: Н. М. Ядринцева, В. А. Гордлевского, В. А. Ватина (Быстрянского), А. Н. Пыпина, М. К. Азадовского; советских и постсоветских российских ученых: Н. С. Смирновой, И. М. Разгона, З. Ахметова, С. Ж. Сихимбаевой, А. М. Сагалаева, В. М. Крюкова, М. В. Шиловского, Е. П. Коваляшкиной; казахстанских авторов: Н. В. Алексеенко, Ж. О. Артыкбаева, Ж. С. Куз-гумбаевой, Г. Х. Рахимжановой. Вместе с тем, несмотря на широкий круг исследований, творческое наследие этнографа продолжает оставаться недостаточно раскрытым и осмысленным.

Так, Ж. О. Артыкбаев описывает многогранность таланта великого исследователя следующим образом: «...Тяга на Восток жила в нем инстинктивно, она влекла его на путешествия в неведомые уголки Монголии, Тибета, Китая. В центре наблюдений Потанина был человек... Он глубоко заглянул в душe инородцев, которые у порога культуры сохраняют мировоззрение кочевника, и жизнь разноплеменных народов Центральной Азии была ему уже понятна и близка... Публицист, поборник образования, ученый Г. Н. Потанин всячески заботился о Сибири, во всем виден широкий размах натуры сибиряка...» [Потанин, 2007. С. 235].

В связи с этим целью настоящей работы является анализ основных научных проблем в этнографии казахов, освещенных в творческом наследии Г. Н. Потанина. Его работы представляют особый научный интерес, поскольку сам он родился в одном из укреплений в казахской степи и прекрасно владел казахским языком, с детских лет был знаком с особенностями культуры и быта казахского народа. Будучи членом Русского Географического общества, уже состоявшийся исследователь являлся участником нескольких научных экспедиций, работавших на территории Казахстана, Монголии и Китая.

Результаты исследований и обсуждение

Одним из основных научных направлений, освещаемых в работах Г. Н. Потанина, являлось изучение фольклора, произведений устного народного творчества казахского народа, в том числе генеалогических легенд и преданий. В своих работах он предлагал результаты анализа происхождения данных произведений, выявления сходных черт с образцами творче- ства других народов. В четвертом выпуске работы «Очерки Северо-Западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1879–1880 годах по поручению Русского Географического общества» исследователь привел записи генеалогических легенд «Алаша хан», «Шон би», «Бала мерген» и многих других. При этом, отмечая необходимость изучения традиционной культуры восточных народов, прежде всего кочевых, этнограф писал: «...Признание важности легенд, преданий и сказок казахов, шире – тюрков и монголов – для развития мировой духовной культуры – вот идейная основа собирания их фольклора» [Казахский фольклор…, 1972. С. 24]. Так, по мнению исследователя, изучение истории тюрко-монгольских этносов предполагает в первую очередь изучение устных источников.

Другим направлением деятельности исследователя являлся сбор и запись сказок, легенд, пословиц, загадок и скороговорок. В работе «Казак-киргизские и алтайские предания и легенды и сказки» он привел записи сказок «Джиренше-шешен», «Алдар Косе», «Ер Тостик», «Алеуко батыр, сын Алекея», преданий «Сабалак», «Таласпай мерген», сказаний «Ир-Кокше и его сын Ир-Госай».

Особое место в творческом наследии Г. Н. Потанина занимал поиск доказательств так называемой «восточной гипотезы» происхождения и развития средневекового европейского эпоса. Этнограф скурпулезно изучал казахские, монгольские, бурятские, алтайские мифы, эпосы, предания об Аттиле, Чингисхане, определял их влияние на создание европейских произведений народного творчества, в том числе «Песни о Роланде». Поэтому исследователи справедливо называют Г. Н. Потанина «одним из первооткрывателей дуалистического мифа в фольклоре тюркоязычных народов, как бы предвосхитившим современные исследования» [Там же. С. 31].

Г. Н. Потанин с большим уважением относился к казахскому народу и его культуре. В работе «В юрте последнего киргизского царевича» ученый описывал казахский народ следующим образом: «Киргизы (казахи. – Р. Д. ) народ живой, здоровый, жаждущий жизни; они любят веселье, в костюме любят яркие цвета, в жизни – праздники… Состязания в артистическом искусстве и нарядах воспитывают, может быть, в киргизах некоторую долю тщеславия, что делает их похожими на французов. Подобно афинянам, киргизы необычайно любят новости (хабары); это страсть, которая в молодом поколении заменяется любознательностью… Сердечность киргизского народа рисуется также обычаем заключать братские союзы; такие друзья называются тамырами. У тамыра для тамыра нет ни в чем отказа, какой бы он ценный подарок ни просил» [Потанин, 2005. С. 302].

С истинным восторгом исследователь описывал музыкальное творчество казахов: «…Вы-сокое понятие о поэтическом искусстве выразилось у киргизов в легенде о происхождении песни. Легенда рассказывает, что некогда, именно в те отдаленные времена, когда люди еще не умели петь, песня (конечно, существо небесного происхождения) летала над землей и пела; где она пролетала низко люди хорошо расслышали ее и переняли песни; где высоко, там плохо были слышны ее песни, и народы, населяющие эти земли, остались немузыкальными). Над киргизской степью песня пролетала ниже, чем над какой другой страной, и поэтому киргизы – лучшие певцы в мире» [Там же. С. 362]. «…Между киргизскими певцами есть виртуозы в исполнении, которые умеют, – продолжает исследователь, – придать пению выразительность, это не простое пение, а пение с отделкой, артистическое. Киргизский народ потрудился над обработкой своей песни, и потому она вышла такая оригинальная, что при звуках ее сейчас же переносишься в своеобразную киргизскую обстановку; начинаешь воображать себя в разгоряченном воздухе киргизской степи, среди киргизского пейзажа и даже начинаешь чувствовать ароматы степных трав; так и понесет запахом полыни» [Казахский фольклор…, 1972. С. 31].

Большое значение изучению устного народного творчества Г. Н. Потанин придавал потому, что именно в нем находила свое отражение многообразная картина жизни казахского народа. В указанной выше работе, исследователь привел вариант легенды о Коркыт ата и определил роль поэтического искусства следующим образом: «Может быть, о том же воз- зрении на поэзию, как на примиряющий с жизнью элемент, свидетельствует и киргизское предание о первом киргизском шамане Куркуте, который, как есть некоторые основания думать, считался по преданию и первым киргизским поэтом… В этой легенде киргизский народ, может быть, выразил мысль, что только искусство красит жизнь и удаляет от нас преждевременно появляющиеся мрачные призраки [Казахский фольклор…, 1972. С. 62].

Вместе с тем Г. Н. Потанин отмечал определенное влияние ислама и среднеазиатской культуры на традиционную культуру казахов. Так, в работе «Сравнение казахского и монгольского народов», приводя отличительные черты каждого из них, он пишет: «Предания киргизов отчасти указывают на Туркестан… У киргиз существуют предания о предках скота Зенг баба, предке коров Чопан ата, предке овец и др. Эти имена локализовались в Туркестане около Самарканда и в Туркменской земле; это говорит за то, что киргизские предания жили и в Туркестане, между тем у Саянских тюрков подобных имен, а также и связанных с ними легенд пока не замечено» [Потанин, 2007. С. 14].

Между тем было бы ошибкой полагать, что этнограф ограничивался лишь изучением духовной культуры казахов. Заметное место в творчестве Г. Н. Потанина принадлежало исследованию этнического состава, социальной структуры, традиционного хозяйства и материальной культуры. Так, в работе «На притоке реки Токрау» он отмечал большое значение орнамента: «Киргизский орнамент считается богатым: он проникает во все щели домашней обстановки; в юрте, благодаря работящей хозяйке, нет ни одного клока войлока, ни одного кусочка кожи, ни одного вершка деревянной поверхности без орнамента. Пол в юртах покрыт войлоком, на белую поверхность которого нанесены куски черной и красной материи, вырезанные симметрично. Задняя стена сплошь уставлена сундуками в войлочных чехлах, поверхность их тоже украшена узорами. Даже войлоки, покрывающие свод юрты, несут на себе орнамент. Гений трудолюбивой киргизки превратил юрту в картинную галерею или, точнее сказать, в выставку орнамента» [Потанин, 2007. С. 17].

Несмотря на потрясения и трагедии рубежа XIX–XX вв., Г. Н. Потанин твердо верил в светлое будущее казахского народа: «Народ, который в песне видит откровение божие, имеет право жить и творить. В его похоронных и свадебных обрядах и судебных обычаях столь много особенного, указывающего на сложную жизнь, прожитую киргизским народом, в преданиях, народной эпике, в чертах родного характера так много оригинального, что в этом историческом наследстве, которое может доставить большой материал ученым для изучения, киргизская жизнь найдет впоследствии элементы для развития в более здоровом направлении. Пусть почва степей усыхает, пусть природа окажется бессильною в борьбе с надвигающимся веянием пустыни, для киргизской жизни есть обильный источник и средств в духовном организме народа, если только сами киргизы от него не отвернутся» [Потанин, 2005. С. 68].

  • Н.    Н. Яновский (с учетом того факта, что заметная часть казахов проживала на территории, относимой официально к Западной Сибири), весьма справедливо охарактеризовал роль и значение его деятельности: «Этические нормы, которым следовал Потанин всю жизнь, и сегодня сохраняют свою действенную силу. Потанин и Ядринцев стремились создать в Сибири такую культурную среду, которая поднимала бы все ее народы на новую ступень их духовного, нравственного развития» [Яновский, 1988. С. 85].

Заключение

Исходя даже из краткого анализа научного творчества и общественной деятельности Г. Н. Потанина видно, что он является примером настоящего гражданина и исследователя, беззаветно преданного своему делу. Результаты занимающих важное место в творческом наследии Г. Н. Потанина исследований фольклора, в том числе устного и музыкального творчества, а также этнического состава, традиционной системы жизнеобеспечения казахского народа, актуальны до сих пор.

В данной работе отмечен лишь небольшой круг научных проблем, нашедших отражение в творчестве великого исследователя. Необходимо, привлекая широкий круг архивных материалов, продолжать изучение наследия ученого – истинного друга казахского народа.

Received

Список литературы Этнография казахского народа в работах Григория Николаевича Потанина

  • Потанин Г. Н. Избр. соч.: В 3 т. Павлодар: ЭКО, 2005. Т. 3: Труды по истории, этнографии и фольклору. 500 с.
  • Потанин Г. Н. Труды по этнографии и фольклору. Астана: Изд-во Павлодар. гос. ун-та, 2007. 248 с.
  • Казахский фольклор в собрании Г. Н. Потанина (Архивные материалы и публикации). Алма-Ата: Наука, 1972. 382 с.
  • Яновский Н. Н. Писатели Сибири: Избранные статьи. М.: Современник, 1988. 494 с.
Статья научная