Эволюция чеховской поэтики в рассказах 1887 года о "несчастной любви": образ человека и тип событийности

Бесплатный доступ

Рассматриваются изменения в поэтике А. П. Чехова на материале трех рассказов 1887 г., объединенных сюжетом о «несчастной любви»: «Полинька», «Верочка» и «Рассказ госпожи NN». Модифицируется тип событийности: от эпизода и отсутствия события как такового в «Полиньке» - через событие несчастливого свидания героев в «Верочке» - к бессобытийной фиктивной реальности в «Рассказе госпожи NN». Раздвигаются пространственно-временные границы события, усложняется его семантическая структура. В первом рассказе сюжет драматического свидания персонажей локализован в определенном месте (галантерейный отдел крупного магазина) и занимает незначительное время, совпадающее по длительности с речевой ситуацией «любовно-делового» диалога. Во втором произведении и время, и пространство континуальны, что предоставляет персонажам сюжетную свободу и способствует индивидуализации характеров, их психологической завершенности. Третий рассказ выстроен как психологическое исследование «остывания чувств»; сюжетное время составляет почти 10 лет, а пространство делится на «усадебное», маркированное ощущением «счастья» (действие происходит летом), и «городское», «зимнее», связанное с утратой надежд. Рутинность жизни персонажей и их смирение с неизменностью личного существования формирует бытийно-ориентированную концепцию судьбы. В художественной антропологии А. П. Чехова усиливается влияние биофизиологического и психологического факторов. Ролевое поведение персонажей в рассказе «Полинька» сменяется индивидуально-психологическим рисунком характеров в «Верочке» и «Рассказе госпожи NN». Образ человека становится изоморфным бытийному смыслу события.

Еще

Событие, сюжет, художественная антропология, образ человека, literary аnthropology

Короткий адрес: https://sciup.org/147219519

IDR: 147219519

Список литературы Эволюция чеховской поэтики в рассказах 1887 года о "несчастной любви": образ человека и тип событийности

  • Ахметшин Р. Б. Современники о смерти А. П. Чехова. (Письма, дневники, пресса)//Чеховиана. Из века XX в век XXI.
  • Итоги и ожидания. М.: Наука, 2007. С. 510-576.
  • Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М.: Худож. лит., 1984. 511 с.
  • Громов М. П. Чехов. М.: Молодая гвардия, 1993. 394 с.
  • Одесская М. М. Чехов и проблема идеала. М.: РГГУ, 2011. 496 с.
  • Разумова Н. Е. Творчество А. П. Чехова в аспекте пространства. Томск: Том. гос. ун-т, 2001. 522 с.
  • Степанов А. Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М.: Языки славянской культуры, 2005. 400 с.
  • Тамарченко Н. Д. Литература как продукт деятельности: Теоретическая поэтика//Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика: В 2 т. М.: Академия, 2004. Т. 1. 512 с.
  • Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М.: Высш. шк., 1989. 135 с.
  • Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. 291 с.
  • Шатин Ю. В. Русская литература в зеркале семиотики. М.: Языки славянской культуры, 2015. 344 с.
Статья научная