Эволюция эпиграмматического жанра во французской литературе: обзор исторических традиций

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются основные направления эволюции эпиграмматического стиля во французской литературе различных исторических периодов. В этой связи проводится диахронический обзор характерных особенностей и проявлений жанра, с акцентированием тесных генетических связей эпиграммы с другими малыми литературными формами, как то: эпитафия, фаблио, элегия, мадригал, фельетон, памфлет и др. Говоря о значимости античных литературных традиций в становлении французского эпиграмматического стиля, автор отдает дань бесспорной самобытности и этнокультурной уникальности наиболее древнего малого жанра - эпитафии, которая формировалась параллельно с эпиграммой на протяжении нескольких веков, в теснейшей взаимосвязи и взаимообусловленности. Именно это и обусловило широкие возможности варьирования функциональных черт и признаков эпиграмматического стиля в более поздние исторические периоды: Средневековья, Ренессанса, Просвещения, Классицизма и т.д. Результаты анализа обширного теоретического и практического материала, проведенного в ходе исследования, дают полное основание полагать, что традиции эпиграмматического стиля, заложенные еще античными авторами греко-римской школы, нашли свое достойное продолжение во французской литературе всех исторических эпох и имеют бесспорную перспективу дальнейшего самостоятельного развития в настоящее время.

Еще

Эпиграмма, жанр, направление, эволюция, форма, сатирический, черта, французская литература

Короткий адрес: https://sciup.org/148328581

IDR: 148328581   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2024-26-94-17-29

Список литературы Эволюция эпиграмматического жанра во французской литературе: обзор исторических традиций

  • Анастасьина, Е. Д., Бутько, Ю. В. Французская эпиграмма XVI-XVIII вв.: историко-лингвистический аспект // Верхневолжский филологический вестник. – Волгоград, 2017. – № 2. – С. 55-58.
  • Брагинская, Н. Б. Эпитафия как письменный фольклор. Текст: семантика и структура. – М., 1983. – С.119–139.
  • Гарачковская, О. А. Эпиграмма и пародия: проблема разграничения литературных жанров // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 4-1. – С. 337– 341.
  • Горностаева, Н. А. Эпитафия как отражение отношения общества к смерти (на материале англоязычных эпитафий) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – Т. 13. – № 1–2. – С. 136– 138.
  • Марциал, М. В. Эпиграммы / сост. и пер. Ф.А. Петровского. – М.: АСТ, 2000. – 447с.
  • Мельцер, Р. И., Недбайлик, С. Р. Эпиграммы как малый литературный жанр: обзор античных традиций // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – № 1 (41). – С. 139– 144.
  • Михайлов, А. Д. Три века французской эпиграммы // Французская классическая эпиграмма / сост. и пер. В. Васильева. – М.: Просвещение, 1979.– С. 5–38. [Электронный ресурс]. – URL: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/articles/franciya/mihajlov-tri-veka.htm (дата обращения: 10.12.2023).
  • Мучник Евгений // Ironic [Электронный ресурс]: ироническая и юмористическая поэзия [Электронный ресурс / Текст]. – URL: http://ironicpoetry.ru/autors/muchnik-evgeniy/. дата обращения: 10.12.2023).
  • Несмеянов, А. В. Эпиграмма как особый тип оценочного высказывания // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – С.-П., 2007. – Т. 17. – № 43–1. – С. 238– 241.
  • Петровский, Ф. А. Эпиграмма // История греческой литературы. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. – Т. 3. – С. 118– 146.
  • Пронин, В. А. Теория литературных жанров: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУП, 1999 – 196 с.
  • Рыбакова, А. А. Экспрессивно-семантическая структура двустрочных эпиграмм XVIII - XIX вв. и языковые средства комизма // Сб. «Наука. Инновации. Технологии». – М., 2007. – № 53. – С.168–171.
  • Словарь древней и новой поэзии / сост. Н. Ф. Остолопов. – СПб: Типография Император. Рос. Акад., 1821. – Ч. 1. – 534 с.
  • Соловьева, М. В. Элементы комического во французском эпосе и проблема жанровых транспозиций (на мате-риале цикла Гильома Оранжского).– СПб: Изд.-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2008. –164с.
  • Французская классическая эпиграмма/[сост.] и пер. В. Васильева. – М.: Художественная литература, 1979. – 431 с.
  • Чистякова, H. A. Греческая эпиграмма. – СПб.: «Наука», 1993. – С. 325– 365.
  • Эпиграмма // Антология сатиры и юмора России XX в.– М.: Эксмо, 2005. – Т. 41.– 382 с.
  • Gladu, K. La grandeur des petits genres. L'esthétique rococo à l'âge de la galanterie. Hermann, « Les collections de la République des Lettres». – Р., 2019. – 340p.
  • Ironic: ироническая и юмористическая поэзия [Электронный ресурс]. – URL: http://ironicpoetry.ru (дата обращения: 10.12.2023).
  • Smith, P. M., Mayer, С. A. La première épigramme française: Сlément Marot, Jean Bouchet et Michel d’Amboise. Définition, sources, antériorité // Bibliothèque d’Humanisme et Renaissance. – P. Librairie Droz, 1970. – Vol.32. – N. 3. – P.579–602.
Еще
Статья научная