Юбилей как повод для фальсификации истории

Бесплатный доступ

Статья продолжает начатые автором ранее размышления о юбилее как о социокультурном феномене. На этот раз рассматривается один вопрос - как юбилейное событие может оказаться поводом для фальсификации истории. Кому это выгодно? Почему юбилей часто становится временем столкновения политических и общественных сил?

Юбилей, фальсификация истории, историческая память, михаил горбачев, петр i, полтавская битва, николай гоголь, игорь золотусский, андрей евтушенко

Короткий адрес: https://sciup.org/14488968

IDR: 14488968

Текст научной статьи Юбилей как повод для фальсификации истории

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

4 (42) июль-август 2011 122-125

Юбилей события или лица, празднуемый на государственном уровне, – это всегда попытка осмысления или переосмысления творческого, научного или общественного наследия чествуемого юбиляра или исторического события. Это подведение итогов, осознания роли и значения события или юбиляра для своей страны, а также в мировом контексте. И иногда это повод для фальсификации истории.

В 2011 году праздновалось 80-летие первого и последнего президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева. Значение личности Горбачева для современной России достаточно спорно. Большинство инициатив М.С. Горбачева начинались как прогрессивные, а потом, раскручиваясь по собственной логике, приводили к катастрофе. Сейчас в историческом сознании общества идет процесс осмысления деятельности Президента СССР. Одни считают его одиозной фигурой, виноватой во всем, что с нами потом случилось, другие признают за ним небывалые заслуги. Вот эти оценки (3).

ЗА Горбачева : президент Альфа-банка Петр Авен: «Горбачев пришел дать нам волю»; автор биографии Горбачева Александр Рар: «Единственный из живущих ныне людей, про кого можно сказать, что он изменил ход истории»; член Совета федерации Александр Починок: «Спаситель мира, благодаря которому угроза третьей мировой войны стала не такой реальной».

ПРОТИВ Горбачева : вице-президент «Транснефти» Михаил Барков: «Считаю Горбачева недалеким, трусливым и сребролюбивым»; вице-президент России (1991–1993) Александр Руцкой: «Для меня Горбачев – это человек, предавший свою страну и свой народ»; первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ Анатолий Локоть: «Примечательно, что день рождения он отмечает не в Москве и не на Ставрополье, а в Лондоне. Потому что никому он тут не нужен».

Биполярность мнений очень сильная. Скорее всего с годами она будет сглаживаться. В результате, если Президент СССР через некоторое время вовсе не будет забыт, к 150летнему юбилею выкристаллизуется всеобщая точка зрения на его персону, эпоху, получившую, опять же с легкой руки Горбачева, название «перестройка», и на его вклад в мировой политический процесс.

Таким путем идет утверждение в исторической памяти общества многих выдающихся исторических и культурных деятелей. Так, совершенно очевидно, что 13-й сын царя Алексея Михайловича Романова вошел в историю страны и мира как великий государь Петр I. Вслед за Пушкиным весь мир убежден, что Петр «Россию поднял на дыбы». Неоспоримы его заслуги в области геополитики, его образовательные и миссионерские проекты, модернизация страны, его самопожертвование.

Тем не менее продолжает существовать альтернативная точка зрения, транслируемая отдельными представителями Русской православной церкви, монархистами (например, Иваном Солоневичем), сектантами и раскольниками, в частности, а также многочисленными зарубежными сепаратистскими источниками, которые считают Петра ненавистником православия, душителем церкви, превратившим ее в «игрушку в руках государства», безбожником и прямо – антихристом.

Манипуляции такого рода информацией могут стать грозным идеологическим оружием в руках различного рода оппозиционных сил. Так, поборники расчленения Русской православной церкви на Украине, за которыми стоят силы, поддерживаемые украинскими националистами, активно внедряют в сознание украинского народа свое видение преобразований Петра. Вот что говорит по этому поводу протоиерей Андрей Новиков, член Синодальной Библейско-Богословской комиссии и Межсоборного присутствия РПЦ на Украине, секретарь Одесской епархии: «Максимально негативный, просто бесовский облик Петра Великого создается антицерковными и антиимперскими силами на Украине с целью убедить неискушенного читателя в том, что измена Мазепы такому исчадью ада и разрушителю Церкви, каким был Петр, не только не является грехом, но, наоборот, должна быть воспета как попытка освободить православную Украину из-под власти антихриста. Такая “антипетровская” пропаганда ведется также с целью доказать, что Полтавская победа войск Петра была не праздником, а ужасным бедствием для Украины, как в гражданском, так и в церковном отношении» (5).

Немаловажно отметить, что вся эта дискуссия разгорелась в дни празднования 300летнего юбилея Полтавской битвы, широко отмечавшегося в России и на Украине в 2009 году. Именно в связи с юбилеем активизировались различные силы, пытающиеся дискредитировать значимость такого исторического события, как Полтавская победа. Поэтому в те юбилейные дни назрела необходимость ответить на существенный вопрос: кто же стоял во главе Русской армии 300 лет назад на Полтавских полях – враг Церкви Христовой или православный император «Третьего Рима»?

Искажение исторической реальности, фальсификация истории – существенный инструмент официальной пропаганды. «Чем чудовищнее ложь, тем быстрее в неё верит публика», – говорил Геббельс. Голодомор – активно используемая режимом Ющенко фальсификация – исполнял роль основного символа, который должен был объединить историческое сознание всех украинцев против навязываемого им образа нового врага – России.

Часто исторические факты «передергиваются» именно в связи с приближением того или иного юбилейного события. Юбилей – сам по себе является информационным поводом для активного продвижения СМИ нужных государству идеологических установок. В 2008–2009 годах, в преддверии 200-летнего юбилея Гоголя, существовало опасение российской стороны, что Украина хочет «присвоить» себе классика русской литературы, так активно она включилась в подготовку этого юбилея.

Слабость российской позиции усугублялась прежде всего тем, что в России не было музея Гоголя, а на Украине их было несколь- ко. Украинская газета «День» поспешила отобрать Гоголя у России, назвав его «одной из немногих украинских великих фигур, актуальных в мировом контексте» (1).

На этот вызов со стороны Украины пришлось отвечать Открытым письмом В.В. Путину, подписали его Игорь Золотусский, Василий Ливанов, Валентин Распутин, Савва Ямщиков: «Гоголь родился на Украине, любил Украину. Но он был и остается великим русским писателем. Ибо принадлежность писателя определяется не по месту рождения, а по языку. Гоголь говорил: мы должны писать и мыслить по-русски. И он делал это до конца своих дней», – говорится в этом документе (2).

Со словом примирения выступил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Наследие Николая Васильевича Гоголя ценно для нас и тем, что его слово соединило в себе величие церковно-славянского языка и красоту русских наречий, лиризм православной молитвы и поэтику малороссийских песен. Так творчество этого писателя стало стилеобразующим для русской и украинской литературы. Действительно, наследие Николая Васильевича Гоголя одновременно принадлежит русскому и украинскому народам, являясь частью того общего прошлого, которое и по сей день объединяет русских и украинцев и служит залогом их духовного и культурного единства» (7).

Не успел закончиться 2009 год, юбилейный для Н.В. Гоголя, как все разговоры и дискуссии на эту тему были прекращены. Надо полагать, до следующего юбилея. «После 1 апреля (1 апреля 2009 года исполнилось 200 лет Николаю Васильевичу Гоголю. – А.Е. ) от темы Гоголя государство отключило энергоснабжение, – с горечью сообщил автору этих строк Игорь Золотусский вскоре после юбилейной даты. – Что успели сделать до юбилея – то сделали, оставшиеся вопросы и проблемы, видимо, падут на плечи потомков, которые будут отмечать очередной юбилей писателя».

Что касается украинской стороны, то, видимо, потеряв надежду заполучить имя Гоголя в свой политический актив, они и вовсе забыли об «одной из немногих украинских великих фигур». Как у семи нянек дитя без глаза, так и Гоголь на Украине обойден вниманием властей. Дом дяди Гоголя Андрея Андреевича Трощинского, находящийся в Одессе, где Н.В. Гоголь с осени 1850 года по весну 1851 года закончил набело переписывать второй том «Мертвых душ», пребывает в состоянии страшного разрушения (автор этих строк видел этот дом 11 мая 2011 года) и производит тягостное впечатление на фоне хорошо отремонтированных домов и особняков, стоящих на этой улице.

Юбилей и фальсификация истории шагают рядом. За последние годы различными политическими силами было предпринято столько попыток фальсификации истории, что Президент России Дмитрий Медведев был вынужден создать в 2009 году специальную Комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. По словам С.Е. Нарышкина, руководителя Администрации Президента РФ и председателя этой новой Комиссии, «противостоять фальсификации истории может помочь рассекречивание архивных документов» (6).

Немного ранее, когда произошел августовский путч 1991 года, снесший с лица Лубянской площади Железного Феликса и открывший засекреченные архивы ФСБ, это по- зволило писателю Игорю Золотусскому написать роман-документ «Нас было трое», автобиографическое произведение о родителях автора и о нем самом. Героям романа пришлось пережить репрессии, тюрьмы, лагеря, детскую тюрьму и детский дом. Но это не только роман об одной семье, разрушенной эпохой насилия. Эта книга о нашем недавнем прошлом, недавней истории страны, о времени жестоком и бесчеловечном.

Статья научная