К истории "большой цыганской миграции" в Россию: социокультурная динамика малых групп в свете материалов этнической истории

Автор: Сеславинская Марианна Владимировна

Журнал: Культурологический журнал @cr-journal

Рубрика: Прикладная культурология

Статья в выпуске: 2 (8), 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье на основе анализа материалов по этнической истории и культуре рассматривается социокультурная динамика в среде российских цыган-ловaрей: этносоциальные процессы, связанные с особенностями социально-экономической интеграции в российское общество в конце XIX - ХХ в. Наряду с устными источниками использованы архивные материалы (фотографии, документы), позволяющие уточнить ареал и сроки миграции ловарей из Венгрии в Россию через территории Польши, Украины и Белоруссии. В Приложении приводятся полевые материалы по этнической истории и культуре российских ловарей.

Цыгане-ловари, этническая история, этнический дискурс, социокультурная динамика, социально-экономическая интеграция, группообразование

Короткий адрес: https://sciup.org/170174268

IDR: 170174268

Список литературы К истории "большой цыганской миграции" в Россию: социокультурная динамика малых групп в свете материалов этнической истории

  • Эта ветвь Чокёщи, как и представители других подгрупп ловарей, мигрировала из России в Польшу и далее на запад в период до II Мировой войны. Другая волна российских ловарей, включающая представителей Чокещи, в ходе миграции пересекла границу Польши около 1944 г.
  • М. А. Цветков и П. А. Михай — родные братья. При смене австро-венгерских паспортов на российские (после 1917 г.) выбор внешней фамилии для нового паспорта, как это происходило у большинства цыган, был случайным и не связывался с внешними фамилиями других членов семейной группы. Настоящая фамилией большинства цыган, под которой они известны во внртриэтнической среде — их родовое имя (название вицы), происходящее от имени или прозвища предка, характерной черты группы, и проч. Записанные в паспорте личные имена также могут не совпадать с внутриэтническими, особенно у старшего поколения, что в большой мере связано в прошлом с отказами работников ЗАГС записывать детей иностранными или этническими именами.
  • Несколько семей унгров уехали в Сербию из России примерно в 19041905 гг. (по сведениям Бады) и вернулись в начале 1944 г. Они ехали на повозках через Болгарию, Румынию и Бессарабию, из-за чего получили название бессарабцев среди ловарей-унгров.
  • Лаци, сын Писы. Писа - женское имя.
  • По сведениям Сильвии Лакатош (относит себя к ловарям), среди цыган Венгрии известен цыган Чоко, живший в XIX веке. Беседа с С. Лакатош состоялась в рамках IX Международной конференции по ромской лингвистике, 2-4 сентября 2010 г., в Институте исследований языков Финляндии, Хельсинки.
  • Поскольку Чокещи сохраняли мобильность, то речь, все же идет, по-видимому, о продаже шорных изделий.
  • Пэкещи, очевидно, также продавали хлебные изделия.
  • По расчетам, приблизительная дата рождения Мишки — между 1834 и 1948 г.
  • Румунграми ловари называют цыган, имеющих с ними значительную культурную и языковую дистанцию, изначально - это ловарское название раннего «доловарского» цыганского населения Венгрии: от лов. ром ун-гро «венгерский (местный) цыган». Так же пишет о происхождении этого слова Е. Фицовский, см.: Ficowski J. Cyganie па ро^к^ drogach. Krak6w ; Wroctaw: Wydawnictwo ^егасИе, 1985. Б. 80-81.
  • Череповские — распространенная фамилия русских цыган. У Цветковых, действительно, есть родственники из цыган Череповских в Петербурге, предки которых в прошлом работали в хорах и занимались конной торговлей, а потомки до последнего времени жили музыкальным исполнительством.
  • Милорд Ардомович Цветков, см. выше сведения об информантах.
  • Гаже — цыг. не цыгане.
  • Банги — цыг. кривая, косая.
  • Вероятно, это действительно этноисторический анекдот, так как есть упоминания о ловарях-бундашах в зарубежных источниках, что может свидетельствовать о том, что бундаши - род, эндогамно выделившийся в результате миграций. Этот вопрос требует специального изучения.
Еще
Статья научная