К истории развития вопроса о свободе печати как предпосылке конституционного государства
Автор: Сарасов Е.А.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Актуальные вопросы политики и права
Статья в выпуске: 2-5 (15), 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается определение, содержание свободы печати в либерально-правовой доктрине дореволюционной России эпохи «великих реформ» второй половины 19 - начала 20 веков. Говорится о том, что свобода печати (свобода массовой информации) способствует защите прав человека, становлению и развитию представительной власти и, как следствие, становлению конституционного государства.
Свобода печати, права человека, конституционное государство
Короткий адрес: https://sciup.org/140113472
IDR: 140113472
Текст научной статьи К истории развития вопроса о свободе печати как предпосылке конституционного государства
С точки зрения юридической науки, одно из важнейших условий благополучия общества – это обеспеченность и защищенность прав и свобод человека. Там, где нет личной свободы, где не обеспечены фундаментальные (основные) права индивида, нельзя вести речь о прогрессе государства. Свобода печати в целом и печатного слова в частности, рассматривалась в юридической науке как конституционный принцип, способный обеспечить защиту прав человека. Следовательно, свободу печати (в современной правовой терминологии определяемой как свобода массовой информации) можно рассматривать как один из факторов, условий развития конституционного государства.
Понятие и содержание свободы печати определялись по-разному на различных этапах развития отечественной юридической науки. Сегодня свобода печати, свобода массовой информации (в современной трактовке) – это фундаментальное право человека и важнейший конституционный принцип, определяющие содержание законодательства о средствах массовой информации (СМИ). В современных правовых исследованиях свобода массовой информации глубоко не изучалась в качестве конституционного принципа, ограничивающего вмешательство государства в жизнь человека и общества, а также в качестве условия развития конституционного государства. Это обусловливает актуальность рассмотрения понятия «свободы печати» в либеральной политико-правовой доктрине эпохи реформирования самодержавного строя России (во второй половине 19 – начале 20 вв.). В это время появляются правовые исследования, учебники и монографии, посвященные проблеме освобождения печатного слова, печати от цензурного гнета и от вмешательства власти в деятельность авторов и периодических изданий, с целью создания условий для развития народа и государства. Внимание к данному периоду обусловлено также тем, что именно в это время появляются предпосылки формирования отрасли, занимавшейся сбором, обработкой и распространением массовой информации, развивающейся независимо от воли государства по законам капиталистического способа производства. Необходимо отметить, что часто уровень развития государства, в том числе с точки зрения его правовых свойств, определяется его прошлым, его историей. Поэтому, говоря о свободе печати, свободе массовой информации, как об одном из условий развития конституционного государства, необходимо рассмотреть, что вкладывалось в данные понятия представителями либерально-правовой доктрины во второй половине 19 – начале 20 вв.
Конституционное государство ученые-юристы данной правовой доктрины рассматривали прежде всего как государство, в котором существует подлинное представительное правление, когда всей совокупности народа, как таковой, принадлежит, в той или другой мере, "политическое самоопределение", то есть законом определенная возможность активно влиять на ход политической жизни, в частности, на законотворческий процесс [3, с. 9-10]. В период «великих реформ» в России появляются предпосылки конституционного государства. Одна из них – это тенденции к установлению правового положения печати, ее свободы от государства. Еще Сперанский отмечал, что свобода печати способна стать основой незыблемости и прочности законов, то есть, выражаясь современным научным языком, свобода печати может стать гарантией верховенства права. Он утверждал, что «всякое право […] постольку есть право, поскольку основано на правде. Там, где кончается правда и где начинается неправда, кончается право и начинается самовластие»[5]. Именно свобода печати, свобода печатного слова способна выступить основой и гарантией правды и истины. В государстве, по мнению Котляревского С.А., общественное мнение и даже общественное настроение представляет несомненную силу, с которой правительство, хотя бы и не принуждаемое к этому никаким текстом закона, на деле считается. Свобода печати и народное представительство – это условия взаимодополняющие друг друга, они необходимы для принятия в государстве законов, соответствующих народным интересам.
Право на свободу печати дореволюционные российские ученые – юристы рассматривали как одно из прав «гражданской свободы». Они осознавали, что без гражданской свободы невозможно обеспечить режим законности в стране и государственное развитие.
Коркунов Н.М., в частности, определял понятие «гражданской свободы» как пределы государственной власти, наложенные на нее легально с целью воспрепятствовать стремлению подавить собою самостоятельность личности и общественных союзов. Он отмечал, что свобода связана не только с возможностями осуществления гражданами своих прав, но и с обязанностью государственной власти эти права уважать и соблюдать. Коркунов Н.М. о свободе печати говорит как о праве в субъективном смысле в ряду тех гражданских прав, которые составляют «гражданскую свободу»[2, c. 448]. Ученый-юрист Лазаревский Н.И. считал, что все права гражданской свободы, в том числе свобода печати, являются, тем условием, без которого народное представительство почти всегда бессильно. В частности, это проявляется перед исполнительной властью, которая стремится подчинить человека политике государства. От того, насколько правильно эти права используются и обеспечиваются, зависит фактическое проведение в государстве начала разделения властей, по крайней мере, действительность верховенства закона и невозможность издания постановлений с силою закона, но принятых не в законодательном порядке [4, с. 13-14]. Ученый А.Д. Градовский писал: «под именем свободы печати, в обширном смысле, разумеется право беспрепятственного распространения своих мнений различными механическими способами, под условием ответственности за злоупотребления. К числу таких способов относятся печать и литография»[1]. Логически из приведенного выше определения свободы печати следует, что отношение государства к произведениям человеческой мысли, о которых идет речь, должно быть сугубо отрицательным, негативным. Каждый может беспрепятственно распространять свои мнения до тех пор, пока не совершит какого-либо преступления или проступка, которые могут быть совершены путем печати. Чичерин Б.Н. определял свободу печати как политическое право. Он считал, что в отношении печати может действовать или система предупреждения или система пресечения[7]. При системе предупреждения, сочинения печатаются не иначе, как с дозволения правительства. В этом состоит цензура. Здесь свобода печати вовсе не существует как право, ибо в свет является только мысль, допущенная правительством.
Дореволюционные ученые – юристы осознавали, что свобода печати является важным условием развития конституционного государства, что нельзя проводить серьезные экономические реформы и государственноправовые преобразования без обеспечения свободы печати, то есть без опоры на общественное мнение и народное представительство в системе власти. Вся последующая судьба буржуазных экономических и государственно-правовых реформ во второй половине 19 – начале 20 вв. в России подтвердила их правоту. Преобразования не были завершены, потерпели крах. Это может послужить уроком для современной России.
Список литературы К истории развития вопроса о свободе печати как предпосылке конституционного государства
- Градовский А. Д. Начала русского государственного права. Тома I-III. -С.-Петербург, 1875 г. Том I. URL: http://constitution.garant.ru/science-work/pre-revolutionar/3988988/chapter/28/.
- Коркунов Н. М. Русское государственное право. С.-Пб., 1909. Том I. Введение и общая часть. - URL: http://civil.consultant.ru/reprint/books/97/455.html.
- Котляревский С. А. Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора. C.-Пб., 1907. URL: http://civil.consultant.ru/reprint/books/346/.
- Лазаревский Н. И. Лекции по русскому государственному праву. СПб., 1908. URL: http://civil.consultant.ru/reprint/books/286/20.html.
- Сперанский. О законах//Сборник Русского Исторического Общества. Т. ХХХ. С. 371. Цит. по: Коркунов Н. М. Русское государственное право. С.-Пб, 1909. Том I. Введение и общая часть. URL: http://civil.consultant.ru/reprint/books/97/222.html#img223.
- Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Тома I-III. -Москва, 1894. Том I. - URL: http://constitution.garant.ru/science-work/pre-revolutionar/3948892/chapter/21/.