К понятию культурфилософской интерпретации литературно-художественного произведения

Бесплатный доступ

В статье представлена исследовательская стратегия, согласно которой автор последовательно рассматривает такие концепты, как «герменевтика», «понимание», «смысл», «текст литературно-художественного произведения», «философская интерпретация», а затем на основе изложенных подходов конституирует понятие «культурфилософской интерпретации литературно-художественного произведения». Герменевтика сопутствует процессу познания, когда в последнем выкристализовываются смыслы, что дает основания рассматривать ее в качестве наиболее подходящего средства для распознавания семантических пластов литературно-художественного произведения. Такого рода произведения генетически являются смысловым ландшафтом, соответственно предполагают понимание как условие проникновения в их внутренний мир. Смыслы литературно-художественных произведений как правило зашифрованы авторами, что предполагает кропотливую интерпретаторскую деятельность, базирующуюся на соответствующих философско-культурологических традициях. Понимание и смысл неразрывно связаны друг с другом, поскольку понимание смысла есть итог, конечный результат процесса интерпретации», соответственно интерпретация нужна в условиях отсутствия непосредственного понимания. В ходе исследования установлено, что культурфилософская интерпретация литературных произведений, использующая герменевтический инструментарий, обогащает философские исследования в рамках теории и истории культуры, поскольку синтезирует новое знание, благодаря которому мы становимся частью культуры, знакомясь с ее лучшими образцами, отличающимися культурфилософской глубиной и фундаментальностью. На основании проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что культурфилософская интерпретация литературно-художественного произведения представляет собой метод гуманитарного познания, имеющий целью установление философско-культурологических смыслов, заложенных писателем в соответствующее литературно-художественное произведение путем применения герменевтических процедур.

Еще

Герменевтика, литературно-художественное произведение, понимание, смысл, философская интерпретация

Короткий адрес: https://sciup.org/148325590

IDR: 148325590   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2022-24-86-74-81

Список литературы К понятию культурфилософской интерпретации литературно-художественного произведения

  • Бахтин, М. Из записей 1970-1971 гг. // Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
  • Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] / М. М. Бахтин. - М.: Просвещение, 1975. - 504 c.
  • Бетти, Эмилио. Герменевтика как общая методология наук о духе / Пер. с нем.: Е. В. Борисов. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. - 144 c.
  • Борев, Ю. Б. Теория художественного восприятия и рецептивная эстетика, методология критики и герменевтика (вместо введения) // Теории, школы, концепции: (Критич. анализы). Худож. рецепция и герменевтика. [Сборник] / АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Отв. ред. Ю. Б. Борев. - М.: Наука, 1985. - 69 c.
  • Бронников, А. В. Третье бытие. - СПб.: Владимир Даль, 2019. - 319 c.
  • Букреева, А. Н. Герменевтический подход к анализу смысла художественных образов: дисс. ... канд. филос. наук. - М., 2018. - 161 c.
  • Быстрицкий, Е. К., Кошарный С. А. Философская герменевтика: гносеологические и онтологические подходы // Философские науки. - 1987. - № 1. - С. 71-79.
  • Григорьев, А. А. Культурологический смысл концепта: специальность 24.00.01 "Теория и история культуры": диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Григорьев Алексей Алексеевич. - М., 2003. - 176 c.
  • Гучинская, Н. О. Hermeneutica in nuce. Очерк филологической герменевтики. - СПб.: «Церковь и культура», 2002. - 128 c.
  • Доброхотов, А. Л. Избранное: [авт. сборник] / А. Л. Доброхотов. М.: Территория будущего, 2008. - 472 c.
  • Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. - М.: Флинта, Наука, 2002. - 248 c.
  • Жукова, О. А. Философия и теория культуры в анализе современности. - URL: http://cult-cult.ru/philosophy-and-theory-of-culture-in-analysis-of-today/ (дата обращения: 22.02.2022).
  • Люсый, А. П. География текстуальной революции. Междисциплинарные исследования локальных текстов культуры // Гуманитарное знание и вызовы времени / Отв. ред. и составитель тома С.Я. Левит. - М.: СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. - С. 214-236.
  • Манкевич, И. А. Литературно-художественное наследие как источник культурологической информации // Обсерватория культуры. - 2007. - № 5. - С. 17-23.
  • Микешина, Л. А. Интерпретация как фундаментальная операция познания // Epistemology & Philosophy of Science. - 2008. - № 3. - С. 5-13.
  • Монахова, И. А. Проблема понимания в современных философских исследованиях // Гуманитарные исследования. - 2005. - № 1. - С. 9-17.
  • Незнамова, С. П. Проблема понимания художественного текста и произведения: специальность 09.00.01 "Онтология и теория познания": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Незнамова Светлана Павловна. - Воронеж, 2005. - 164 c.
  • Никольский, С. А. Горизонты смыслов. Философские интерпретации отечественной литературы XIX-XX вв. -М.: Голос, 2015. - 536 c.
  • Оганов, А. А. Смысловые интенции художественного текста / А. А. Оганов // Эстетика и герменевтика: Сборник к 60-летию кафедры эстетики МГУ: сборник статей всероссийской научной конференции, Москва, 11 декабря 2020 года / Отв. редактор Е.А. Кондратьев. - М.: ООО "МАКС Пресс", 2022. - С. 118-120.
  • Пелипенко, А. А., Культура как пространство смыслов: Структурно-морфологические аспекты: диссертация ... доктора философских наук: 24.00.01. - М., 1999. - 539 c.
  • Пелипенко, А. А., Яковенко, И. Г. Культура как система. - М.: Издательство «Языки русской, культуры», 1998. - 376 c.
  • Попов, Е. А. Концепция культуры в творчестве О.Э. Мандельштама: динамика и этапы развития: специальность 24.00.01 "Теория и история культуры": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии / Попов Евгений Анатольевич. - Екатеринбург, 2008. - 152 с.
  • Порус, В. Н. Что значит «понять» художественный текст // Вопросы философии. - 2016. - № 7. - С. 84-96.
  • Семенова, С. Г. Русская литература XIX-XX веков: От поэтики к миропониманию. - М.: Академический проект; Парадигма, 2016. - 890 с.
  • Смирнов. А. В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 712 с.
  • Смирнова, Н. М. Понятие смысла в зеркале герменевтических практик // Вопросы социальной теории. - 2018. - №10. - С. 25-37.
  • Шульга, Е. Н. Логическая герменевтика о противоречивости философских систем // Мысль и искусство аргументации / отв. ред. И. А. Герасимова. - М.: Прогресс-Традиция. 2003. - С. 191-211.
  • Эпштейн, М. Н. От знания - к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 480 с.
  • Юшманова, Т. Н. Некоторые проблемы критики герменевтики как метода философско-эстетических интерпретаций культуры (критический анализ идеалистических герменевтических концепций Г. Шпета и П. Рикера): диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.04. - М., 1984. - 184 с.
Еще
Статья научная