К проблемам исследования и интерпретации древнего и средневекового наскального искусства Сибири и Центральной Азии

Бесплатный доступ

На Евразийском, вероятно, и на мировом пространстве обозначена уникальность страны гор Южной Сибири, которая связана с высочайшей степенью концентрации памятников наскального искусства. Многочисленность хронологически многокомпонентных памятников/святилищ среди них составляет другую особенность этого региона. Используя распространенное сравнение таких памятников с книгой, предложена гипотеза о них как хранителях традиций и их трансляторах. В значительной степени это касается техники и иконографии нанесения изображений. Этот тезис находит подтверждение в рисунках на камне коренных народов Южной Сибири - алтайцев и хакасов. В народном искусстве предпочтение техники гравировки объяснено тем, что она близка манере рисунка на органических материалах (кожа). Искусство нового и новейшего времени имело ритуально-бытовой характер. Обращено внимание на необходимость исследования разновременных палимпсестов с точки зрения изобразительной органичности многофигурной композиции, а также в результате дополнения ее поздними рисунками. В статье предложена версия восприятия и понимания относительно ранних многофигурных композиций на памятниках-святилищах «зрителями» в разные эпохи. В ее подтверждение приведены данные из этнографии народов Сибири. Такой подход потребует корректировки при реконструкции их смыслового содержания. Высказано предположение об изображениях позднебронзового времени на территории Горного Алтая, Западных Саян, Монголии и Китая как результате карасукско-лугавского влияния. Изобразительный стиль этого времени разительно отличается от передачи образа эпохи ранней бронзы и сейминско-турбинского периода. В отличие от горных регионов, в Минусинских котловинах это связано с прерыванием традиции наскального искусства в процессе миграции в лесостепи Среднего Енисея населения андроновской культуры. Наконец, представлена модель тенденции развития наскального искусства от ранних периодов до Средневековья.

Еще

Наскальное искусство, петроглифы, святилища, петроглифоведение, южная сибирь, горный алтай, минусинские котловины

Короткий адрес: https://sciup.org/145146439

IDR: 145146439   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0425-0430

Список литературы К проблемам исследования и интерпретации древнего и средневекового наскального искусства Сибири и Центральной Азии

  • Бауло А.В. Атрибутика и миф: металл в обрядах обских угров. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2004. – 160 с.
  • Бауло А.В. Древняя бронза из этнографических комплексов и случайных сборов. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2011. – 260 с.
  • Бобров В.В., Савинов Д.Г. Принципы хроностратиграфии в изучении петроглифов как древних святилищ // Мир наскального искусства. – М.: ИА РАН, 2005. – С. 35–36.
  • Гемуев И.Н., Молодин В.И., Сагалаев А.М. Древняя бронза в обрядности манси // Проблемы реконструкций в этнографии. – Новосибирск: Изд-во ИИФиФ СО АН СССР, 1984. – С. 62–80.
  • Дэвлет Е.Г. Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. – М.: Научный мир, 2002. – 256 с.
  • Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. Мифы в камне: Мир наскального искусства России. – М.: Алетейа, 2005. – 472 с.
  • Дэвлет Е.Г., Чжан Со Хо. Каменная летопись Алтая. – М.: Изд-во ИА РАН, 2014. – 144 с.
  • Ковалева О.В. Наскальные рисунки эпохи поздней бронзы Минусинской котловины. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2011. – 162 с.
  • Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов. – М.: Наука, 1980. – 176 с.
  • Молодин В.И., Ефремова Н.С. Грот Куйлю – культовый комплекс на реке Кучерле (Горный Алтай). – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2010. – 264 с.
  • Окладникова Е.А. Граффити Кара-Оюка. Восточный Алтай // Материальная и духовная культура народов Сибири. – Л., 1988. – С. 140–158.
  • Советова О.С. Приемы композиционного построения в наскальном искусстве Евразии // Древнее искусство в зеркале археологии. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. – С. 161–185.
  • Советова О.С., Шишкина О.О. «Соавторство» в создании наскальных композиций (на примере наскального искусства Минусинской котловины) // Труды VI (XXII) Всероссийского археологического съезда в Самаре. – Самара: Изд-во Самар. гос. соц.-пед. ун-та, 2020. – Т. III. – С. 103–105.
  • Теплоухов С.А. Древние погребения в Минусинском крае // МЭ. – 1927. – Т. 3, вып. 2. – С. 57–112.
  • Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края // МЭ. – 1929. – Т. 4, вып. 2. – С. 41–62.
  • Черемисин Д.В. Наскальная композиция с изображением колесницы и «танцоров» из Чаганки (Кара-Оюк). Алтай // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2003. – № 4. – С. 57–63.
  • Черемисин Д.В. К изучению новейших наскальных изображений Горного Алтая // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2008. – Т. 14. – С. 269–274.
  • Черемисин Д.В. Несколько наблюдений над граффити Горного Алтая // Древнее искусство в зеркале археологии. К 70-летию Д.Г. Савинова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. – С. 146–160.
Еще
Статья научная